Суббота для заблудившегося в пустыне путешественника

20.05.2013 3144 (0)
Источник: «Ликутей Сихот» том 8, стр. 52-54
Суббота для заблудившегося в пустыне путешественника
Суббота для заблудившегося в пустыне путешественника

В Талмуде (трактат «Шабат» 69б) приводится закон, что если человек находится в пустыне и не знает, когда наступает суббота, он должен отсчитать шесть дней, а седьмой будет считаться для него субботним днем.

По мнению РАДБАЗа, седьмой день по отсчету этого еврея является для него субботой по Торе. На первый взгляд непонятно: как может быть, чтобы отсчет человека, который сам знает, что он может быть неверен, создаст существование субботы?

Более того: если бы суббота зависела от отсчета раввинского суда, то можно было бы объяснить, что еврей не знает, когда раввинский суд установил субботу, и поэтому она устанавливается по его отсчету, так как суббота зависит от отсчета. Но ведь сказано в Талмуде (трактат «Бейца» 17а), что святость субботы существует сама по себе и не зависит от действий евреев. Поэтому, как может быть, что отсчет семи дней создаст существование субботы?

Согласно объяснению Ребе Короля Мошиаха отсюда следует, что установление субботы зависит от того, что это седьмой день отсчета евреев. Хотя евреям нет необходимости отсчитывать на практике семь дней, а достаточно того, что этот отсчет существует сам по себе и евреи знают, что это седьмой день.

Но когда евреи вообще не производили отсчет, как, например, когда все евреи потеряли счет дням или когда отсчет перестал быть важным для евреев, то в этом случае, даже если они считают этот день «седьмым», существование «седьмого дня» не наступает.

На основании этого понятно, почему по мнению РАДБАЗа для человека в пустыне седьмой день по его отсчету является субботой по Торе: так как установление субботы зависит от отсчета евреев, поэтому когда у одного индивидуума не определена суббота, то у него она считается седьмым днем согласно его собственному отсчету.

Но по мнению РАШИ и так установлен закон (см. раздел «Орах хаим» п. 344), указание о соблюдении одного дня справедливо только по мнению наших мудрецов в качестве «памятки», чтобы у заблудившегося в пустыне человека был один день, отличающийся от других, и чтобы он не забыл о субботе. Отсюда следует, что такой еврей должен соблюдать седьмой день в качестве субботы не только как знак. С помощью его отсчета, по мнению мудрецов, седьмой день определяется для него как день, на который распространяется святость субботы.

Ребе приводит доказательство этому: если бы этот человек должен был хранить один отличающийся от других день только для того, чтобы это напомнило ему о субботе, то не было бы важно, какой именно день выбрать для этого. Также с помощью хранения другого (не седьмого) дня он не забыл бы об идее субботы. Почему же необходим этот закон, что он должен отсчитать шесть дней и хранить именно седьмой день, а без отсчета он не сможет хранить субботу?

Более того: в Талмуде приводится спор, каким образом путешественник должен отсчитывать дни после того, как он забыл когда наступает суббота. Рав Гуна считает (и таков закон), что он должен отсчитать дни согласно Творению мира — сначала шесть дней, а затем субботу. А Хия бар Рав полагает, что он должен отсчитать дни согласно отсчету Адама — сначала субботу, а затем шесть будних дней.

На первый взгляд, для достижения цели иметь отличающийся от других день не важно каким образом он будет отсчитывать дни. В любом случае у него будет один день, который отличается от других. Почему считает рав Гуна, что он должен считать именно как при Творении, а Хия бар Рав считает, что нужно считать именно как Адам?

Отсюда понятно, заключает Ребе Король Мошиах, что с помощью его отсчета для него устанавливается суббота по постановлению мудрецов. И поэтому он должен отсчитывать одним из указанных способов, так как именно с помощью его отсчета устанавливается субботний день.

То есть, раз с помощью такого подсчета определяется субботний дней для заблудившегося в пустыне человека (хотя на самом деле у других евреев суббота может быть в другой день), мы приходим к выводу, что когда евреи знают и ведут правильный счет согласно Торе, с помощью этого образуется существование субботы по Торе. Ведь если сказать, что установление по Торе совсем не зависит от отсчета евреев, то не может быть, чтобы отсчет заблудившегося в пустыне повлиял бы на установление субботы, даже по мнению мудрецов.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Тора » Насо (другие статьи):