СБП. Дни Мошиаха! 19 Адара II 5784 г., шестой день недели Цав | 2024-03-29 09:43

Урок зла или Яаков и Эсав

С наступлением эры Мошиаха мы увидим полное сближение между Яаковом и Эсавом, расцвет семян, которые были посеяны на этой неделе в описании нашей главы об объятиях Яакова и Эсава.

1986 (0) мин.
Перевод: Алексей Ушаков

Яаков передает сообщение Эсаву

После долгих лет жизни со своим ненадежным дядей и тестем Лаваном, Яаков возвращался домой. Яаков боялся встречи со своим старшим братом Эсавом, которого, как он знал, возмутила его «кража» благословений старшего сына, и который замышлял его убить. После всех этих лет Яаков не был уверен в дружеской встрече Эсава, поэтому перед тем, как прийти самому, он отправил послов (по мнению РАШИ, это были ангелы), чтобы определить расположение духа Эсава.

Ангелам было поручено передать Эсаву следующее сообщение от Якова: «У Лавана жил я и задержался доныне».

РАШИ комментирует, что буквы слова «гарти» («жил я») при перестроении букв дают слово «таръяг», числовое значение которого составляет 613. РАШИ объясняет, что Яаков, по сути, сказал: «Я жил с нечестивым Лаваном, но все же соблюдал 613 заповедей, и я не брал примера от его нехороших поступков».

Комментаторы задают вопрос о том, зачем РАШИ понадобилось добавлять слова «и я не брал примера от его нехороших поступков?» Если Яаков соблюдал все 613 заповедей, разве не очевидно, что он не перенимал образ жизни Лавана? Может ли соблюдение человеком заповедей быть полным, но одновременно позволять ему брать пример от безнравственного образа жизни?

Во-вторых, почему Яаков вообще захотел упомянуть о своем соблюдении 613 заповедей? Как это вообще могло повлиять на Эсава, который был готов совершить братоубийство?

Семь уроков от вора

Один из способов ответить на эти два вопроса — обратиться к учению знаменитого хасидского учителя реб Зуше из Аниполи. Он рассказал нам, что можно выучить семь вещей у вора.

На первый взгляд заявление реб Зуши озадачивает. Зачем нам нужно и с какой стати мы должны пожелать учиться положительным урокам от человека, который совершает противоположные добру действия? Неужели не найдётся достаточно хороших людей, которые могут для нас быть моделью позитивных черт характера? Действительно ли нам нужно получать полезные советы от морально деградировавшего вора?

Зачем в мире есть зло?

Возможно, замечания реб Зуши были направлены на то, чтобы помочь нам разобраться с проблемой о цели существования зла. Почему Всевышний создал зло?

Простым ответом является то, что Б-г хотел бросить нам вызов, чтобы сопротивлясь искушениям зла мы создавали мощный положительный свет приводящий к поступенчатому личностному росту. Вот почему Талмуд говорит нам, что тот, кто раскаивается и возвращается на путь праведности, превосходит того, кто всегда был праведным. В то время, когда праведники растут постепенно, раскаявшиеся растут не по дням, а по часам.

Однако это объяснение оставляет нам еще один вопрос. Кажется, что единственная причина существования зла — это то, что мы можем «эксплуатировать» его для нашего личного продвижения, а само зло ничего не получает от нашего отказа. И тогда в существовании зла нет ничего по-настоящему хорошего.

Хасидская мысль учит нас, что, по правде говоря, когда человек, занимающийся злым поведением, раскаивается, не только наше сопротивление очарованию зла катапультирует нас к новым высотам, но, кроме того, само зло трансформируется в добро. Наблюдение такого может поражать, но когда зло трансформируется, оно порождает силу, намного превосходящую силу, порожденную нашими позитивными действиями.

Более того, когда мы чувствуем искреннее раскаяние после участия в плохом поведении, это мотивирует нас возжелать приблизиться к Б-гу. Как объясняется в книге «Тания», беспрецедентная страсть раскающегося человека к Б-гу раскаляется до свечения, когда он понимает, насколько сильно он сошел с пути. Поразмыслив, мы видим, что зло действительно способствовало нашей страсти, которая трансформирует его в положительную силу.

Вот почему Талмуд утверждает, что когда человек раскаивается из любви к Богу, то плохие вещи сами по себе становятся добродетельными.

А как может праведник трансформировать зло?

Это может произойти полностью только с раскаявшимся, с тем, который согрешил и теперь использует эти грехи в качестве топлива для взрыва беспрецедентной страсти и роста.

Однако праведник не может достичь этого уровня; его может достичь только тот, кто преступил и согрешил, чего никогда не сделает праведник. А если праведник решит согрешить с единственной целью — покаяться после этого и получить выгоду от превращения зла в добро, Мишна категорически не советует это делать, посредством следующей формулировки: «Человеку, который говорит: я согрешу, а затем я раскаюсь, не будет предоставлена возможность совершить раскаяние». Поэтому праведник никогда не будет рассматривать идею греха, чтобы сделать раскаяние.

Подобным образом, у праведника нет необходимости сопротивляться злу; истинный праведник уже не обладает склонностью ко злу. Как только праведник развился до этого момента, его дальнейший рост останавливается. Но праведник, который хочет расти и приближаться к Б-гу, обнаруживает, что, хотя мир зла существует, он не может возвыситься или развиваться духовно через него.

Реб Зуша показал важную истину: все, даже праведник, могут выучить положительные черты от злодеев. Например, когда мы берем некоторые черты вора и применяем их к нашей духовной жизни, мы можем превращать зло подобно тому, как это происходит с раскаявшимся, но без необходимости грешить. Это самый близкий рубеж, к которому может подойти праведник, касательно роста через трансформацию зла.

Яаков не собирался угрожать Эсаву

Мы можем предположить, что это было посланием Яакова своему брату Эсаву: «Я жил у Лавана и соблюдал все 613 заповедей, но я ничего не выучил от его злых дел», то есть «я не подобрал положительных черт от злого поведения Лавана. Поэтому не бойся, что мой приход к тебе предназначен для того, чтобы преобразовать тебя и поднять тебя. Ты еще не готов к этому, это произойдет в конце дней в эпоху Мошиаха, когда ты будешь реабилитирован».

Если бы Яаков возвысил зло Лавана и превратил его во благо, выучив от него положительные черты, это принесло бы проблемы Эсаву, по двум причинам:

Во-первых, это означало бы, что Яаков не только не поддался Лавану и остался верен идеалам 613 заповедей; он также смог выучить положительные черты от Лавана. Это увеличило бы силу Яакова бесконечно. Эсав был бы в ужасе, зная, что сила Яакова увеличилась экспоненциально.

Во-вторых, способность Якова реабилитировать в какой-то степени Лавана изучением определенных положительных качеств от него, угрожала бы Эсаву, который не хотел меняться. Когда мы узнаем полезные вещи от злых людей, мы помогаем выявлять их скрытую положительную энергетику. Это приводит к изменению их поведения. Эсав был в ужасе от перспективы перемен.

Что беспокоило Эсава?

Чтобы лучше понять беспокойство Эсава, мы должны оглянуться назад. Что вызвало его ярость по отношению к Яакову? Эсав по собственной воле продал свое право первородства Яакову; этот беспечный поступок не подпитывал его ненависть к Яакову. Только после того, как Яаков «присвоил» себе благословения Ицхака через «обман», у Эсава появилась желание убить его.

Можно предположить, что Эсав считал, что он и Яаков будут следовать разными путями. По его мнению, Яакову было суждено следовать полностью духовному пути, в то время как Эсав следовал абсолютно материалистичным путём. Он этим был вполне доволен. По его мнению, право первородства, которое он продал, было духовным наследием, и он был доволен тем, что Яаков взял на себя эту роль.

Все это радикально поменялось, когда Яаков надел одежду Эсава и «вырвал» благословения первенца от отца. Эсав понимал это так, что конечная цель Яакова состояла в том, чтобы усовершенствовать и реабилитировать его и его род, войдя в его владения, представленные метафорой ношения одежды Эсава. В этом режиме Яаков обнаружил бы в нём добро и в конечном итоге направил его прочь от его злого образа жизни и даже перевоплотил его в раскаявшегося. Эсав был в ужасе от таких изменений.

Семена сближения

По мере приближения к окончательному Освобождению, когда зло будет перевоплощено в святость и тьма в свет, души тех, кто порабощен злом, реагируют двумя противоположными способами.

Зло всё более мощно и насыщенно чувствует угрозу того, что оно прекратит своё существование и оно делает все возможное, чтобы противостоять этой трансформации. Это делает чрезвычайно трудным, если не невозможным, выборку чего-либо положительного из зла, потому что это смягчит зло и ускорит его кончину.

Это может объяснить то зло без послаблений, которое доминировало в большей части мира в 20-м веке, как например, нацизм и коммунизм. Остатки этого безоговорочного и неподдельного зла подняли за последние недели свои отвратительные головы, вызвав бессмысленные и шокирующие акты ненависти, насилия и терроризма.

С другой стороны, мы также стали свидетелями полного преобразований общества. Предыдущие злодеи перешли на сторону добра. Мир стал объективно лучше. Империи, стремящиеся доминировать и покорить весь мир, пропали. Люди во всем мире совершают акты случайной доброты.

Итак, когда мы видим две противоположные силы, которые выходят на первый план — беспричинное и неисправимое зло наряду с беспрецедентной добротой — это знак того, что мир чрезвычайно близок к концу времени, когда неисправимые аспекты зла будут погашены, в то время как его части, которые поддаются исправлению, будут преобразованы в святость.

Наши мудрецы предсказали этот сценарий. С наступлением эры Мошиаха мы увидим полное сближение между Яаковом и Эсавом, расцвет семян, которые были посеяны на этой неделе в описании нашей главы об объятиях Яакова и Эсава.

Хотя по некоторым мнениям поцелуи Эсава были неискренними или, в лучшем случае, временной слабостью, они, тем не менее, были искрой, которая освещала путь к неизбежному сближению и полной трансформации Эсава в добро.

Опубликовано: 28.11.2018 Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter