СБП. Дни Мошиаха! 18 Адара II 5784 г., пятый день недели Цав | 2024-03-28 10:38

Кто посылает дождь: Моше или Всевышний?

Когда евреи находились в пустыне, они были защищены со всех сторон облаками славы, питались манной небесной и пили воду из скалы. Но теперь Моше должен приготовить их к вступлению в «настоящий» мир.

6724 (8) мин.

На этой неделе мы начинаем последнюю, и может быть самую необычную из всех книг Торы — «Дварим». В ней Моше-рабейну дает последние перед смертью указания евреям, но делает это странным образом. В первых четырех книгах Торы нам абсолютно ясно, когда говорит Б-г, или Авраам, или Ицхак и т.д. Мы часто встречаем слова: «…и говорил Б-г, обращаясь к Моше…» и у нас не возникает сомнений, кто говорит.

В книге «Дварим» все иначе: Моше произносит все сам и мы даже не разу не встречаем фразу «…и сказал Б-г, обращаясь к Моше…», но в действительности говорит Б-г… устами Моше. Например, Моше произносит: «…если послушаетесь заповедей моих, которые я заповедую вам сегодня… то дам я дождь стране вашей в срок» (Дварим 11:13). И всем понятно, что говорит сам Творец, что заповеди от Б-га который пошлет дождь. Но почему-то это приходит к нам из уст Моше.

Почему Б-г это делает? Почему Моше хотел говорить от первого лица? Он в действительности имел ввиду Б-га? Это может привести к заблуждению, особенно когда все готовились войти в Землю Израиля. Все нуждались в очень четких указаниях которые будут вести и вдохновлять их.

Кроме того в ближайшие дни мы отмечаем разрушение обоих Храмов, случившееся 9-го Ава, с большой надеждой, что Мошиах в ближайшее время раскроет нам Третий Храм.

В чем заключается связь между этими двумя аспектами? Чтобы ответить на этот вопрос приведу историю, рассказанную госпожой Малкой Таугер.

В холодный зимний день, в 2001 году, р. Шолом Лев, посланец Любавичского Ребе в Глендейл, Аризона, со своей женой и двумя маленькими детьми закончил свой, очень вдохновляющий, визит к Ребе Королю Мошиаху в Кроун-Хайтс. Они спустились в метро и подошли к кассе, чтобы купить жетоны. Шолом планировал сесть на поезд в Хартфорд, чтобы навестить семью его жены, и затем сразу улететь домой. Но он не предусмотрел одну вещь — у них не было мелочи. Единственное что у них было это 100 долларовые купюры, а в кассах их запрещено принимать. Они застряли.

Его жена начала рыться в своей сумке, дети начали нервничать. У них все было рассчитано до минуты, и теперь из-за мелочи им придется пропустить поезд и это нарушит все их планы. Он выскочил на улицу, пытаясь разменять деньги. Неожиданно он услышал женский голос: «Я могу помочь? Вы хотите разменять? Да, да у меня есть…» Это была приветливая, хорошо одетая молодая женщина. С приятной улыбкой на лице она вручила ему деньги. Они поспешили вниз, мгновенно были приобретены билеты и эта женщина вместе с ними вошла в вагон.

Как только поезд тронулся Шолом Лев подошел к женщине, чтобы ее поблагодарить. «Не за что меня благодарить. Я хорошо знаю, что такое путешествовать с маленькими детьми. Я очень рада, что смогла помочь».

Завязалась беседа и неожиданно раввина осенила мысль спросить, еврейка ли она. И когда последовал утвердительный ответ, он спросил зажигает ли она субботние свечи. «Я не зажигаю, — ответила она, — что хорошего в том, что я исполняю одну заповедь, если я не делаю всего остального? Я не соблюдаю субботу и это будет лицемерием, если я начну зажигать субботние свечи».

И тут Шолом вспомнил о беседе, которую имел его дедушка, реб Залман Яффе, с Ребе много лет назад. Слова Ребе внесли переворот в Иудаизм. До этого момента еврейство Торы ушло в защиту, отмахиваясь от любых нерелигиозных влияний. Но Ребе поменял все. Он сказал, что Иудаизм содержит в себе решение всех мировых проблем, и если каждый еврей исполнит хотя бы одну заповедь, это наполнит весь мир смыслом и благословениями, подобным которых не было во всей истории человечества: придет Мошиах!

