СБП. Дни Мошиаха! 16 Нисана 5784 г., четвертый день недели Ахарэй | 2024-04-23 18:00

Я молюсь согласно представлениям этого ребенка

Сложный для восприятия, но безусловно интересный отрывок о процессе постижении Б-га и отношении к результатам этого постижения. Преимущество ребенка перед мудрецом...

Источник: «Двар Малхут» гл. «Толдот» 5752 г. Перевод:Шмуэл Соминский 11.11.2018 1930 мин.

Известно высказывание великого [в народе] Израиля: «Я молюсь согласно представлениям этого ребенка». — Поскольку он [ребенок] не знает об уровнях Б-жественности, идеях сфирот и тому подобном, — его молитва [обращена к самому Святому, благословен Он, как Он выше [каких бы то ни было] уровней и описаний, — буквально [к] Его Сущности.

А более глубоко: у ребенка, в простом понимании этого слова, есть преимущество перед великим [в народе] Израиля, молящимся согласно представлениям этого ребенка:

Великий [в народе] Израиля, поскольку знает и понимает и постигает идеи сфирот и подобное этому, — должен отринуть все уровни и описания [Б-жественности]: «[молиться] Ему, а не Его качествам», за счет того, что обдумает, как все уровни и описания, которые он понимает и постигает, [являются] лишь негативными описаниями. Например, «понятие „может“, высказанное о Нем, благословенном, — снимает с Него, благословенного, все противоположное способности… и наподобие этому [касательно] понятий „мудрый“ и „желающий“ т.д. — снимаются с Него, благословенного, все, что противоположно мудрости т.д.». И так он продолжает снимать и отрицать уровень за уровнем, поднятие за поднятием, пока [не приходит к тому, о чем сказано:] «Цель познания, что не познаем Тебя», — достигает вывода, что не относится к Его Сущности никакое знание и постижение. И поскольку он достигает этого посредством отрицания всех уровней и описаний, то также, когда его обращенность [становится направленной] к Сущности благословенного, которая выше всякого уровня и описания и достоинства («согласно представлениям этого ребенка»), — в самом этом у него ощущается возвышенность и удивительность. Кроме того, [само] ощущение возвышенности [происходит] от удивительности отрицания уровней и описаний.

Что не так у ребенка. Поскольку у него нет никакого представления об уровнях и описаниях, и он не должен отрицать уровни и описания, — его обращенность [направлена] к самому Святому, благословен Он, не находящемуся в рамках уровня и описания и достоинства, — к Его Сущности. И вплоть до того, что он не называет Святого, благословен Он, именем «Сущности» (ведь он не понимает смысла этого слова), но [называет Его просто] «а-Шем», поскольку Он [Б-г] не находится в рамках [какого-либо] уровня и описания и достоинства.

И так же как Он называется (на языке идиш) «Дер Эйберштер [Всевышний]», смысл чего: «верхний». — Ребенок не нацелен на то, чтобы описать этим [словом] возвышенность (удивительность) существования Его, благословенного, — но [хочет указать этим на] то, что Он [Б-г] находится сверху, а кроме того, что Он находится сверху, он [ребенок] не знает, что [представляет собой] Его [Б-га] существование. И, на самом деле, невозможно сказать про Него «существование», «идея», или «вещь», поскольку также в этих словах есть определенное содержание и ограничение. И только потому, что обязаны использовать некоторое выражение (поскольку хотят говорить о Нем) пользуются словом «существующий», — а, цитируя Алтер Ребе: «Источник [б-жественного] света — в раскрытии („находится внизу, как и наверху“), и потому даже дети знают, что есть существующее Б-жество».

* * *

В дополнение к говорившемуся несколько раз, что Освобождение истинное и полное Мошиахом, праведником нашим, приходит за счет того, что каждый и каждая из [народа] Израиля раскрывает искру Мошиаха, [находящуюся] в нем, аспект йехиды (как говорилось выше в пункте 2), — надо дополнить и поправить, — что, в основном, это имеет в виду (не аспект йехиды, как одно из пяти имен, которыми называется сущность души, но) раскрытие сути души буквально, — что это — подлинная идея Мошиаха (как искры Мошиаха, [находящейся] в каждом и каждой из евреев, так, и тем более, — совокупного Мошиаха), сути [народа] Израиля, которая выше аспекта йехиды.

И необходимо сказать, что на эту идею намекают слова Писания: «Нашел Я Давида, раба своего, и маслом Своим святым Я помазал его». — «Нашел Я» (также) от слова «существует», указывающего на суть существования, которая выше описания и определения существования. И только потому, что обязаны использовать некоторое выражение, пользуются словом «существующий» (как говорилось выше в пункте 5). То есть «Нашел Я Давида, раба Моего», — относится к сущности души Мошиаха, которая выше описания и определения (выше также аспекта совокупной йехиды), почему и называется именем «существующего» («Нашел Я»)…

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter