Игрот Кодеш. Том 3, стр. 267

№580

1

С Б-жьей помощью, 10 Нисана, 5710 года.

Уважаемый раввин и хасид, богобоязненный человек… р. И.

Мир и благословение!

Прилагается брошюра к приближающемуся на благо празднику Песах. Надеюсь, что Вы ознакомите с ним как общину, так и отдельных людей.

Говоря об отдельных людях я имею в виду не только Вас, поскольку это очевидно, а также всех евреев в Вашем окружении.

Ведь все главы ХАБАДа, а в частности глава нашего поколения — мой уважаемый тесть и учитель, Ребе… — учат нас, что нужно всеми силами стараться улучшать материальное и духовное состояния каждого еврея.

Это и понятно: ведь никогда не знаешь, на кого именно окажут (слова Торы) желаемое влияние, и все ли в равной степени окажутся способны воспринять их должным образом. И кроме того, что каждая душа из еврейского народа представляет из себя целый мир, есть ещё объяснение в напечатанной в брошюре беседе (ее копия приведена во введении)2, что каждый индивидуум суть общество, в том смысле, что он способен создать общество и внести в него живительную силу.

Таким образом, если среди людей в сфере Вашего влияния есть человек, который по своей природе одиночка и он замыкается в себе, это только его естественная тенденция, прежде чем он начнет работать над собой.Ведь работая над собой, в силах он свой характер изменить, да и вообще стать настолько другим человеком, что и представить себе нельзя. В частности, это верно в свете известного заявления наших мудрецов (Иерусалимский Талмуд, трактат «Ктубот» 1:2) о том, что законодательное постановление Торы в силах изменить (человеческую) природу.

Если же такой одинокий человек будет связан с местом, где находится Ребе (т.е. поможете ему стать хасидом), тогда [правило], что в таком месте закон следует мнению Ребе [повлияет на него]. И тогда этот человек станет заниматься другими и окажет благотворное влияние на всех вокруг.

Таким образом, вложенные в него усилия принесут свои плоды до скончания веков. А поскольку слово «века», «вечность» («олам») однокоренное слову «ээлем» — «сокрытие», значит это, что плоды Вашей деятельности приведут к тому, что наступит конец сокрытию Б-жественности в этом мире.

Примечания:
1 Напечатано в «Ликутей Сихот» том 23, стр. 502 и дополнено по копии письма.
Подобное письмо было отправлено многим людям. Некоторым в день 13 Нисана.
2 «Книга хасидских трактатов» 5710 г., стр. 170, 190 и объясняется в беседе 10 Швата 5740 г.

© Шолем Лугов | Просмотров: 186 | Комментарии (0)
На сайте работает система проверки ошибок. Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

267

20.01.2019 185 (0)

№580

1

С Б-жьей помощью, 10 Нисана, 5710 года.

Уважаемый раввин и хасид, богобоязненный человек… р. И.

Мир и благословение!

Прилагается брошюра к приближающемуся на благо празднику Песах. Надеюсь, что Вы ознакомите с ним как общину, так и отдельных людей.

Говоря об отдельных людях я имею в виду не только Вас, поскольку это очевидно, а также всех евреев в Вашем окружении.

Ведь все главы ХАБАДа, а в частности глава нашего поколения — мой уважаемый тесть и учитель, Ребе… — учат нас, что нужно всеми силами стараться улучшать материальное и духовное состояния каждого еврея.

Это и понятно: ведь никогда не знаешь, на кого именно окажут (слова Торы) желаемое влияние, и все ли в равной степени окажутся способны воспринять их должным образом. И кроме того, что каждая душа из еврейского народа представляет из себя целый мир, есть ещё объяснение в напечатанной в брошюре беседе (ее копия приведена во введении)2, что **каждый** индивидуум суть общество, в том смысле, что он способен создать общество и внести в него живительную силу.

Таким образом, если среди людей в сфере Вашего влияния есть человек, который по своей природе одиночка и он замыкается в себе, это только его естественная тенденция, прежде чем он начнет работать над собой.Ведь работая над собой, в силах он свой характер изменить, да и вообще стать настолько другим человеком, что и представить себе нельзя. В частности, это верно в свете известного заявления наших мудрецов (Иерусалимский Талмуд, трактат «Ктубот» 1:2) о том, что законодательное постановление Торы в силах изменить (человеческую) природу.

Если же такой одинокий человек будет связан с местом, где находится Ребе (т.е. поможете ему стать хасидом), тогда [правило], что в таком месте закон следует мнению Ребе [повлияет на него]. И тогда этот человек станет заниматься другими и окажет благотворное влияние на всех вокруг.

Таким образом, вложенные в него усилия принесут свои плоды **до скончания веков**. А поскольку слово «века», «вечность» («олам») однокоренное слову «ээлем» — «сокрытие», значит это, что плоды Вашей деятельности приведут к тому, что наступит конец сокрытию Б-жественности в этом мире.

Примечания:
1 Напечатано в «Ликутей Сихот» том 23, стр. 502 и дополнено по копии письма.
Подобное письмо было отправлено многим людям. Некоторым в день 13 Нисана.
2 «Книга хасидских трактатов» 5710 г., стр. 170, 190 и объясняется в беседе 10 Швата 5740 г.

Свободный перевод с иврита: Ш. Лугов

267

22.11.2018 134 (0)

В «Путеводителе заблудших» часть 2, гл. 42 сказано, что когда в Торе говорится о Биламе в пути и словах ослицы, это все было пророчеством. И Вы спрашиваете, зачем нужно было обязательно лишать простого смысла слова ослицы.

Вот, эта причина объясняется в комментарии РАЛБАГа на главу «Балак» и он пишет так: «В отношении этой истории есть очень серьёзные вопросы-возражения... Как может быть, чтобы ослица видела ангела Всевышнего? Ведь это возможно только для того, кто является пророком, как сказано об этом в конце Даниэля, что бывшие с ним люди не видели... Почему ему (Биламу) с самого начала не показался ангел с обнаженным мечом в руке, ведь это принесло бы конечную пользу... Какой смысл был в том, чтобы по пути произошло чудо с говорящей ослицей?.. И ведь объясняется, что Всевышний не делает чудеса без причины... И вот, по мнению наших учителей, все это было в буквальном смысле, поэтому они сказали, что уста ослицы были созданы накануне субботы в сумерки». И нам кажется по источникам... и по этому делу и т.д.» — и он объясняет так, как в книге «Путеводитель заблудших».

И вот, в трактате «Поучения отцов» это приводится в соответствии с простым смыслом. И можно привести объяснение этой проблемы:

1) Как может быть, чтобы ослица видела ангела? Ведь это возможно только для того, кто является пророком, как сказано об этом у Даниэля?

И это не является трудностью в соответствии с комментарием РАМБАНа («Берейшит» 18:2), как это приводит Абарбанель в книге «Путеводитель заблудших» там, что для того, чтобы увидеть ангела, не нужно быть пророком. Или можно сказать в соответствии с комментарием РАМБАНа («Бамидбар» 22:33), что ослица почувствовала присутствие ангела или увидела его, но не поняла, в чем тут дело. Просто увидев меч, она свернула в сторону, как это принято у животных.

И хотя Билам не почувствовал этого и не видел даже меча, можно сказать, что это соответствует известному высказыванию (см. в книге «Тания» гл. 23), что вредители скрываются с глаз людей, так как человек поймет и может испугаться или повредиться рассудком. Но к животным это не относится. — И см. «Брахот» (6а): «Если бы глаза получили только разрешение **видеть** их, то никакое создание не смогло бы устоять и т.д.» И что касается объяснения там от гаона Каценеленбогена, то это не является простым смыслом этих слов. то это не является простым смыслом этих слов.

И см. также «Мидраш Тальпиет», раздел «Ослица Билама», где приводится ещё одна причина.

2) Почему ангел не показался Биламу сразу, чтобы достигнуть желаемой цели?

