Свобода выражения в Эру Освобождения

28.10.2017 1072 (0)
Свободный перевод с английского: Шолем Лугов
Свобода выражения в Эру Освобождения
Через реку...

Какое у нас имя?

У нашего народа есть несколько имен. Нас называют «исраэль» (израиль) и «йеуди» (иудей). Но первое имя, которое упоминается в Торе, это «иври» — еврей. Каждое имя указывает на специфические черты и достоинства. «Израиль» подразумевает наше господство над другими силами, «иудей» описывает наше осознание Б-га и благодарность Ему. Но что означает имя «иври»?

Для ответа на это мы должны рассмотреть первый случай употребления этого слова в Торе. Оно находится в нашей недельной главе «Лех леха», где рассказывается о том, как Аврааму сообщили о пленении его племянника Лота (14:13): «И пришел беглец и известил Аврама-иври».

Через реку...

РАШИ объясняет смысл этого слова: «Пришедший с другого берега („эвер“) реки». Здесь имеется в виду река Эфрат, на одном из берегов которой был рожден Авраам. Поэтому имя «иври» описывает приход Авраама с другого берега реки для того, чтобы прийти в землю Кнаан, выполняя указание Всевышнего уйти из своей земли: «Иди с земли твоей, и с родины твоей, и из дома отца твоего на землю, которую укажу тебе».

Возникает вопрос: почему Тора ждала до этого эпизода с пленением Лота, чтобы рассказать нам о том, что Авраам прибыл с другого берега реки? Что это добавляет к той информации, которая у нас уже есть об Аврааме (которого тогда звали еще Аврам)?

Потомок Эвера

Посмотрим, что говорят другие комментаторы? Согласно РАДАКу (Франция, XII век) это слово означает происхождение от внука Ноха (Ноя) — Эвера. Авраам был выделен из потомков Эвера, так как только он сохранил язык Эвера (отсюда и его название — иврит), так как другие потомки Эвера перешли на арамейский язык. К примеру, Лота, племянника Авраама, Тора называет «арамеец», так как он изменил свой язык на арамейский.

Этот комментарий нуждается в объяснении. Почему до сих пор Тора не упоминает о том, что Авраам был «иври», еврей? И в чем значение того, что он говорил на иврите, а не на армейском?

Авраам находится на одной стороне

В мидраше приводится еще одно объяснение слова «иври»: «Сказал рабби Йеуда, что весь мир был на одной стороне, а Авраам — на другой». Комментаторы поясняют, что Авраам был единственным человеком, кто боролся против идолопоклонства и проповедовал монотеизм язычникам. Это объяснение дает ответ на второй вопрос о значении слова «еврей», открывая нам причину того, что именно Авраам стал первым праотцом еврейского народа.

Однако это только усиливает первый вопрос: почему об этом не было сказано раньше в Торе?

Сражения будущего

Один из ответов, который также связывает все три объяснения слова «иври», это отражение последствий войны Авраама против четырех царей и спасение Лота.

Эти цари символизируют четыре будущие империи, которые подчинят себе еврейский народ. Сказал рабби Авун: «Как история Авраама началась с четырех царств, так она и завершится четырьмя царствами». Отсюда следует, что успех Авраама в этой войне является предвестником будущего. Это согласуется с известным высказыванием: «Действия праотцов являются знаком для их потомков [т.е. для еврейского народа]».

Племянник Авраама позже ушел жить в Сдом. Тора рассказывает, что когда этот город был разрушен, а Лот был спасен, у него родился сын Моав, ставший родоначальником праведной Рут, которая перешла в иудаизм и стала прародительницей династии Давида, от которого произошел Мошиах.

Другими словами, будущее Лота неразрывно связано с появлением Мошиаха, который положит конец четырем изгнаниям.

Каким образом Авраам получил столько сил, чтобы вести эти войны, начавшие процесс, который привел к окончательному Освобождению? И почему Авраам был выделен для этой миссии? Почему не Ицхак, Яаков или другой еврейский лидер? Что сделало Авраама таким уникальным?

Два вида победы

Ответ находится в его имени — «иври». Вообще, человек может вести войну двумя способами: в первом случае происходит только физическая победа над врагом, а во втором также и идеологическая. Это возможно только в том случае, когда победитель не идет ни на какие компромиссы в отношении своего подхода к жизни и не позволяет быть испорченным образом мышления побежденного.

Это справедливо как в материальном, так и в духовном смысле.

Без компромиссов

Авраам был наделен уникальностью, начавшей процесс, который привел к окончательной победе Мошиаха. Он не шел на компромиссы, когда речь заходила о принципиальных вещах. Когда Авраам начал уничтожать идолопоклонство и аморальное поведение, он не увиливал от этого ни в малейшей степени.

Поэтому мудрецы сказали, что Авраам стоял на одной стороне, а весь мир — на другой. Даже после того, как Авраам убедил других людей оставить идолов, им не удалось полностью отказаться от всех принципов, лежащих в основе идолопоклонства. Им не удалось выкорчевать из себя все морально слабые стороны.

Это объясняет, почему большинство из тысяч последователей оставили путь Авраама после его кончины. Даже его вторая жена, Агарь, вернулась к идолопоклонству, хотя впоследствии она отреклась от этого и Авраам повторно женился на ней.

Сам Авраама полностью изменил свой характер и полностью искоренил даже самые малейшие следы идолопоклонства и аморальности. Более того, со временем его любовь ко Всевышнему только возросла.

Окончательный язык для общения

Другим проявлением того, что Авраам уничтожил самые ничтожные проявления негативных вещей, мешающих ему начать процесс победы над злом, был тот факт, что он разговаривал на языке Эвера. Хотя все потомки Эвера перешли на арамейский, Авраам ревностно сохранил святой язык.

В Иерусалимском Талмуде сказано, что арамейский язык больше всего подходит для выражения печали и горя, а святой язык — для общения. Это язык, с помощью которого Всевышний создал наш мир и на котором была дана Тора.

Когда люди являются пленниками изгнания, им трудно говорить свободно. Это справедливо также и в простом смысле. Во время всех наших изгнаний у нас не было свободы слова. Можно предположить, что свобода слова, которой мы обладаем сегодня, это «образец» будущего, когда божественная речь раскроется полностью и наша возможность выражать себя как в духовном, так и в материальном смысле, станет беспрепятственной.

Авраам был единственным из потомков Эвера, который не потерял эту возможность выражать свои мысли ясно, однозначно и со всей силой. Его моральные ценности не были скрыты в нем самом. Он был еврей не только в своих мыслях, но и в возможности открыто выражать их для всех вокруг.

Пересекая реку

Другой областью, в которой проявилось трансцендентное мышление Авраама, было пересечение реки. В буквальном смысле это относится к его способности соответствовать указанию Всевышнего оставить свою землю, место своего рождения и отчий дом. Это значит, что Авраам смог разбить все формы и матрицы, которые связывали его со всем прошлым, которое он оставил за спиной. Он совершенно отделился от изгнания.

Возможность Авраама стоять на одной стороне этой пропасти и четко выражать свои мысли на языке Эвера наделила его силами для того, чтобы запустить процесс, ведущий нас к окончательному Освобождению.

Сейчас мы можем понять, почему Тора упоминает имя «иври» в контексте взятия в плен Лота четырьмя царями. Это было начало его битвы с силами зла, после чего Авраам посеял ростки Освобождения, что помогло ему победить четырех царей (т.е. четыре изгнания) и спасти Лота (т.е. Мошиаха). К концу этого Авраам должен был показать, что он «еврей» — он находится выше всех ограничений изгнания и свободен от них.

Интресно отметить, что фраза «слуга-еврей» (עבד עברי) имеет числовое значение 358, как и слово «Мошиах». Авраам, слуга Всевышнего, проложил духовный путь навстречу Мошиаху.

Наша задача сегодня заключается в том, чтобы завершить этот процесс: полностью очистить все следы нашего изгнания, четко и ясно сообщать весть об Освобождении, готовиться уйти с насиженного места и собраться всем вместе для завершения постройки Храма вместе с Ребе — нашим праведным Мошиахом.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Тора » Лех леха (другие статьи):