Билам связан с Амалеком. Когда мы пишем эти два слова одно под другим:
БИЛ | АМ |
АМ | АЛЕК |
то видим, что первая часть этих двух слов составляет имя «Билам», а вторая часть — имя «Амалек»
Почему Амалек смог воевать с евреями? Так как он являлся потомком Эсава. Амалек говорит так: «Я тоже правнук Ицхака и Авраама. Я тоже обладаю правом делать замечания по Торе и святости». И с этими словами он пришел воевать с евреями»
У Билама были подобные мысли. Он — потомок Лавана. Как Лаван утверждал: «Дочери — мои…», от которых произошел еврейский народ, поэтому и он обладает правом делать замечания о еврейском народе. Также и Билам — потомок Лавана — утверждал, что у него есть право судить о святости.
Отсюда мы учим указание для каждого поколения:
Когда кто-то приходит и утверждает нечто противоречащее Торе и заповедям, говорит что-то не соответствующее святости, даже если он предъявит документы, доказывающие, что он правнук Ицхака и Авраама или из его семьи произошли наши праматери, мы не будем его слушать!
Мы скажем такому человеку, который высказывает свое противоречащее Торе: «У нас есть только Всевышний. Мы проверяем всякую вещь только по одному критерию — по Торе! У нас решает не происхождение. Единственной лакмусовой бумагой у нас является только Тора».
Если какие-то слова соответствуют Торе — прекрасно. А если нет — нам не важно кто их произнес, Билам или Амалек, так как эти слова против Торы и нет у них никакой связи с нами.
Какой совет можно дать еврею для того, чтобы избавиться от Амалека и Билама? Это любовь и страх. Причем в таком порядке: прежде всего страх, а затем любовь. Также и эти два слова связаны одно с другим. Если мы напишем их одно под другим:
ИР | А |
А | АВА |
то увидим, что первая часть этих слов образует слово «страх», а вторая часть — слово «любовь».
Если у еврея есть страх ко Всевышнему и любовь ко Всевышнему, то не нужно ему принимать во внимание Амалека и Билама. Им никогда не удастся победить нас.