СБП. Дни Мошиаха! 11 Нисана 5784 г., шестой день недели Мецора | 2024-04-19 16:28

Почему палата первосвященника была из дерева и зачем его скрывали?

Палата первосвященника была именно из дерева, что намекает не только на продолжительную жизнь первосвященников, которые были праведниками, а подчеркивает, что в этом заключается суть первосвященника в любое время...

Источник: «Ликутей Сихот» том 28, стр. 252-261 23.07.2014 4038 мин.

РАМБАМ пишет («Законы о Храме» 1:9): «Не строят их (главное помещение Храма и храмовый двор) из выступающего дерева, а только из камней или кирпичей с известью». РААВАД спрашивает на это: «А разве палата первосвященника была не из дерева?» Действительно, согласно трактату «Мидот» (5:4), одна из палат называлась «деревянная палата».

Можно сказать, что сам РАМБАМ обратил внимание на эту проблему, поэтому он написал «выступающего дерева» — нет запрета строить из дерева, а только когда оно выступает и бросается в глаза.

Источник слов РАМБАМа находится в трактате «Рош а-Шана» (4а), где цитируется отрывок (Млахим I 6:36), что Шломо «построил внутренний двор из трех рядов обтесанного камня и из ряда кедровых брусьев». И говорит Талмуд, что Шломо поместил их внутри и покрыл известью, чтобы они не выдавались.

Отсюда понятно, что хотя «деревянная палата» была сделала из дерева, но это не было нарушением запрета.

Ребе Король Мошиах задает на это вопрос: зачем была необходимость строить эту палату из дерева и скрывать его, хотя можно было изначально построить ее как другие помещения — из камня?

Дерево — первосвященник — продлевает жизнь человека

Ребе приводит объяснение своего отца, что палата первосвященника (в которой он уединялся на семь дней перед Йом-Кипуром) называется «деревянная палата» только то время, когда первосвященники были кошерными и праведными людьми и они жили долго как Шимон-праведник. Но после этого изменили название этой палаты на «паредрин» (буквально переводимое как «предел царских чиновников»), так как коэны давали взятки и их меняли каждые двенадцать месяцев, как это делали с чиновниками.

И он объясняет согласно каббале, что дерево намекает на длительную жизнь, как сказал Йешаяу (65:22): «Ибо как дни дерева (будут) дни народа Моего». Поэтому в то время, когда коэны были праведными, их палата носила название «деревянной».

После этого отец Ребе добавляет, что сам первосвященник связан с долгой жизнью, так как долгая жизнь происходит от правой стороны, как сказано (Мишлей 3:16): «Долгоденствие в правой руке ее» и аспекта добра, а первосвященник также связан с добром. Доказательство этому он приводит из слов наших мудрецов (см. «Бамидбар» 35:25) о неумышленном убийце, который скрывается в городе-убежище до смерти первосвященника: то есть, убийца сокращает дни человека, а первосвященник увеличивает.

«Отсюда, — говорит Ребе Король Мошиах, — мы можем понять, почему палата первосвященника была именно из дерева». Это намекает не только на продолжительную жизнь первосвященников, которые были праведниками, а подчеркивает, что в этом заключается суть первосвященника в любое время и без всякой связи с тем, живет он долго или нет, как и закон оставаться в городе-убежище актуален во все времена, даже когда первосвященник не жил долго. Поэтому палата первосвященника была именно из дерева!

Почему дерево было все время покрыто?

После этого Ребе предлагает нам более глубокое объяснение и задает такой вопрос: если дерево связано с первосвященником и намекает на долгую жизнь, то почему нужно покрывать его известью, чтобы самого дерева не было видно?

Закон запрещает постройки в Храме из выступающего дерева и так как всякая вещь в Храме является исключительно точной и соответствующей своему смыслу, то отсюда следует, что если закон обязывает нас покрывать дерево известью, так действительно требуется по сути. Несмотря на то, что первосвященник по своей сути связан с длительной жизнью — «деревянная палата» — дерево должно быть покрыто.

Палата «паредрин» — важность входа в Святилище

Тогда нужно понять следующее:

Что касается времени после смерти Шимона-праведника, когда первосвященники не жили долго, понятно, почему дерево было покрыто — ведь длительность жизни первосвященника также была в сокрытии и поэтому палату уже не называли «деревянной».

Но почему требовалось покрывать дерево в период, когда первосвященники были праведными и жили долго? Логично, что в это время дерево должно быть выступающим, указывающим на явное проявление праведности коэнов, особенно когда они были на таком уровне, как сказано (Диврей а-Ямим I 23:13): «И отделен был Аарон, чтобы освятить его самым святым»?

Для этого нужно сначала понять, почему после смерти Шимона-праведника название палаты первосвященника изменили на «паредрин», так как коэны начали умирать в течение года?

Но непонятно: ведь и после смерти Шимона-праведника было несколько других праведных коэнов, которые не умирали в течение года. Тогда почему этих первосвященников связывали с названием, в котором подчеркивается отрицательное поведение?

Можно было бы объяснить это страстным желанием коэнов служить в Йом-Кипур в Святилище, вплоть до того, что они покупали должность первосвященника, хотя знали о том, что умрут в течение года, как они сами могли видеть на примере предшествующих им.

Достоинство первосвященников, которые жили долго

Но Ребе говорит, что это объяснение не достаточно, так как согласно ему новое название напоминает об отрицательном событии. В нем, несомненно, должно быть заключено позитивное указание.

Тем более, когда речь идет о месте, которое были предназначено для подготовки служения первосвященника в Десять дней раскаяния, когда его работа находится на максимально высоком уровне. Также стоит добавить, что в это время особенно нежелательно упоминать отрицательные вещи.

Обновление первосвященника в Йом-Кипур

Служение первосвященника в Йом-Кипур главным образом происходит в области раскаяния («тшува»). Одно из различий работы раскаяния от работы праведников состоит в том, что в ней присутствует обновление. Праведники постоянно поднимаются выше и выше, но эти подъемы происходят на основе их предыдущей ступени. А раскаяние приводит к возникновению новой реальности. При этом человек, сделавший «тшуву», может сказать о себе словами РАМБАМа («Законы раскаяния» 2:4): «Я — другой человек, не тот, кто грешил». И совершенство этого новшества происходит во время служения первосвященника в Йом-Кипур, от которого каждый еврей черпает силы для своего личного жизненного переворота в лучшую сторону.

На основании этого, можно также понять смысл закона, что белые одежды коэна, в которых он совершал служение в Йом-Кипур, никогда не используются больше. Так как каждый вход первосвященника в Святилище превращает его в новую сущность, ему требуется соответствующая новому статусу другая одежда.

В этом и заключается смысл изменения названия палаты: в материальном смысле жизнь коэнов удлинялась, а в духовном каждый год их заменяли, так как при входе в Святилище они становились новой сущностью и это был уже не тот первосвященник, который заходил в это место в прошлом году.

Два названия палаты — два вида служения первосвященника

Также понятно, почему эта палата имеет два названия — первое соответствует работе праведников, а второе — «баалей тшува». Интересно отметить, что рабби Йеуда а-Наси использовал первое название («деревянная палата») в трактате «Мидот», а второе («паредрин») в трактате «Йома», так как разница между этими трактатами похожа на разницу между служением праведников и раскаянием. В трактате «Мидот» речь идет о втором Храме (где первосвященники были праведными), а в трактате «Йома» — о служении в Йом-Кипур, раскаяние.

Первый период — служение праведников

Теперь, наконец, мы можем понять, почему нужно было покрывать дерево в палате первосвященника известью, так как новшество его служения в Йом-Кипур связано с раскаянием.

Но, в любом случае, эта палата получила название «паредрин» только после того, как появились коэны, которые не вели себя как следует, ведь пока они (и все их поколение) находились на уровне праведников, служение первосвященника в Йом-Кипур было хоть и связано с раскаянием, но это было раскаяние праведников. Ведь как говорит Алтер Ребе («Ликутей Тора», глава «Аазину»), раскаяние осуществляется не только из-за грехов, а также из-за отдаления от Всевышнего, когда душа спускается в тело, а это есть и у праведников.

Только когда первосвященники перестали быть праведными из-за духовного спуска всего поколения, их служение в Йом-Кипур стало ассоциироваться с раскаянием в буквальном смысле, которое освобождает еврея от всех ограничений и превращает его в совершенно новое создание.

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter