Превратить зло в добро

13.07.2005 12452 (1)
Перевел и обработал: Даниэль Булочник Источник: «Ликутей Сихот» том 28, стр. 273
Превратить зло в добро
Превратить зло в добро

Сказано в книге «Мишлей» (Притчи Соломона): «Да сгинет имя злодеев». Известно также указание мудрецов: «не может человек дать своему сыну имя злодея» — для того чтобы не увековечивать его. В связи с этим вызывает большое удивление название нашей главы, которая названа именем злодея Балака.

Хотя также и глава «Корах» названа именем грешника, но ни в коем случае нельзя сравнивать между Корахом-евреем, дети которого полностью раскаялись (и скорее всего сам он тоже сожалел о содеянном) и Балаком-неевреем — злодеем, ненавистником евреев. И как сказано в Мидраше, что не было ненавистника большего чем он. Тогда как может быть, что глава Торы названа его именем? Раз Тора вечна, то и имя его увековечено?

Балак символизирует максимальное отдаление от святости. Имя «Балак» происходит от слова «болка» — смысл которого — отчуждение и смерть. С другой стороны, сказано в наших книгах, что Балак был великим мудрецом, даже большим чем Билам, и знал, что его потомки возглавят Дом Давида, и о дальнейших событиях, вплоть до прихода Мошиаха. И также Балак знал, что Мошиах произойдет от него, ведь Рут-моавитянка, от которой произошел Давид, а в дальнейшем Мошиах, была внучкой Балака.

Из этого видно, что Балак символизирует особый вид святости — святости, которая происходит от преобразования зла в добро, и от горечи в сладость. Сначала он был противоположностью святости и символизировал собой отчуждение и отделение от нее, но в конце концов был преобразован в самую великую святость — Давида и Мошиаха. На одном полюсе — Балак, враг Б-га и святости, на другом — Давид и Мошиах.

Служение Творцу делится на два вида: творение добра и преобразование зла в добро. Изучение Торы и исполнение заповедей — это творение добра, но когда еврей борется со злом, вплоть до того чтобы превратить его в добро, и это второй вид служения Творцу, и от этого служения Творец испытывает величайшее наслаждение. Таким является раскаяние, которое превращает грехи в заслуги и возносит «баал тшува» (раскающегося) на такую высокую ступень, что даже абсолютный праведник не может ее достигнуть.

На этот вид служения намекает нам Тора, когда мы учим главу «Балак». Царь Балак описанный в Торе — это злодей, но это также Балак очищенный и преобразованный в такой степени, что от него произошли Давид и Мошиах. Балак символизирует максимальное зло преобразованное в максимальное добро. И в этом скрывается указание каждому еврею: иногда, когда еврей пробует разобраться в своей душе, и честно отдает себе отчет, что он не всегда вел и ведет себя как подобает вести себя единственному сыну Творца, эти мысли могут привести к депрессиям и разочарованию. Но тогда Тора говорит ему: у каждого еврея есть силы побороть зло, и даже преобразовать его в святость, вплоть до максимальной святости.

Точно так же, когда мы видим другого еврея, который на первый взгляд выглядит как абсолютно оторванный (не дай Б-г) от Творца, мы обязаны знать, что в каждом есть потенциал преобразования до такой степени, что раскроется искра Мошиаха заложенная в каждом еврее.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Тора » Балак (другие статьи):