СБП. Дни Мошиаха! 11 Нисана 5784 г., шестой день недели Мецора | 2024-04-19 14:59

Обеспечить йешивы всем необходимым!

В местах, где существует свобода вероисповедания, необходимо вдвойне прикладывать силы для занятий Торой — для себя и для тех, кто не имеет возможности этим заниматься.

Источник: «Ликутей Сихот» том 3, стр. 769-772 Свободный перевод:Шауль Айзенберг 01.11.2015 2042 мин.

Беседа, которую Ребе Король Мошиах произнёс перед сборщиками средств на йешивы «Томхей-Тмимим» («Сторонники беспорочных» — так называется сеть хабадских йешив, которую основал Ребе РАШАБ и которая существует по сей день). Беседа произнесена в святом кабинете Ребе, на аудиенции в пятницу, перед наступлением субботы, когда читали главу «Вайера», в 5719 (1958) году.

Мой тесть и учитель, Ребе (РАЯЦ), не однажды говорил о необходимости извлекать указания к действию из каждой изучаемой нами недельной главы. И это понятно: ведь у нас есть живой и вечный Всевышний и Он даровал нам живую и вечную Тору. И изучая её и извлекая из неё жизненные уроки, мы становимся вечным народом, которому под силу выдержать любые испытания.

В главе «Вайера» повествуется о первом в мире еврее. Он был единственным и весь мир был против него, пока мир не увидел, что Всевышний находится с этим евреем и помогает ему во всём. И тогда правитель земли Плиштим (Авимелех) заключил с Авраамом союз и Авраам получил возможность спокойно проживать в земле Плиштим.

В то время, когда Авраам проживал в земле Плиштим, Тора упоминает что «Посадил (он) тамариск („эшель“ на иврите) в Беэр-Шеве». «Провозгласил Имя Всевышнего Б-гом (всего) мира».

(Пояснение: подразумевается, что Авраам провозгласил Имя Б-га не над всем миром, а дал понять, что Б-г это и есть весь мир и что они неразделимы и являются одним целым).

В земле Плиштим Авраам распространял Б-жественность и веру в Него. И как далее сказано: «И проживал Авраам в земле Плиштим многие дни». И сразу же за этим повествованием следует история с жертвоприношением Ицхака.

И необходимо понять: что мы должны извлечь для себя из повествования о том, что Авраам посадил тамариск? Тора показывает нам здесь всё величие Авраама. Он был единственным евреем, распространял в мире веру в Единого Б-га. Но при чём тут тамариск? И как этот тамариск связан с историей о жертвоприношении Ицхака?

Самое простое объяснение слову «тамариск» («эшель») — это дерево со множеством ветвей. Находясь в жаркой пустыне, Аврвам посадил дерево, которое будет укрывать его от жары и солнечных лучей.

Талмуд же поясняет, что под словом «эшель» подразумевалось не одно дерево, а целый фруктовый сад, посаженный Авраамом для того, чтобы угощать фруктами всех прохожих.

И ещё одно мнение Талмуда, что под словом «эшель» подразумевался постоялый двор, который открыл Авраам в пустыне.

То есть, Авраам давал своим гостям не только фрукты, а и еду и питьё: мясо, вино и т.д. А также он предоставлял гостям ночлег. И даже, как приводится в комментариях, открыл суд, чтобы каждый гость имел возможность разрешить свои проблемы.

Тора повествует нам здесь о том, как Авраам принимал гостей. Он не ограничивался тем, что давал гостям хлеб, соль и воду, только лишь для того, чтобы они насытились. Авраам не ограничивался этим минимумом, а также и баловал гостей давая им фрукты, вино, всевозможные сладости, ночлег и даже суд. И всё это несмотря на то, что это были для него абсолютно чужие люди.

Из этого поведения каждый еврей должен извлечь для себя урок: в сердце каждого еврея заложена мера благодеяния и милосердия, унаследованная всеми евреями от Авраама. И это выражается в том, что совершая благодеяние, необходимо не только давать другим необходимый минимум, а также стараться доставить им удовольствие. И не только удовлетворять их материальные потребности, но также и потребности духовные.