Ребе велел своим хасидам начать с тфиллин для мужчин и субботних свечей для женщин. Они должны выйти на улицы и начать менять мир. Через некоторое время после этого, реб Залман Яффе доложил Ребе, что он обратился к соседке с предложением зажигать субботние свечи и она ответила: «Что хорошего будет в исполнении одной заповеди, если я не соблюдаю все остальные?» — точно тот ответ который получил р. Лев в метро. Он ответил ей, что каждая заповедь наделена специальными качествами и благословением не связанным с другими. На что Ребе улыбнулся и кивнул в знак полного согласия.

Итак, р. Лев, вдохновленный воспоминаниями, сказал абсолютно те же слова этой женщине. Было видно, что беседа доставляет женщине удовольствие, но в то же время она еще не была убеждена. Через несколько остановок она вежливо попрощалась с семьей раввина и вышла…

Прошло три года. И однажды просматривая электронную почту, р. Лев наткнулся на следующее послание:

Уважаемый р. Лев! Я получила ваш адрес через международную хабадскую организацию. Мое имя Мелисса, и наверное вы меня не помните. Несколько лет назад я встретила вас с вашей семьей в метро в Кроун-Хайтс. Я разменяла вам сто долларов, чтобы вы могли сесть на поезд, а вы пытались меня убедить зажигать субботние свечи.

Хотите верьте, хотите нет, не сразу, но я начала зажигать их. Только одна заповедь, как вы сказали, без всякой связи с другими. Но это было только начало. Через некоторое время я вышла замуж за прекрасного человека, еврея, и мы решили что наш дом тоже должен быть еврейским.

Хотите верьте хотите нет, но сегодня мы стараемся соблюдать субботу, кушать кошерную пищу и у нас настоящий еврейский дом. Я хочу поблагодарить вас за ваше участие. Начиная с того памятного дня я часто задумываюсь и вспоминаю ваши слова «только зажигай субботние свечи…», и я должна вам признаться, что эти слова сделали меня такой какая я сегодня. Если возможно, я хотела бы поддерживать с вами контакт. Мелисса.

Это письмо привело р. Лева в восторг и он немедленно позвонил своему отцу в Лондон. Рассказал ему всю историю и особенно о беседе Ребе с его дедом и о том, как это событие подсказало ему правильные слова тогда в метро.

«Удивительно! — воскликнул его отец. — Ты никогда не догадаешься, откуда я только что пришел! Я пришел с помолвки молодой девушки, которая сказала мне, что если она сегодня соблюдающая еврейка, то только благодаря беседе твоего деда Залмана с ее бабушкой много лет назад, когда он убедил ее зажигать субботние свечи. Это именно тот разговор, о котором ты вспомнил в метро».

Теперь мы можем понять, почему Всевышний обращался к еврейскому народу устами Моше. Когда евреи находились в пустыне, они были защищены со всех сторон облаками славы, питались манной небесной и пили воду из скалы. Но теперь Моше должен приготовить их к вступлению в «настоящий» мир. В Земле Израиля они должны будут работать, строить, сеять, вести войны… и во всем этом открывать Божественное присутствие и превращать мир в жилище для Творца.

Где взять силы для реализации этой сверхчеловеческой задачи? Ответ — брать пример с Моше. В мидраше приводится комментарий на фразу «…и вот благословение, которым благословил Моше, человек Всесильного, сынов Израиля…» (Дварим 33:1): Моше — наполовину человек, наполовину Б-г. Всевышний сделал так, что все заповеди исходили из уст Моше, чтобы показать, что каждый еврей является частью, и наполнен силами Творца.

В каждом поколении есть Моше-рабейну. Это Ребе Король Мошиах, который учит, что каждый еврей является обладателем частицы Творца, и каждый еврей хочет, может и готов изменить себя и весь мир. Каждый из нас наделен силой поменять весь мир и привести Мошиаха немедленно.

Ле илуй нишмат Шейна-Браха бат Даниэль
Опубликовано: 05.08.2008 Комментарии: 8 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter