На прошлой неделе Ребе Король Мошиах объяснил нам, что слово «Геула» выражает идею Освобождения, которое не только не уничтожает изгнание, а, напротив, включает его в себе и поднимает на свой уровень. Этот процесс происходит благодаря внесению и раскрытию в изгнании Властелина мира (буква «алеф») и осуществляющегося благодаря работе самих евреев в изгнании.
Новшество такого освобождения уже имело место во время исхода (из) Египта, источника всех последующих освобождений:
Это происходило в то время, когда египтяне одалживали евреям различные ценности. Евреи не только вышли из Египта, но «использовали Египет», когда местные жители дарили им ценности, делая это с удовольствием и даже заставляя евреев принимать их дары. В этот момент исполнились слова: «И узнают египтяне, что Я — Б-г!» Понятно, что это произошло именно за счет спуска в изгнание.
Но кроме раскрытия Всевышнего в Египте, произошли другие, более высокие вещи (как раскрытие евреям Сущности Б-га во время Дарования Торы, что выше Его раскрытия, как Творца и Властителя мира). Тем более это относится к будущему Освобождению (когда будут «новые небеса и новая земля», «новая Тора от Меня выйдет»). И раз все это входит в Освобождение, то на это намекает слово «Геула». Но каким образом?
Ребе Король Мошиах объясняет это так:
Та самая буква «алеф», которая проникая в слово «изгнание» превращает его в «Освобождение», имеет тройной смысл: «Алуф» («Господин»), «Ульпана» («Учение») и «Пэле» («Чудо»).
Таким образом, в работе по превращению изгнания в Освобождение есть три этапа, соответствующие вышеупомянутым значениям буквы «алеф»:
1. «Господин». Раскрытие соотносимой с миром Б-жественности, что Б-г является хозяином мира, как сказано: «И узнает каждое творение, что Ты осуществил его».
2. «Учение». Раскрытие Б-жественности, которая выше мира, но имеет к нему отношение, что осуществляется в особенности с помощью раскрытия Торы.
3. «Чудо». Раскрытие Б-жественности, несопоставимой с миром. Включает в особенности раскрытие «чудес в Торе».
Все эти уровни раскрытия осуществляются именно служением в изгнании (за счет того, что «Все дела твои пусть будут во имя Небес» и «Всеми путями своими познай Его») с помощью изучения Торы и хасидизма. Именно за счет возобладания над тьмой изгнания можно достигнуть полноты раскрытия внутренней Торы в Освобождении.
Те же уровни есть и в Мошиахе.
Для того, чтобы каждый еврей был способен воспринять раскрытие Мошиаха, у него тоже должны наличествовать подобие перечисленных уровней. Ведь у каждого еврея есть в душе искра Мошиаха.
Практическое указание, следующее из вышесказанного:
Для того, чтобы еще более ускорить Освобождение, необходимо прибавление в изучении Торы, а в особенности в изучении внутренней ее части, как она раскрывается в учении хасидизма. Этот процесс должен происходить так, чтобы в его постижении участвовали все силы разума души. Также следует воздействовать в этом направлении на других людей.