Из главы Торы «Хаей Сара», читаемой на этой неделе, мы узнаем, как разошлись пути двух сыновей Авраама: Ицхак стал следующим звеном в цепочке основателей еврейского народа, а Ишмаэль положил начало арабским племенам ишмаэлитов.
Авраам, узнав от Всевышнего, что у него родится сын Ицхак, сказал, что будет удовлетворен и тогда, если сын Ишмаэль пойдет путями Всевышнего; и обещание, что он, Авраам, будет отцом великой нации, сбудется через Ишмаэля. Нетрудно понять чувства Авраама: мать Ишмаэля, Агарь, строго соблюдала принципы веры Авраама. Более того, бывшая принцесса могущественного царства — дочь фараона, царя Египта, она оставила царский дворец и стала служанкой Сары, чтобы войти в семью Авраама.
Несомненно, она воспитывала Ишмаэля в духе истинной веры, но Всевышний сказал Аврааму: «по Ицхаку будет называться твое потомство». Чтобы понять эти слова Всевышнего, вспомним обстоятельства рождения Ицхака — оно было чудом: Авраам и Сара были слишком стары, чтобы иметь детей. Никто не верил, что такое может случиться, и сам Авраам не считал себя достойным такого великого чуда.
Отличие между сыновьями Авраама заключалось не только в обстоятельствах, сопутствующих рождению каждого из них, но и в исполнении заповеди обрезания. По еврейским законам, совершеннолетие наступает в 13 лет — с этого момента человек несет ответственность за свои поступки, он становится Бар-Мицва — т.е. отныне обязан соблюдать все заповеди. Ицхак же был обрезан, когда ему было 8 дней от роду! Его не спрашивали. Его разум и интеллект пребывали в младенческом состоянии, когда он был приобщен к вечному Завету со Всевышним.
Ишмаэль в своем поведении руководствовался разумом и интеллектом. В тринадцать лет разум указал ему заключить завет со Всевышним. Позднее, однако, этот же самый разум убедил его вести себя иначе, и поэтому его пришлось отослать из дома Авраама. Всевышний настаивал на том, что основать еврейский народ должен Ицхак, ибо само его рождение произошло вопреки законам природы, а вечный завет со Всевышним был заключен в возрасте 8 дней, когда его разум не имел «права голоса». Поэтому связь Ицхака со Всевышним была сильнее разума.
Из этого мы можем извлечь важный урок: не следует полагаться на то, что наши дети сами изберут верный путь, когда достигнут возраста зрелости и разума. Мы должны обеспечить им подлинное и всестороннее еврейское образование и воспитание с самого раннего возраста.
Нашей молодежи надо объяснять, что она принадлежит к древнейшему народу, соблюдающему законы Торы, прошедшему через века преследований, лишений и суровых испытаний, что само наше непрерывное существование можно объяснить только чудом. Поэтому излишне придавать слишком большое значение «законам природы»: они никогда не властвовали над еврейским народом.