Почему Авраам должен был слушаться Сару?

16.11.2006 5293 (1)
Перевод с идиш: Нурит Сарычева Источник: «Ликутей Сихот» том 1, стр. 31-34
Почему Авраам должен был слушаться Сару?
Почему Авраам должен был слушаться Сару?

1. В нашей главе написано: «И умерла Сара в Кирьят Арба, это Хеврон, Эрец Кнаан». В книге «Зоар» объясняется, что Сара символизирует собой аспект тела, а Авраам — аспект души. Объясняется далее: Кирьят Арба — здесь есть намек на то, что тело состоит из четырех элементов — огонь, земля, вода и воздух. Хеврон — соединение, эти элементы соединены между собой при жизни тела.

Когда тело умирает, душа приходит оплакивать тело, как написано: «И пришел Авраам». Душа оплакивает тело, потому что связь ее с телом не прекращается и после смерти.

В отношении вышесказанного можно задать вопрос: если Авраам — это душа, а Сара — тело, то как так далее Тора пишет: «все, что скажет тебе Сара — слушай ее»? На первый взгляд, тело должно слушаться душу, а не наоборот?!

2. Известно объяснение Баал-Шем-Това на слова Торы: «Если увидишь осла врага твоего, склонившегося под ношей, сними с него его ношу». Баал-Шем-Тов объясняет эти слова следующим образом: если увидишь осла — на святом языке «осел» («хамор») и «физическое» («хомер») — слова одного корня. Следовательно, эту фразу можно объяснить так: «Если увидишь, будешь всматриваться в свое (физическое) тело, то ты придешь к выводу, что это твой враг». Дело в том, что в начале жизни, в начале их совместной работы душа и тело — это враги, которые друг друга ненавидят. А продолжение фразы — «который склонился под ношей» — означает следующее: груз — это груз Торы и заповедей. И хотя Тора и заповеди даны душам в телах, основной груз по выполнению возложенной работы лежит именно на теле. Поскольку тело не хочет выполнять заповеди, и для него этот груз очень тяжел, то оно склонилось под его тяжестью.

3. Заповеди были даны душам, облеченным в тела, и их задача — работать с материальными предметами, совершать действия. Однако, такие заповеди, как любовь и страх, вера в единство Всевышнего, на первый взгляд относятся только к душе. Однако, это не так. Эти заповеди также связаны с определенными органами тела, как и другие. Страх и любовь, например, связаны с сердцем; вера же — с разумом. Эти органы должны выполнять эти заповеди так, чтобы все тело чувствовало груз этих заповедей; их выполнение должно вызывать изменения в теле. Так, например, страх должен вызывать дрожь в теле, а любовь — положительные изменения.

Рассказывается, что однажды Алтер Ребе молился в один из праздников, Рош а-Шана или Йом Кипур. Когда он дочитал до слов: «И поэтому дай страх перед Тобой», Алтер Ребе охватил такой страх, что он начал заикаться и никак не мог докончить эту фразу. А Цемах-Цедек на одном из фарбренгенов со своими хасидами попросил, чтобы принесли спирт. Он выпил один стакан, и еще стакан, и третий стакан. После этого он провел рукой по лбу, и все — никаких следов выпитого спиртного не было видно. Позже Цемах-Цедек объяснил, что он задумался о величии Всевышнего и на него нашел такой страх, что он сразу отрезвел.

Также, имеется пример, как любовь влияет на тело. Рабби Менахем-Нохум из Чернобыля был очень полным. Он объяснял это тем, что каждый раз, когда в молитве он произносил слова «Йиэй шмей рабо» и задумывался о величии Всевышнего и о том, как Он спускается в миры вплоть до нашего, самого нижнего мира, его охватывало чувство любви, счастья и наслаждения до такой степени, что он полнел.

4. Вернемся к фразе «Если увидишь осла врага твоего, склонившегося под ношей, сними с него его ношу». «Сними с него его ношу» — ты можешь подумать, что поскольку тело склонилось под ношей Торы и заповедей, что оно не в состоянии нести этот груз, то нужно «бросить» тело, и полностью отдаться душе. Но нет — нельзя бросать тело, нельзя его ломать, истязать. «Развьючь» тело — прислушайся к его голосу, помоги ему. Ведь тело необходимо — посредством его душа выполняет заповеди. Если еврей сконцентрировался, к примеру, на всех аспектах заповеди тфиллин, и прочувствовал все чувства, которые необходимо чувствовать во время исполнения этой заповеди, но не надел тфиллин, он не выполнил заповедь одевания тфиллин. Более того, на нем грех. Но если же он надел тфиллин, не продумав и не прочувствовав по каким-то причинам необходимых чувств и мыслей, он, тем не менее, выполнил заповедь.

Есть история о том, как Цемах-Цедек выбирал моэля для своего внука, которому делали обрезание. Стоял выбор между пожилым моэлем, который знал всевозможные аспекты заповеди обрезания по Аризалю, и молодым, который «просто» умел делать обрезание. Цемах-Цедек выбрал молодого, объяснив это тем, что главное в заповеди обрезания — это сделать обрезание. Знание каббалы в этом случае может помочь очень мало.

5. Теперь станет понятной фраза: «Все, что скажет тебе Сара — слушайся ее». Сара символизирует собой тело. Главная цель создания этого мира и работы в нем — в исправлении тела до такой степени, чтобы оно стало подходящим сосудом для Божественности. И когда в будущем, при полном освобождении, это раскроется, душа начнет получать жизнь от тела (в противоположность тому, как сейчас тело получает жизненность от души).

А поскольку нашим праотцам Всевышний дал возможность попробовать от будущего мира еще в этом мире, то понятно, что Авраам должен был слушаться того, что говорила ему Сара.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Тора » Хаей Сара (другие статьи):