Самопожертвование главы поколения

06.08.2015 1509 (0)
Источник: «Ликутей Сихот» том 34, стр. 51
Самопожертвование главы поколения
Самопожертвование главы поколения

В нашей недельной главе «Экев» рассказывается о том, что Моше-рабейну объясняет народу, каким образом он разбил первые Скрижали Завета: «И схватил я обе Скрижали, и бросил их с обеих моих рук, и разбил их на ваших глазах!»

Рабби Хаим бен Атар — автор книги «Ор а-Хаим» задаёт такой вопрос: «Почему Моше должен был хватать Скрижали руками? Ведь когда он спустился с горы Синай, Скрижали были у него в руках!»

Мидраш Танхума объясняет эти действия Моше тем, что там была как бы борьба между Моше и Всевышним, между Моше и старейшинами поколения. Они держали Скрижали и не давали Моше скинуть их с рук. И тогда Моше победил их и схватил Скрижали.

Но в Талмуде в трактате «Шабат» сказано, что никакой борьбы там не было. Наоборот, Всевышний даже похвалил Моше за то, что он разбил Скрижали. Как же тогда следует объяснить эти слова, что Моше схватил Скрижали двумя руками?

Смысл этих слов можно будет понять, если попытаться разобраться в глубоком духовном смысле разбития Скрижалей. В комментариях к Торе «Шмот раба» сказано, что Моше хотел спасти евреев от обвинения. Скрижали являлись как бы брачным договором («ктуба») между Всевышним и евреями. Но после того, как евреи согрешили с тельцом, можно было бы обвинить евреев в нарушении этого договора. Разбив же Скрижали, Моше как бы порвал эту «ктубу». Нет «ктубы» — нет обвинения!

Но и в этом случае можно было бы обвинить народ, что из-за их греха разбились Скрижали, созданные и записанные самим Всевышним. Это и хотел предотвратить Моше! «Схватив» Скрижали, он как бы перевёл их из собственности народа в свою личную собственность. Моше являлся посланником народа, чтобы принести им Скрижали. Скрижали на тот момент принадлежали всему народу. Что же сделал Моше? Он «схватил» Скрижали, как бы присвоив их себе. Теперь не было возможности обвинить весь народ в разбитии Скрижалей, а только одного Мойше!

Этот поступок наглядно демонстрирует нам всю силу и глубину самопожертвования Моше на благо еврейского народа! Ведь на самом же деле, для чего ему это надо? Он не принимал участия в грехе с Тельцом. В то время Моше вообще там не было. Он был на горе Синай, поэтому даже косвенно невозможно было бы его обвинить.

Но Моше есть Моше! Он не просто требовал от Всевышнего простить еврейский народ, угрожая в противном случае убрать своё имя из Торы. Он не просто разбил Скрижали! Он сделал ещё большее! Схватил, присвоил Скрижали себе, сделав так, что теперь только его, а не весь народ можно было бы обвинить в их разбитии!

Посвящается поднятию души Йеудит бат Шломо-Хаим
Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Тора » Экев (другие статьи):