Назначение короля — заповедь или нежелательное требование?

Перевод: Шолем Лугов Источник: «Ликутей Сихот» том 24, стр. 122-5
02.09.2014 | 1628 | (2)
Назначение короля — заповедь или нежелательное требование?
«Ликутей Сихот»

В отношении заповеди назначения короля — «поставь над собою короля»1 — есть известный вопрос2:

Когда евреи просили пророка Шауля «поставь над нами теперь короля», эта просьба совсем не понравилась пророку3. Также Всевышний сказал об этом: «Меня отвергли…»4.

Но ведь это заповедь, которую Всевышний дал еврейскому народу! В особенности, согласно высказыванию наших благословенной памяти мудрецов5: «Три заповеди получили евреи при входе в Землю Израиля — поставить над собой короля…» понятно, что это очень возвышенная заповедь, она даже выше заповедей, которые связаны с нахождением на Земле Израиля.

С другой стороны, если требование назначить короля в то время было нежелательным, то почему Всевышний дал указание Шмуэлю исполнить просьбу евреев и назначить над ними короля?

2. Два уровня в назначении короля

Объясняется в хасидизме6, что в назначении короля есть две цели, одна из которых выше другой:

1) Простая причина понятна согласно сказанному в Мишне7: «Если бы не страх перед верховной властью, люди бы живьем проглатывали друг друга» — король должен заботиться, чтобы поведение жителей страны было соответствующим.

Но когда логично и понятно, что следует вести себя как следует, этого недостаточно, ведь «глаз видит, а сердце вожделеет»8; поэтому есть необходимость бояться короля, что приводит к праведному пути.

2) В ситуации, когда разум людей постоянно управляет сердцем, нет необходимости в назначении короля для вышеуказанной цели. Но есть вещи, которые народ не знает, как выполнять. И только король, благодаря своим достоинствам, будучи «на голову выше»9 остального народа, способен понять эти вещи и дать соответствующие указания народу, который будет исполнять волю короля.

В этом заключается внутренняя суть и корень заповеди назначения короля в еврейском народе, господином и властелином которого является Всевышний, а король — из плоти и крови — назначен Им быть связующим звеном для раскрытия власти Всевышнего в мире:

Евреи сами по себе являются верующими людьми; они понимают и чувствуют, что их жизненность проистекает из власти Всевышнего и это должно пробудить в них самоумаление по отношению Всевышнему. А когда они находятся в состоянии, при котором отсутствует это чувство, им требуется король из плоти и крови и с помощью страха перед ним у них пробуждается страх перед Всевышним.

Но когда евреи ведут себя как следует и сами обладают этим самоумалением перед Творцом, то тогда влияние назначенного короля происходит на более высоком уровне: для них раскрывается такой уровень божественности, которого они не могли бы достигать сами. Это происходит с помощью короля, который способен достичь этого уровня благодаря своим исключительным достоинствам и передать его еврейскому народу. После этого у евреев пробуждается более высокая форма страха и самоумаления, выше понятия и постижения.

3. «Меня отвергли…» — отсутствие страха перед Небом

На основании этого можно дать ответ на заданные выше вопросы:

Шауль хотел, чтобы евреи находились в состоянии подчинения Всевышнему сами, без помощи короля. А король только бы пробуждал в них высший уровень самоумаления и страха перед Всевышним — высший страх. Но евреи просили «короля, чтобы судить нас, как (это) у всех народов»10 — короля, который предотвратит ситуацию, когда «люди бы живьем проглатывали друг друга». Эта просьба свидетельствует о том, что у евреев отсутствует чувство богобоязненности, которое должно было быть у них само по себе. И поэтому сказал Всевышний об этом: «Меня отвергли…» — нет у них достаточно богобоязненности.

И понятно, что несмотря на это, Всевышний исполнил просьбу евреев и дал указание назначить над ними короля. Когда у евреев по какой-либо причине отсутствует богобоязненность, невозможно ждать, пока они сами придут к этому и тем временем оставить их без подчинения Небесам.

Он должен прежде всего принять на себя власть короля, что повлияет на него в этих вещах. А после этого, со временем, он дойдет сам до уровня самоумаления и богобоязненности, после чего он сможет с помощью короля перейти ко второму уровню.

4. Найди себе наставника немедленно!

Во всем нужно учить указание в служении Всевышнему:

Несмотря на то, что во время изгнания нет короля, сказали наши благословенный памяти мудрецы11: «Кто короли — раввины». Как существует заповедь назначения короля, так и еврей должен исполнить заповедь: «Найди себе наставника»12.

И сейчас мы можем извлечь указание из сказанного выше: есть люди, которые полагают, что в простых вопросах они могут сами понять их и принять решение, поэтому они не обязаны обращаться к наставнику — раввину.

Мишна говорит: «Найди себе наставника», каждый еврей должен иметь раввина — но они считают, что речь идет только о высоких материях, а они занимаются простыми делами, то они верят себе и думают, что не нуждаются во влиянии раввина.

И хотя проходит время и еврей продолжает оставаться в том же низком состоянии, тем не менее, он думает, что не стоит идти с вопросами к раввину. Он ждет, пока сам не пробудится в большой богобоязненности и исправит то, что следует.

Поэтому есть указание из заповеди назначения короля в духовном смысле в наше время: несмотря на то, что влияние короля на человека связано с высокими сферами, тем не менее, когда человек находится в состоянии «Меня отвергли», не дай Б-г, или же есть опасение этого — нужно немедленно использовать страх перед королем.

5. Нужно искать раввина

Есть люди, которые утверждают, что не могут найди себе раввина. Они должны знать, что эти мысли происходят от злого начала. Ведь… не может быть, чтобы среди евреев не было человека с большей богобоязненностью и любовью ко Всевышнему и такой человек может быть наставником. Только для этого необходимо заставить себя и заниматься поисками. И кто ищет, тот всегда найдет…

Все это особенно связано с временем перед приходом Мошиаха, который включает в себя оба достоинства — раввин (который будет учить весь еврейский народ, даже праотцов и Моше-рабейну) и король — Король Мошиах.

Примечания:
1 Дварим 17:15.
2 Абарбанель. «Кли якар». РАДАК...
3 Шмуэль I 8:6, 12-13.
4 Шмуэль I 8:7.
5 Трактат «Санедрин» 20б. РАМБАМ в начале «Законов о королях».
6 «Книга заповедей» Цемах-Цедека, заповедь «Назначение короля» 1,3.
7 Авот 3:2.
8 РАШИ, глава «Шлах» 15:39.
9 Шмуэль I 9:2...
10 Шмуэль I 8:5...
11 Трактат «Гитин» в конце главы 5.
12 Авот 1:6, 16.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Тора » Шофтим (другие статьи):