Такое милосердие, как это описано выше, то есть давать ближнему не только самое необходимое, а и то, что доставит ближнему удовольствие, заложено и укоренено в каждом родителе по отношению к их детям. Так как дети являются не способными обеспечить сами себя, то каждый родитель по своей природе, старается дать ребёнку всё необходимое [без всяких там мыслей, отплатит ли ребёнок ему за это добром или нет]. И стараются дать детям не только самое необходимое, а намного больше. И это относится не только к материальным потребностям, а так же и к воспитанию и развитию детей. Родители воспитывают их так, чтобы ребёнок развивался в полной мере, как материально, так и духовно.

А у евреев, также как у Авраама, такое отношение заложено не только по отношению к собственным детям, а так же по отношению к чужим людям. В сердце каждого еврея заложено, что всё то, что досталось ему огромными усилиями и трудом, он готов отдать совершенно чужому человеку. И не только для того, чтобы насытить его материально, а готов помочь ему и духовно.

Такое поведение оно выше всякого разума и понимания: дать нуждающемуся то, что ему необходимо, это понятно и простым разумом. Ведь необходимо оказывать милосердие нуждающемуся.

Но давать ближнему то, в чём он не нуждается, а просто для того, чтобы доставить ему удовольствие, это уже является выше всякого понимания, а только лишь из-за того, что это заложено в еврее — сделать так, чтобы другому было хорошо.

И если так поступают в материальном отношении, то тем более так необходимо поступать с потребностями духовными, так как отсутствие духовных потребностей — потребностей еврейской души — намного тяжелее, чем отсутствие потребностей тела.

И поэтому так повелось у евреев, что в любом месте, куда бы еврей не попадал, будь то свободное государство или такое, где прижимают (духовные необходимости), не обращая внимания ни на что, в первую очередь открывали йешивы и «хейдеры» и старались обеспечить эти заведения не только вещами первой необходимости, а так, чтобы «Тора росла и процветала»!

И в этом и существует связь между «И посадил тамариск (эшель)» и жертвоприношением Ицхака.

Та духовная сила самопожертвования, которая была у Авраама и Ицхака и которая «повела» их на это жертвоприношение, хотя они и находились в «земле Плиштим» — государстве, где их никто не прижимал и они были полностью свободными (в исполнении Торы и заповедей), берёт свои корни от «И посадил тамариск (эшель)». Так же как и при гостеприимстве они вели себя выше всякого разума и понимания, так и в случае с жертвоприношением Ицхака, несмотря на то, что они находились в спокойном месте, они пошли с радостью на это испытание.

И это указание всем последующим поколениям: от еврея требуется самопожертвование. Особенно в том, что касается воспитания детей. Всё, что было заработано долгими годами, необходимо отдать на образование сынов и дочерей. И не только своих сынов и дочерей, но также и чужих. И дать им не только самое необходимое, а дать им еврейство, Тору и заповеди в полной мере!

Тогда будет выращено поколение самопожертвования, которое даже находясь в свободном государстве, будут готовы пожертвовать всем, что у них есть, включая собственную жизнь, для веры, для Торы, для заповедей и за всё, что связано с еврейством!

Когда поведение еврея является таковым, то есть обещание от Всевышнего, благословенен Он, что плата тем, кто поддерживает йешивы и заботится о их расширении и процветании, будет не просто «доллар за доллар». Всевышний заплатит несколько раз так [как мы находим в случае с Авраамом, что вначале у него был только один сын и из этого сына произошло «И преумножу Я твоё потомство, как звёзды на небе, как песок морской»]. Всевышний платит не только деньгами — про это вообще излишне говорить, а так же удачей во всех остальных вещах: в здоровье, долголетии и счастья от детей.

«Не случится плохого сердцу твоему от того, что дашь ты ему»! Поэтому, да будет угодно Всевышнему, чтобы каждый с радостью в сердце, извлёк урок из поведения Авраама и Ицхака и пожертвовал бы на йешивы доброй, открытой и щедрой рукой. И тогда Всевышний отплатит им за это не только деньгами, а и всем тем, что только человеку необходимо!

[В самом начале аудиенции, один из присутствующих рассказал о своём недавнем визите в СССР и о той духовной обстановке, которая царила тогда там. На это Ребе добавил в конце беседы):

Необходимо распространить, что несмотря на все трудности, там существует еврейство. Из этого следует понять, что в СССР проживает миллион евреев, значит, в свободных странах необходимо, чтобы два миллиона евреев занимались Торой, чтобы восполнить то, чего не достаёт «там»!

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter