СБП. Дни Мошиаха! 18 Адара II 5784 г., пятый день недели Цав | 2024-03-28 15:37

Яаков в одежде Эйсава

Наше отношение к еде, питью и другим материальным делам должно нести в себе элемент «хитрости» и «обмана». Хотя еврей, как любой человек, ест, пьет, занимается делами и т.д., он должен рассматривать эти виды деятельности как «одежду Эйсава».

5732 (1) мин.

Глава Торы «Толдот», читаемая на этой неделе, рассказывает о событиях, связанных с рождением Яакова, продажей Эйсавом первородства и благословением Ицхака. Когда Ицхак захотел дать своему первенцу Эйсаву последнее благословение, Яаков в полной мере осознал далеко идущие последствия этого благословения для того, кто его получит, а также для его потомков и наследников. Одевшись в одежду Эйсава, он хитростью убедил своего отца Ицхака, что он и есть Эйсав, и получил его благословение.

Из этого эпизода мы можем извлечь жизненно важный урок и наставление, как себя вести в повседневных делах. Наше отношение к еде, питью и другим материальным делам должно нести в себе элемент «хитрости» и «обмана». Хотя еврей, как любой человек, ест, пьет, занимается делами и т.д., он должен рассматривать эти виды деятельности как «одежду Эйсава». Когда он надевает ее — он похож на Эйсава. Когда еврей ест или занят делами, его еврейство не очевидно. Но под прикрытием любой повседневной деятельности (это и есть «одежда Эйсава») живет Яаков — суть еврейства. Подлинное намерение еврея — это служение Б-гу посредством даже самых обычных дел: еды, торговли и т.д. Внешние физические действия ни в коей мере не являются его целью!

Есть известный рассказ о том, как знаменитый праведный рабби Шмуэль из Любавичей разрешил спор двух своих сыновей. Суть спора: отличаются ли друг от друга «обычные телесные повседневные дела» еврея и иноверца. Услышав, о чем они спорят, рабби Шмуэль позвал слугу — простого, неграмотного еврея по имени Бенцион — и в присутствии сыновей спросил его:

— Ты ел сегодня?

— Да, ел.

— Хорошо ел? – продолжал рабби Шмуэль.

— Что значит «хорошо»? Мне хватило — и слава Б-гу, — ответил Бенцион.

— Для чего ты ешь? — спросил Ребе.

— Чтобы жить.

— А для чего ты живешь? — спросил, наконец, Ребе.

— Чтобы я мог быть хорошим евреем и исполнять Волю Б-га, — Бенцион вздохнул, произнеся последние слова.

Рабби Шмуэль поблагодарил его и попросил прислать Ивана — русского дворника, хорошо знающего идиш. Когда тот пришел, Ребе задал ему те же самые вопросы:

— Ты сегодня ел?

— Да.

— Хорошо ел?

— Да.

— А для чего ты ешь?

— Чтобы жить.

— А зачем ты хочешь жить? – спросил, наконец, рабби Шмуэль.

— Да чтобы пить водку и закусывать, – ответил Иван.

Иван
Иван

Рабби Шмуэль отпустил Ивана и обратился к сыновьям: «Теперь вы видите, что еврей по самой своей природе ест, чтобы жить, и живет, чтобы быть хорошим евреем и делать угодное Б-гу. И при этом еще тяжело вздыхает: «Искренне ли я живу только для Б-га?» Другие живут, чтобы выпить водку и закусить, с восторгом думая о своих плотских удовольствиях — пределе их мечтаний».

Повседневные заботы соблюдающего Тору еврея есть некая «хитрость», «одежды Эйсава», ибо в глубине души он желает совершенно другого, – не плотские удовольствия Эйсава.

Опубликовано: 23.11.2003 Комментарии: 1 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter