Ќе поворачивайтесь назад или »споведь сол€ного столба

30.10.2018 1958 (8)
Ёксклюзивный перевод: Ёстер  ей
Ќе поворачивайтесь назад или »споведь сол€ного столба
ѕрошлое и насто€щее

1. —оответствует ли наказание составу преступлени€?

¬севышний посылает ангелов с тем, чтобы разрушить —одом. ј перед этим они должны спасти плем€нника јвраама Ч Ћота Ч и его семью. ¬ывод€ их из очага поражени€, ангел велит им убегать, не оборачива€сь и не останавлива€сь на месте. ƒалее “ора сообщает: Ђ∆ена Ћота обернулась и за это была превращена в сол€ной столбї.

ћы задались вопросом: за что конкретно она наказана? —оответствует ли наказание жены Ћота составу ее преступлени€?

ќтвечает комментатор –јЎ»: Ђ“ы поступала не лучше, чем люди —одома, и теб€ спасают только в заслугу јвраама. “ебе не стоит видеть их гибель и самоутверждатьс€ за их счет, счита€ себ€ лучше их!ї “о есть, по мнению –јЎ», она не была наказана только за то, что обернулась, а за причастность к тому же самому греху, что и содомиты.

Ќо, в таком случае, мы все еще не понимаем, почему ее превратили именно в сол€ной столб?

2. —леп€ща€ соль —одома

’лебосольство Ч хороший обычай, но жена Ћота ненавидела его, как и все содомиты.  огда Ћот просит ее принести немного соли дл€ трапезы путников (ангелов), она сердито отвечает: Ђ—вои пор€дки заводишь?ї и идет по сосед€м, громко прос€ соли, чтобы все узнали, что в их доме гости, Ч навлечь на них беду. ѕоскольку грех ее заключалс€ именно в этом неприветливом отношении, то она была наказана превращением именно в сол€ной столб.

—одомска€ соль действительно вызывает жжение и резь вплоть до слепоты, если попадает в глаза, поэтому перед прочтением благодарственной молитвы после трапезы у евреев прин€то омывать кончики пальцев. Ёто больше духовное действие, нежели физическое, оно выражает опасение оказатьс€ ослепленным содомской солью Ч а именно, перестать видеть нужды других людей. –јЎ» приводит нас к этим выводам.

“о, что жена Ћота обернулась назад, означало ее приверженность содомскому прошлому (с его главным грехом Ч эгоизмом). ќна не видела нужды других людей, а когда люди гибли, Ч наоборот, хотела это видеть! Ќужно было порвать вс€кую св€зь с прошлым. ќна этого не сделала и была наказана.

3. Ќе зацикливатьс€ на прошлом

≈сли у человека в жизни были травматические ситуации, то они, как пон€тно, оставл€ют глубокие шрамы в его психике. “ем не менее, мучить себ€ сверх того, что уже было, как говоритс€, положено по судьбе, не стоит! »наче станешь жертвой обсто€тельств.

—огласно еврейскому закону, по близким родственникам траур не превышает 12 мес€цев. ѕам€ть о горестном событии Ч тоже само по себе горе, будь то беда одного человека или целого народа, и она может стать источником посто€нных страданий, если ее не контролировать в своем сознании. ќна может парализовать ваши действи€ в реальной жизни, заставить течение времени как бы окоченеть от скорби внутри вас.

Ќо преувеличенное внимание к прошлому Ч это как раз и есть пример с женой Ћота, только рассмотренный с психологической точки зрени€. Ѕольше, чем об€зывает закон, скорбеть нельз€. ѕосле  атастрофы европейского еврейства многие, переехав в јмерику, сознательно отказывались от какой-либо еврейской самоидентификации. »м казалось, что они отомст€т, перестав быть хорошими евре€ми.

Ќо кому же они мстили? ¬едь √итлеру, наоборот, и не снилась така€ удача: оторвать от еврейства даже последующие поколени€ жертв  атастрофы. Ћюди могли думать, что они теперь демонстративно не будут ходить в синагогу и соблюдать заповеди и этим они что-то кому-то докажут.

¬овсе нет! Ёто поведение на руку только врагам. “аким образом, Ћюбавичский –ебе, который увидел эту большую опасность, Ч наоборот, пробудил в сердцах оптимизм и призвал уважать пам€ть павших как раз соблюдением заповедей, как раз оживлением всех сфер еврейской полноценной традиции, возрождением ценностей еврейской “оры!

» этот путь привел к колоссальному успеху, к насто€щему еврейскому возрождению во всех концах «емли. ѕричем –ебе утверждает, что гр€дущего ќсвобождени€ удосто€тс€ все, а не лишь избранные (п€та€ часть народа), как было при выходе из ≈гипта.

4. —в€зь с темой ћошиаха

 ак ни удивительно, искры ћошиаха оказались затер€нными именно вЕ —одоме.

—казано в ѕсалмах: ЂЌашел я раба моего ƒавида!ї √де нашел? ќтвет Ч в —одоме. »менно там, среди искр св€тости, спр€танных в истории с дочерьми Ћота, таилс€ зародыш будущего ќсвобождени€.

∆ивший в 17 веке каббалист р. Ўимшон ќстрополер высказал интересную точку зрени€ на этот счет. «на€, что в будущем от Ћота произойдет душа ћошиаха, его жена полагала себ€ причастной к этому процессу Ч кто же, как не она, родит избавител€? ѕоэтому она и не побо€лась огл€нутьс€ назад (к корн€м, к истокам).

Ќо истори€ распор€дилась иначе! —омнительное поведение дочери Ћота, приведшее к рождению ћоава, а в дальнейшем Ч –ут, дочери моавского народа, прабабки ƒавида, означало Ђнечто ненормативноеї, некую параллельную реальность, о которой жена Ћота знать не могла, такого оборота событий поистине не мог предполагать никто! ∆ена Ћота не допускала возможности, что ее накажут и лишат жизни, поскольку кто же тогда выносит мессианского лидера? Ёта мысль определ€ла ее поведение, заставл€€ ее чувствовать свое превосходство и безнаказанность.

5. ÷епна€ реакци€

≈сли мы говорим о таких ситуаци€х, когда человек видит как бы в пророческом видении нечто, но не понимает точного значени€ в контексте временных рамок, с кем именно и когда произойдет то, что ему €влено и дано увидеть, Ч то таких ситуаций было еще несколько.

Ќапример, жена ѕотифара видела будущее: дл€ нее открыли, что из ее дома будет …осефу потомство. Ќо ее эгоизм Ч будто пелена Ч застлал истинное значение этого видени€, и она ошиблась. ≈е толкование оказалось неверным. ∆ена …осефу была дана через ее дом, но не от нее, а через јснат, котора€ у нее воспитывалась, но была внучкой яакова.

“о же мы видим с  орахом. ќн видел, что из его потомков выйдет будущий Ўмуэль-пророк. » решил, что цель оправдывает средства. ћожно свергать ћоисе€ Ч ничего ему за это не сделают!  орах ошибс€, его эгоизм внес неточность в картину воспри€ти€ им будущего. Ўмуэль родитс€ действительно от сыновей  ораха, но они станут достойными этого вследствие раска€ни€, которое совершат (провалива€сь сквозь землю, уже на пути к геенне огненной).

Ћот, убега€ из —одома, немного промедлил. —лово Ђпромедлилї в “оре отмечено музыкальными значками, которые называютс€ Ђцепочкаї. ¬озможно, Ћот не принимал опасность всерьез, потому что видел Ђцепочкуї, то есть потомство, которое должно будет от него произойти Ч вплоть до праведного ћошиаха.

Ќо есть разница между видением насто€щего пророка, которому не грозит пострадать от эгоистического воспри€ти€ видени€, и обычным человеком. ƒавайте же услышим то пророчество, с которым обращаетс€ к нам –ебе.

6. ѕророческое видение –ебе  орол€ ћошиаха

«ла€ содомска€ соль Ч иЕ соль добра и завета, приносима€ на жертвеннике в ’раме?

ƒа, именно так, вы не ослышались! –ечь идет о жертвеннике —в€того еврейского ’рама. “рансформаци€ зла в добро с полной реализацией Ђудельного весаї зла и переменой модул€ на добро, превращение горечи в сладости, а тьмы Ч в свет. “акова программа нашего ближайшего будущего, согласно видению –ебе.

ќдинокий сол€ной столб у ћертвого мор€ Ч это душа жены Ћота. —отни веков животные приход€т и слизывают с этой Ђстатуиї соль. ¬ этом и состо€ло ее исправление.

»ерусалимский “алмуд пишет, что так будет продолжатьс€ до пробуждени€ мертвых. » тогда оживет и стату€, котора€ прежде символизировала духовную слепоту, Ч прозреет и пробудитс€ к вечной жизни.

ѕеревод осуществлен благодар€ поддержке общины Ѕней-Ќоах ƒнепра
ѕоддержите сайт www.moshiach.ru
ќшибка в тексте? ¬ыделите ее и нажмите Ctrl + Enter
“ора ї ¬айера (другие статьи):