СБП. Дни Мошиаха! 19 Адара II 5784 г., шестой день недели Цав | 2024-03-29 06:56

Считается ли седьмой год по Торе в то время, когда нет юбилейного года?

Когда Храм был разрушен, субботний год опустился на более низкий уровень, и поэтому он перестал быть связанным с юбилейным годом, даже не в отношении отсчета.

2844 (0) мин.
Перевод:Шолем ЛуговИсточник: «Ликутей Сихот» том 7, стр. 179-184

1. Юбилейный год — «в то время, когда все обитатели земли находятся на ней»

На слова «возгласите свободу на земле всем ее обитателям»1 сказано в Талмуде2, что закон юбилейного года («йовель») актуален только «в то время, когда все обитатели земли находятся на ней». И поэтому «с того момента, как были изгнаны колена Реувена, Гада и половина колена Менаше, прекратились юбилейные года».

Несмотря на это, сказано в Талмуде3, что также во время Второго Храма считали (и освящали4) юбилейный год, чтобы «освящать субботний год»: так как отсчет субботних годов («шмита») начинается со следующего после юбилейного года (по мнению мудрецов5, что пятидесятый год «не входит в счет»), поэтому вели счет также и юбилейным годам, «чтобы6 субботние года были на своих местах».

На это задают вопрос авторы «Тосафот»7: в Иерусалимском Талмуде сказано8, что «в то время, когда не ведут счет юбилейным годам, не ведут и субботним годам»9. И если так, то раз в период Второго Храма «прекратились юбилейные года», то автоматически прекратились также и субботние года?

РАШИ объясняет10, что в период Второго Храма юбилейные года были только по мнению мудрецов. Но авторы «Тосафот» полагают11, что согласно сказанному в Талмуде «вели счет юбилейным годам, чтобы освящать субботние года», что субботние года существуют по закону Торы также и тогда, когда упразднен юбилейный год, а это не соответствует тому, что сказано в Иерусалимском Талмуде.

2. Спор в соответствии с уровнем спорящих

Известно12, что мудрецы Талмуда устанавливали закон «внизу» в соответствии с их видением «вверху»13. И так как каждый мудрец видел вещи вверху в соответствии с корнем своей души, поэтому14 существует спор по определенным темам, так как в соответствии с уровнем корня души одного мудреца закон будет одним, а в соответствии с уровнем другого и закон будет другим.

Так можно сказать и о нашей теме, что спор между Вавилонским и Иерусалимским (по мнению «Тосафот») Талмудами15 — является ли субботний год заповедью Торы в то время, когда не отмечают юбилейного года — происходит оттого, что уровень субботнего года по сути Вавилонского Талмуда («Водворил меня во мрак»16) ниже, чем это по сути Иерусалимского Талмуда: чтобы субботний год был осуществлен во всей своей полноте, из закона Торы, по Иерусалимскому Талмуду требуется юбилейный год, который выше, чем субботний год17. А со стороны Вавилонского Талмуда, субботний год может иметь место в полноте также и в то время, когда не отмечают юбилейный год, как будет объяснено в п. 4.

3. Различные уровни в субботнем годе

В соответствии со сказанным выше, можно понять причину того, что после разрушения Второго Храма начался новый подход в отношении расчета субботних лет.

Во время Храма пятидесятый год не был включен в расчет семи лет. И поэтому, даже после отмены юбилейных лет все еще продолжали «отсчитывать юбилейный год для освящения субботнего года». Другими словами, отчет семи лет начался с пятьдесят первого года, как выше в п. 1. А в «те семьдесят лет между разрушением Первого Храма… и с того времени, как он был разрушен после этого, не считали пятидесятый год, а только семь лет»18.

И на первый взгляд непонятно: почему нужно было менять форму отсчета семи лет, как это было во время Храма, после того, как «отменили юбилейный год»?

Вот объяснение согласно внутреннему смыслу:

Во время Храма субботний год был на высоком уровне, поэтому он был тогда связан с юбилейным годом.

(И в само время существования Храма было два периода и уровня: в то время, когда был юбилейный год — когда уровень субботнего года связан с сутью юбилейного года).

Но когда Храм был разрушен, субботний год опустился на более низкий уровень, и поэтому он перестал быть связанным с юбилейным годом, даже не в отношении отсчета.

4. Субботний год — отрицание существования; юбилейный год — свобода

Чтобы понять все это, нужно сначала объяснить смысл субботнего и юбилейного года в духовном служении человека:

Субботний год соответствует принятию на себя власти Небес — отрицанию существования20, то есть когда тот, кто служит, представляет собой что-то существующее, но при этом он только самоумаляется. Поэтому каждый субботний год может пробудиться заново вопрос (25:20): «А если скажете: Что нам есть в седьмом год?», несмотря на то, что сам человек уже видел во время предыдущего седьмого года последствия того, о чем сказано (25:21): «Я пошлю Мое благословение…» — так как из-за своего «я» в нем есть возможность задать такой вопрос, и всякий раз заново нужно ответить ему: «Я пошлю Мое благословение».

В противоположность этому, юбилейный год относится к сфере понимания, свободный мир24, когда свет Всевышнего светит в нем в полной мере. Поэтому он «освобождается» от всех вещей, которые скрывают и препятствуют Божественности25 — «возгласите свободу на земле», наподобие будущей свободы, когда не будет больше никаких сокрытий и препятствий, так как «дух нечистоты смету с лица земли».

И это объясняет то, что основная идея заповеди юбилейного года была именно во время Первого Храма, так как уровень «свободного мира» связан с буквой «эй» из Имени Всевышнего. И так как во Втором Храме не было этой буквы28, то тогда уже и не было настоящей свободы (в духовном смысле, и, следовательно, также и в материальном, так как ими правили идолопоклонники). И поэтому в тот момент уже не было сути юбилейного года.

5. «Отрицание существования» и «потеря самоощущения»

Уже приводилось подробное объяснение30 по поводу двух уровней в самоумалении. Это «отрицание существования» («битуль а-еш»), что в общем представляет собой принятие власти Небес, и «потеря самоощущения» («битуль ба-мециют»), что достигается с помощью понимания разумом. И в каждом есть свое достоинство:

Достоинство «потери самоощущения» состоит в количестве (понятно, что есть достоинство и в качестве) и распространении самоумаления, когда оно окружает всего человека, все его силы, в отличие от «отрицания существования», которое не влияет на все силы человека.

А достоинство «отрицания существования» состоит в мощности самоумаления: так как на уровне «потери самоощущения» самоумаление происходит из понимания, хотя само самоумаление связано с сущностью и пониманием человека. С другой стороны, «отрицание существования» не связано с сущностью человека, ведь при этом присутствует его «я»; поэтому самоумаление меньше по своему охвату и человек подчиняется Всевышнему со стороны принятия ярма Небес, но при этом есть большая мощь.

В этом состоит достоинство субботнего года в период Первого Храма, во время существования юбилейного года, когда были одновременно два достоинства: принятие ярма Небес (субботний год) было на уровне понимания (юбилейный год). Были причины и понимание в том, чтобы обуздать свое эго при принятии ярма Небес. Поэтому также и более высший уровень самоумаления окружил человека (без потери самоощущения).

6. Уровни в субботнем годе в соответствии с уровнями понимания

На основании этого можно понять три упомянутые выше уровня субботнего года:

А. Как это было в то время, когда существовал юбилейный год. Б. Как это было в то время, когда прекратился юбилейный год, но все еще «вели счет юбилейным годам, чтобы освящать субботние года». В. Как есть в это время, когда нет никакой связи с юбилейным годом.

А. Во время Первого Храма, когда светил уровень буквы «эй» из Имени Всевышнего, было настоящее постижение Творца — аспект юбилейного года, вплоть до того, что также и принятие ярма (уровень субботнего года) происходило с осознанием и пониманием.

Б. Во время Второго Храма уже отсутствовал уровень буквы «эй», но все ещё это постижение было связано с принятием ярма, наподобие того, что у человека может не быть разумного постижения какой-либо вещи, но он по крайней мере понимает, что должен поблагодарить. И, поэтому, тогда считали юбилейные года, чтобы освящать субботние года, так как несмотря на это был этот уровень юбилейного года (понимание), связанный с субботним годом (принятие ярма).

В. После разрушения Храма вообще нет обусловленного разумом понимания, поэтому сейчас седьмой год совершенно не связан с юбилейным годом.

7. Субботний год в наше время — сам по себе или как продолжающийся процесс?

Однако, в наше время духовная работа, состоящая в принятии ярма, находится на уровне выше разума, поэтому она не окружает человека явно, проникая при этом вовнутрь. Но, тем не менее, так как принятие ярма коренится в сущности души, что выше разума, то мы вынуждены сказать, что также и сейчас оно влияет на внутренние силы человека — разум и т.д., ведь «сущность» находится во всех деталях и оказывает на них влияние37. И только из-за сокрытия во время мрака изгнания нам кажется, что принятие ярма это только поверхностная вещь.

Это объяснение спора между Вавилонским и Иерусалимским Талмудами, является ли субботний год в наше время заповедью Торы (то есть, эта заповедь существует сегодня сама по себе) или по указанию мудрецов (в качестве напоминания о том, что было во время юбилейных лет):

Со стороны «водворил меня во мрак» — это Вавилонский Талмуд — видно, что сегодня «кабалат оль» является только внешней. И поэтому Вавилонский Талмуд полагает, что в наше время субботний год существует сам по себе и не связан с тем субботним годом, который был в то время, когда существовал юбилейный год.

Но со стороны света Иерусалимского Талмуда ощущается, что также и «кабалат оль» в наше время является внутренней идеей, и только временно оно не светит в полную силу. Поэтому полагает Иерусалимский Талмуд, что субботний год в наше время не существует сам по себе, а является продолжением субботнего года, который был в период Первого Храма, и напоминанием о ней.

Это является подготовкой к субботнему году в будущем, во время «третьего прихода»40 с помощью нашего праведного Мошиаха, пусть придет он и освободит нас как можно быстрее.

Примечания:
1 «Бэар» 25:10.
2 «Эрхин» 32б. РАМБАМ, «Законы юбилейного и седьмого годов» 10:8.
3 «Эрхин» там. РАМБАМ там, 10:3.
4 РАМБАМ там.
5 «Эрхин» там, 33а. См. п. 3.
6 Слова РАШИ там, 32:72.
7 «Эрхин» там.
8 «Швиит» 10:2. «Гитин» 4:3.
9 В «Кесеф мишне», «Законы юбилейного и седьмого годов» 4:25, что (по мнению РАМБАМа) только прощение долгов в конце седьмого года зависит от юбилейного года, что не так в отношении законов обработки земли, которые актуальны по Торе также и тогда, когда нет Храма. Но из приведенного там выше возражения «Тосафот» следует, что они считают, что законы обработки земли также актуальны в то время, когда есть юбилейный год (ведь в противном случае можно было бы объяснить тот факт, что отсчет юбилеев для освящения субботних лет относится только к законам обработки земли). И см. «Мишнэ ле-мелех» к РАМБАМу там, что так доказывается также из темы в «Моэд катан». И нужно заметить из Бейт-Йосефа, раздел «Йорэ деа» п. 331, который написал (о том, что написал ТУР там, что «Запрещено пахать и т.д., а в Земле Израиля сегодня это по мнению мудрецов»): «И таковы слова РАМБАМа в законах о шмите, гл. 9-10».
10 «Гитин» 36а (приводится в «Тосафот» к трактату «Эрхин» там).
11 «Эрхин» там. И см. также РАШИ к трактату «Гитин» там: «И я утверждаю, что это спор».
12 «Биурей а-Зоар», гл. «Ваишлах» 20:2.
13 И хотя известно, что «не на Небесах она» (трактат «Бава мециа» 59б) — идея такая, что увидев корень вещи вверху, они занимались и постигли своим разумом эту вещь, как она внизу, и на основании этого установили закон. И об этом объясняется подробно в другом месте.
14 См. также в предисловии к книге «Тания». «Зоар» III 245а.
17 Поэтому в отношении йовеля по сравнению со шмитой есть дополнительные законы и святость.
18 Мнение гаонов (приводится у РАМБАМа, там 10:5), объяснение а-Дриша к разделу «Хошен мишпат» 67:9.
20 «Ликутей Тора» наша глава 42д.
24 «Ликутей Тора», Рош а-Шана 60б.
25 На основании этого станет более понятно (также на внутреннем уровне) то, что сказано: «И он принесет урожай на три года… до девятого года» — хотя во время седьмого субботнего года (перед юбилейным годом) должна была принести на четыре года (см. «Торат коаним» и РАШИ к п. 22) — так как сказанное: «Я пошлю Мое благословение и т.д.» является ответом на вопрос: «Что нам есть?» А в отношении юбилея, «свободного мира», такой вопрос не возникает изначально.
28 Как сказали наши благословенной памяти учителя (трактат «Йома» 21а) на слова (Хагай 1:8) «Я буду благоволить к нему и прославлюсь, — сказал Всевышний». И см. «Ликутей Тора» там, 57г.
30 См. подробнее в «Ликутей Сихот» том 9, стр. 72 в конце...
37 См. «Ликутей Сихот» там, стр. 131-2. Брошюра «Изучение хасидизма», п. 17.
40 См. РАМБАМ там, 12:16.

Опубликовано: 18.05.2016 Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter