СБП. Дни Мошиаха! 17 Нисана 5784 г., пятый день недели Ахарэй | 2024-04-24 21:45

Освящение Имени Всевышнего

Всеми признано, что когда еврей отдает свою жизнь во Имя Творца, запрещено ему думать, что Всевышний сотворит ради него чудо. Он должен твердо идти на смерть...

Источник: «Ликутей Сихот» том 27, стр. 167 Свободный перевод:Даниэль Булочник 05.05.2008 11644 мин.

В нашей недельной главе «Эмор» (Ваикра 22:32) евреи получили заповедь «Кидуш Ашем» (готовность отдать жизнь для освящения Имени Творца): «...И не бесчестите святого имени моего, чтобы освятился Я среди сынов Израиля; Я — Б-г, освящающий вас...».

Смысл этой заповеди заключается в том, что еврей должен быть готов отдать свою жизнь, но не осквернить Имени Творца, и когда он так поступает освящается Имя Творца в мире. Так комментирует эту заповедь РАШИ.

Есть два вида исполнения этой заповеди — первое, когда еврей отдает свою жизнь, но в последний момент свершается чудо и он спасен, и второе, когда он в самом деле убит ради освящения Имени Творца.

Но какой из двух видов исполнения этой заповеди выше?

РАМБАМ считает («Законы основ Торы» гл. 5), что основное в заповеди освящения Имени Всевышнего, это когда человек действительно убит за свою веру. Такая ситуация подчеркивает потрясающую веру еврея в Б-га, до такой степени, что он ради нее был убит. Этот еврей освятил Имя Творца в мире, демонстрируя всем свою приверженность Б-гу, которая ему дороже жизни. И поэтому десять убитых (р. Акива, р. Ишмаэль и т.д.) стоят на самой высокой ступени.

С другой стороны, мы находим в мидраше, что когда человек готов пойти на смерть, но в последнюю секунду происходит чудо и его жизнь спасена, то это освящение Имени Всевышнего еще более высокого уровня. В данном случае всем видна готовность человека пожертвовать своей жизнью, но также здесь раскрывается, что рука Творца спасает верного ему еврея. Более того, мидраш видит в этом специальную заслугу, которой удостоился данный человек и на это он приводит два примера. Первый — Ханания, Мишаэль и Азария, которые согласились быть брошенными в огонь, но в действительности произошло чудо и они были спасены. Второй пример — злодей Марианус, приговоривший к смерти двух братьев-евреев Папус и Лолианус. Марианус сказал им: «Если вы из народа Ханании, Мишаэля и Азарии, придет ваш Б-г и спасет вас». Ответили ему братья: «Ханания, Мишаэль и Азария были праведниками, а Навуходоносор был великим, и поэтому ему было явлено чудо. Но ты — царь-злодей и не заслужил, чтобы ради тебя было явлено чудо». А о себе они сказали, что им положена смерть с неба в любом случае. И из этого выводит мидраш, что в случае когда Всевышний сотворяет чудо и спасает человека отдающего за Него свою жизнь, такая ситуация является более возвышенной и находится на более высоком уровне.

Однако всеми признано, что когда еврей отдает свою жизнь во Имя Творца, запрещено ему думать, что Всевышний сотворит ради него чудо. Он должен твердо идти на смерть не надеясь на спасение в последнюю минуту. А РАМБАМ даже считает, что чудо спасения понижает качество заповеди и приводит сказанное в мидраше, что если кто-то жертвует собой надеясь на чудо, это чудо не происходит. И поэтому, когда он думает о чуде, в действительности он предотвращает чудо, а освящение Имени Творца, это чудо само по себе.

Ле илуй нишмат Шейна-Браха бат Даниэль
Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter