СБП. Дни Мошиаха! 17 Нисана 5784 г., пятый день недели Ахарэй | 2024-04-25 00:06

Виноградник Всевышнего — еврейский народ

Вы можете попытаться понять секрет еврейского народа и его выживания. Вы можете даже научиться ценить их. Но вы не можете поместить этот виноград в сосуд — вы никогда не сможете полностью понять их суть. Поскольку мы — загадка для остального мира, мы вызываем два противоречивых отношения...

Перевод с англ.:Шолем Лугов 28.08.2020 2234 мин.

Тора говорит («Тэцэ» 23:25): «Когда войдешь в виноградник ближнего твоего, то можешь есть виноград досыта, сколько твоей душе (угодно), но в сосуды твои не клади». В этом стихе Тора разрешает работнику есть виноград, однако он не может забрать его домой или отдать его другому.

Каждая заповедь в Торе передает нам указание, выходящие за рамки ее буквального значения и непосредственного применения. Какое урок мы можем почерпнуть из этого стиха, чтобы применить его к нашей жизни в эти неспокойные времена, когда мы готовимся к будущему Освобождению?

Кто твой настоящий друг?

Рассмотрим слово «друг», которое употребляется в этой фразе. РАШИ в своем комментарии к Талмуду интерпретирует это слово по-новому. Когда Гиллель сказал потенциальному прозелиту: «Что ненавистно тебе, не делай другу своему», РАШИ пояснил, что слово «друг» относится к Б-гу, и процитировал в качестве доказательства стих в Притчах (27:10) «Друга твоего и друга отца твоего не покидай».

Послание РАШИ состоит в том, что мы должны относиться к Б-гу не только как к нашему Отцу и Королю, но и как к нашему Другу.

Конечно, все описания Б-га, такие как Король, Отец и Друг, не следует понимать буквально, ведь Всевышний не поддается никакой форме или характеристике. Скорее, эти образы следует понимать метафорически. Б-г, безусловно, обладает всем, что представляют эти роли; иначе это приписало бы Б-гу несовершенство, чего быть не может. Вообще, все положительные качества происходят от Б-га, который обладает всеми свойствами в их абсолютном и совершенном состоянии. Они исходят от Него и спускаются в нашу ограниченную систему взглядов. Настоящий король — Б-г. Смертный король — всего лишь отблеск и искра Божественного Короля. Точно так же наши родители и друзья — тени своих Божественных двойников.

В любом случае, помимо Б-га, относящегося к нам как Отец и Король, Он также относится к нам как Друг. Что определяет друга? Следующий рассказ проливает свет на эту тему:

Один человек спросил Ребе Короля Мошиаха: «Почему столько людей почитают вас?» «Я стараюсь быть хорошим другом», — ответил Ребе. Пораженный человек удивился: «Друг? Это все, что вы делаете?!» Тогда Ребе спросил его: «Сколько у вас есть друзей?» «У меня их много», — ответил тот. «Позвольте мне определить для вас, что значит друг, а затем скажете, сколько у вас друзей», — предложил Ребе и начал объяснять: «Друг — это тот, в присутствии которого вы можете думать вслух, не беспокоясь о том, что вас могут использовать в своих интересах. Друг — это тот, кто страдает вместе с вами, когда вам больно, и радуется вашему счастью. Друг — это тот, кто думает о вас, и всегда заботится о ваших интересах. На самом деле настоящий друг — это продолжение вас самого».

Затем Ребе с улыбкой спросил: «Ну, так сколько таких друзей у вас есть?»

Истинный друг в нашем обсуждении — это отражение Божественной черты отождествления с Его созданиями. Когда мы страдаем, страдает и Б-г. Когда мы радуемся, Б-г радуется вместе с нами.

Входим в виноградник Б-га

Стих «Когда войдешь в виноградник ближнего твоего» можно также перевести как «когда войдешь в виноградник Б-га». Виноградник — это метафора духовных сфер, вход в которые дает человеку чувство удовлетворения и восторга. Более конкретно, это относится к человеку, который «входит» в мистическое, тайное учение Торы. Это учение настолько возвышенно, что человек, взявший от него слишком много и слишком быстро, может пострадать от смертельной передозировки. Действительно, это произошло, когда четыре мудреца вошли в ПАРДЕС. Трое из них получили физические и духовные повреждения и только рабби Акива вошел с миром и вышел с миром.

Тора ссылается на этот феномен, когда говорит: «Ты можешь есть виноград досыта, сколько твоей душе угодно» — это безопасно, приятно и даже воодушевляет. Но если взять больше необходимого, результат будет плачевным. Это может быть более глубоким значением последних слов стиха: «...но не клади в сосуд твой». Нельзя брать больше, чем нужно для использования в данный момент, и оставить на потом.

С другой стороны, упоминание сосуда намекает, что эти учения находятся за пределами наших сосудов, то есть наших эмоциональных и интеллектуальных способностей. Применение стандартных правил логики исказит эти учения, потому что они по своей сути находятся за пределами нашего понимания.

Каббала, или еврейская мистика, на протяжении тысячелетий хранилась в секрете, потому что к её учению нельзя было получить доступ с помощью обычных сосудов человеческого интеллекта. Только посвященные в каббалу люди, чьи души больше не ограничены телами и физическими потребностями, могли получить доступ к «Вину Торы» и впитать его.

Однако по мере приближения к грядущему Освобождению, когда все барьеры на пути к духовности и Божественности будут устранены, мы сможем поместить эти сверхрациональные учения мистицизма в сосуды нашего интеллекта. Учение хасидизма позволяет уже сегодня попробовать это на вкус.

Виноградник Б-га: еврейский народ

Можно интерпретировать приведенные выше слова Торы по-другому. В мидраше говорится, что слово «виноградник» является метафорой для еврейского народа, который является «виноградником Б-га».

Теперь мы можем перевести стих еще одним способом. «Когда ты захочешь проникнуть в душу виноградника Б-га (вашего друга), то есть в еврейский народ, ты можешь есть виноград досыта, но в сосуд свой не клади». Вы можете попытаться понять секрет еврейского народа и его выживания. Вы можете даже научиться ценить их. Но вы не можете поместить этот виноград в сосуд — вы никогда не сможете полностью понять их суть.

Еврейский народ — это тайна, так же как Б-г и Его мистические учения — тайна.

Поскольку мы — загадка для остального мира, мы вызываем двоякое отношение к себе:

Люди с ограниченным интеллектом или моралью будут бояться еврейского народа, потому что он такой загадочный. Затем страх порождает враждебность, а враждебность заставляет многих пытаться причинить вред еврейскому народу.

Однако порядочные люди смотрят на еврейский народ и его историю и восхищаются этим. Их чувства вызывают глубокое уважение. В результате некоторые могут даже перейти в иудаизм, потому что их души чувствуют родство с еврейским народом и сочувствие к нему. Большинство из них останутся неевреями, но сделают все возможное, чтобы подражать добродетелям еврейского народа, поддерживать его и прилагать усилия, чтобы соблюдать 7 универсальных законов потомков Ноаха.

Эра милосердия

Хотя может показаться, что это не так, но реальность такова, что по мере того, как мы приближаемся к мессианской эпохе, все больше и больше людей попадают в последнюю категорию. Это связано с возрастанием очищения мира и его обитателей.

Одна из вещей, которые помогут нам ускорить приход Мошиаха — это наша работа с окружающими нас людьми из народов мира, чтобы побудить их соблюдать 7 заповедей потомков Ноаха, которые призваны сделать наш мир цивилизованным, справедливым, добрым и милосердным. Источник: Coming into G-d’s vineyard

Комментарии: 2 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter