СБП. Дни Мошиаха! 17 Нисана 5784 г., пятый день недели Ахарэй | 2024-04-25 07:05

Имя «Авраам» во время Освобождения

Рав Йосеф-Хаим из Багдада пишет, что этот запрет был при жизни Авраама и также он станет актуальным во время Освобождения — после пробуждения мертвых.

Перевод:Шолем Лугов 08.11.2016 3621 мин.

В Талмуде сказано от имени Бар Капара, что если кто-то называет Авраама «Аврам» — он нарушает позитивную заповедь Торы, как сказано («Берейшит» 17:5): «Но будет тебе имя Авраам». Рабби Элиэзер говорит, что при этом нарушается запрет, как сказано (там): „И не будешь ты больше называться Аврамом“». После этого в Талмуде обсуждается, почему этот запрет относится именно к Аврааму, а не к Саре (имя которой было изменено с Сарай) и не к Яакову (который был назван Исраэль).

МААРША возражает и пишет, что этот запрет не приводится в законодательных источниках и что нужно разобраться с этим.

Однако автор книги «Защитник Авраама» упоминает этот двойной запрет, а автор книги «Отличен из десяти тысяч» возражает, что не нашел упоминания об этом ни в одном из списков 613 заповедей. Возникает вопрос — почему?

Есть несколько объяснений. Рав М.-Й.-Л. Дискин писал, что этот запрет актуален только во время жизни Авраама и в его присутствии. Но после его кончины это уже не запрещено, как нет запрета унижать человека после его смерти.

Но остается непонятным:

1) Если этот запрет не является актуальным, то почему он приводится в Талмуде?

2) В Талмуде после этого приводится возражение, что в Писании сказано («Нехемия» 9:7): «Ты — Б-г, который избрал Аврама и вывел его из Ура Касдейского и дал ему имя Авраам» (и там объясняется, что пророк излагает историю Авраама — что вначале его звали Аврамом, а затем его имя стало Авраам. Но просто называть Авраама Аврамом запрещено). Но ведь книга «Нехемии» написана после кончины Авраама, так почему вообще возник этот вопрос?

Рав Йосеф-Хаим из Багдада в книге «Бен Йеояда» объясняет ответ р. Дискина и также его вопросы. Он пишет, что этот запрет был при жизни Авраама и также он станет актуальным после пробуждения мертвых. Поэтому, добавляет он, хотя РАМБАМ написал законы о Мошиахе, он не упомянул об этом запрете, так как он связан со временем после прихода Мошиаха, когда начнется пробуждение мертвых.

Теперь понятно, почему в Талмуде приводится возражение на сказанное в книге Нехемии, так как во время Освобождения книги Пророков и Писания не будут отменены, поэтому и возник вопрос: как же там упоминается имя «Аврам»? И хотя РАМБАМ постановил, что в будущем, после прихода Мошиаха, будут отменены все книги Пророков и Писаний — за исключением книги Эстер, но уже объяснили комментаторы РАМБАМа, что имеется в виду не то, что эти книги уничтожат, а не будет обязанности постоянно читать их.

На основании этого понятно, что во время Освобождения — после того, как пробудятся наши праотцы — снова появится этот заперт (по некоторым мнениям, это даже запрет из Торы).

Источники: трактат «Брахот» 13а и МААРША на это. «Шулхан Арух», раздел «Образ жизни» 156. Респонсы р. Дискина, сборник писем 5:19. «Бен Йеояда» на трактат «Брахот» там. РАМБАМ, «Законы о Свитке Эстер» 2:18 и «Магид мишнэ» там.

Комментарии: 2 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter