Удаление всех препятствий

12.09.2020 313 (0)
Удаление всех препятствий
Удаление всех препятствий

Это рядом!

В нашей недельной главе Торы «Ницавим» говорится (30:11-14): «Ибо эта заповедь, которую я заповедую тебе сегодня, не сокрыта она от тебя, и не далека она. Не на небе она... И не за морем она... Но близко к тебе это слово очень, чтобы устами твоими и сердцем твоим исполнять его».

Согласно РАМБАНу, эти слова относятся к заповеди раскаяния и возвращения ко Всевышнему («тшува»). Что же такого особенного в этой заповеди? Почему нам говорят, что она так близка? Ответ можно получить из отрывка в Иерусалимском Талмуде («трактат Макот», гл. 2):

Поинтересовались у Мудрости: «Какое наказание должно быть для грешника?» Мудрость ответила: «Грешников будет преследовать зло» (Мишлей 13:21).

Задали вопрос Пророчеству: «Какое наказание должно быть для грешника?» Пророчество ответило: «Душа грешника умрет» (Йехезкель 18:4).

Спросили Тору: «Какое наказание должно быть для грешника?» Тора ответила: «Пусть принесет жертву повинности и будет прощен».

Святого, благословен Он, спросили: «Какое наказание должно быть для грешника?» Святой, благословен Он, ответил: «Пусть он совершит раскаяние, и будет прощен».

Любавичский Ребе Король Мошиах объясняет («Ликутей Сихот» том 4, стр. 1358 и Игрот Кодеш, письмо №1225), как эти ответы отражают четыре разные точки зрения.

Взгляд Мудрости

С точки зрения мудрости или логики «грешника будет преследовать его зло». Логика подсказывает, что наказание будет прямым следствием греха. Грех — это причина, а страдание — его следствие, подобно порезу пальца ножом. Следовательно, по логике, никакие сожаления не могут устранить нанесенную рану.

Взгляд Пророчества

С точки зрения пророчества «душа грешника умрет». Пророчество — это прямая связь со Всевышним. Грех — даже непреднамеренный — разрывает эту связь. Таким образом, Пророчество объявляет, что грешник должен умереть, поскольку его связь со Всевышним была разорвана.

Смерть в этом случае можно понимать в духовном смысле, поскольку связь между человеком и Всевышним ослаблена. В самых экстремальных ситуациях, когда связь становится настолько непрочной, что она разрывается, грех также может привести и к физической смерти.

Если рассматривать с духовной точки зрения последствия греха, то можно было бы заключить, что раскаяние здесь неэффективно, потому что связь между нами и Б-гом прервана.

Взгляд Торы

Тора полагает, что грешник может искупить грехи с помощью жертвоприношений. Тора — это мудрость Б-га. Поэтому она превосходит даже самые высокие уровни пророчества (известно, что пророк не может вводить какие-либо новые законы Торы).

С точки зрения Торы грех гораздо серьезнее, чем даже с точки зрения пророчества, поскольку Тора гораздо более чувствительна к нарушению своих заповедей. Возможно, даже смерть не сможет искупить этого.

Однако Тора — это учение добра. Таким образом, Тора рассматривает смягчающий фактор, что «человек не грешит, пока в него не войдет дух безрассудства», и этот грех вызван (заложенным) в человеке животным началом. Таким образом, Тора предлагает решение — жертвоприношение животных — которое подчеркивает, что грех происходит исключительно из-за господства животного начала человека во время совершения проступка.

Взгляд Б-га

С одной стороны, можно утверждать, что проступок, рассматриваемый с точки зрения Самого Б-га, более серьезен и вряд ли может считаться простительным.

С другой стороны, абсолютная трансцендентность Б-га делает изъян совершенно безвредным. Как сказал Йов (35:6): «Если ты грешил, — что ты сделал (этим) Ему? И, умножая прегрешения твои, — что причиняешь ты Ему?» Чтобы получить доступ к этому трансцендентному уровню Б-га, перед которым грех не имеет значения, мы должны вызвать подобный трансцендентный отклик внутри нашей души.

В этом суть раскаяния, когда мы трансформируемся из одной крайности в другую. По словам РАМБАНа: «Раскаяние — это когда Тот, кто знает все секреты, может засвидетельствовать, что грешник больше не вернется к своему безумию».

Подобное поведение вызывает ответную реакцию Всевышнего, Который поднимет бывшего грешника из глубокой духовной бездны на вершину святости. Таким образом, с уникальной точки зрения Б-га, раскаяние действительно эффективно и может принести искупление.

Три плюс Один

Вот что имеет в виду Тора. Несмотря на аргументы против эффективности раскаяния с точки зрения Мудрости, Пророчества и Торы, Всевышний позволяет возвращающемуся к Нему подняться над этими ограничениями и барьерами. Он дает нам возможность стереть прошлое, только с искренней решимостью в отношении будущего и раскаянии о прошлом.

Есть еще одна проблема: когда Сам Б-г говорит человеку, что он или она не может совершать раскаяние. Можно заключить, что в таком случае это было бы непреодолимым препятствием.

Однако из талмудического повествования о мудреце-отступнике Элише мы видим, что это не так. Даже когда Б-г говорит вам, что надежды нет, это не есть Его окончательное решение.

Элиша бен Авуя за свои взгляды, значительно отличающиеся от учения других талмудистов, прослыл еретиком и вероотступником, получив прозвище Ахер — «Другой». Это местоимение употребляется в тех случаях, когда не хотят называть по имени того человека, о котором идёт речь. Однажды его преданный ученик рабби Меир призвал своего бывшего учителя вернуться к Б-гу. В ответ Элиша сказал, что когда однажды он проходил в Йом-Кипур мимо синагоги, то услышал Глас с Небес: «Да вернутся ко Мне все дети Мои — кроме Ахера, ибо он познал Моё могущество и восстал против Меня». Ахер был убежден, что Сам Б-г посчитал его безнадежным.

Ахер ошибался. Даже когда Б-г говорит человеку, что у него нет шансов на возвращение, Он просто подвергает его более глубокому испытанию, чтобы пробудить его совершить раскаяние на еще более глубоком уровне.

Четыре выражения: четыре вызова раскаянию

Это может объяснить четыре выражения, которые описывают раскаяние в процитированном выше стихе: 1) не сокрыта она от тебя; 2) не далека она; 3) не на небе она; и 4) не за морем.

Эти четыре выражения отражают четыре препятствия на пути к раскаянию, о которых говорилось выше: препятствие с точки зрения логики, духовности, Торы и того, что наложены Б-гом. И все же сила раскаяния такова, что оно позволяет нам преодолевать все преграды.

Раскаяние и Освобождение

Талмуд утверждает, что величие раскаяния в том, что оно ускоряет Освобождение. Если освобождение и раскаяние связаны, это предполагает, что есть также четыре параллельных препятствия на пути к Освобождению, которые мы можем преодолеть и преодолеем:

Первое препятствие — логика. Основываясь на текущем геополитическом состоянии мира, рациональный разум утверждает, что мир не может резко измениться в одно мгновение.

Второе препятствие — духовное. Как можно полностью материалистический мир превратить в мир духовный?

Третье препятствие — это Тора. Как может мир, столь далекий от ценностей Торы, принять Мошиаха, который полностью привержен Торе?

Четвертое препятствие может исходить от Самого Всевышнего, который может посеять в наших умах сомнения относительно вероятности неминуемого прихода Мошиаха.

Урок раскаяния заключается в следующем: как раскаяние (средство для наступления Освобождения) является в высшей степени доступным для нас, несмотря на четыре препятствия, так и само Освобождение — это реальность, которая преодолеет все преграды.

Действительно, Мошиаха называют «тот, кто преодолевает преграды». Пусть же мы увидим, что последний барьер на пути к Освобождению разрушен, и желаем всем нам хорошего и сладкого нового года!

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Тора » Ницавим (другие статьи):