И это не является трудностью в соответствии с комментарием в книге «Зоар» (гл. «Балак» 206б и далее), что знание Билама достигалось с помощью ослицы, и он хотел и мог продолжать привлекать проклятие на евреев. И поэтому сначала должна была произойти нейтрализация его колдовства и магии. И можно также заметить из сказанного нашими учителями («Брахот» 7а), что если бы Всевышний разгневался в те дни, Билам мог бы реализовать свой план. Из чего следует, что просто увидеть ангела было недостаточно для этого.

Свободный перевод с иврита: Ш. Лугов

267

08.11.2017 433 (0)

№143

1

С Б-жьей помощью, 18 Адара, 5704 года
Бруклин.

Уважаемый молодой человек и хасид, богобоязненный человек… р. [Ицхак] Коэн2

Мир и благословение!

В ответ на Ваше приглашение принять участие в праздновании помолвки в этот день, я хочу пожелать, чтобы исполнились слова3: «Кто нашел (себе добрую) жену, тот нашел благо и снискал благодать от Всевышнего».

И нужно сказать, как говорится в начале брачного контракта — согласно принятому в доме Ребе обычаю4: «Прежде всего… чтобы вступили в брак на счастье по закону Моше и Израиля, и чтобы не скрывали вещи и информацию… и чтобы жили вместе в любви, как это принято в мире».

И на первый взгляд странно, ведь нужно было добавить слова «и чтобы жили вместе и т.д.» после слов «и чтобы вступили в брак на счастье — по закону Моше и Израиля», а потом уже написать «чтобы не скрывали вещи и т.д.».

И нужно сначала дать общее объяснение, что еврейский народ является детьми Всевышнего. И как сын похож на своего отца, так, если можно выразиться и т.д., человек «уподобляется Всевышнему»5.

И очевидно, что все его дела и поведение, согласованные с Торой или еврейскими обычаями, которые также являются Торой, соответствуют тому, что находится вверху.

И в частности, это относится к браку и всех его аспектам, когда муж и жена в их глубоком корне соответствуют «Малому Лику» («Зеир Анпин») и сфере «Малхут». И с помощью этого можно понять то, что свадебные благословения начинаются рассказом о цели всего творения, так как творение произошло с помощью мужского и женского аспектов (ЗУН).

И вот, началом порядка брачной церемонии является составление (первого) брачного контракта, в начале которого дается указание основной цели: прежде всего, пусть вступят в брак на счастье, а потом объясняется это — чтобы не скрывали вещи и информацию и т.д.

Примечания:
1 Напечатано в «Ликутей Сихот» том 9, стр. 327 и дополнено по копии из секретариата.
2 Эндель. Другое письмо к нему — далее, письмо №158. О праздновании его помолвки в этот день см. в сборнике «Любавичи», брошюра №2, стр. 30.
3 Мишлей 18:22.
4 Еще дополнительные уточнения — выше, предыдущее письмо.
5 Йешайа 14:14.

Свободный перевод с иврита: Ш. Лугов

267

05.05.2016 774 (0)

№2896

С Б-жьей помощью, 2 Элула, 5714 года
Бруклин.

Уважаемый раввин и хасид, богобоязненный человек… р. Шмуэль-Аба1

Мир и благословение!

После перерыва мне было приятно получить Ваше письмо от второго дня недели, когда читали главу Торы «Ваэтханан», которое прибыло с некоторым опозданием. И главное в его начале, что Вы хорошо помните то, что слышали десятки лет от моего уважаемого тестя и учителя, Ребе… о том, что Ваши предки происходят от раввина-праведника р. Пинхаса из Кориц, одного из основателей хасидизма и братьев Славита, которые печатали и распространяли хасидскую литературу и страдали за хасидизм и т.д. Согласно постановлению Мишны (трактат «Эдуёт» 2:9) это обязывает, что отец или мать удостаиваются сына (и комментаторы объяснили, что это оттого, что природа сына похожа на природу отца) и т.д. и мудрости (это прямой вывод — р. О. Бартенура). И это высказывание Мишны это сообщение, которое есть в реальности, а также постановление, в особенности в отношении первенца.

Так как Вы не упоминаете ничего о своем здоровье, то, без сомнения, это знак того, что все в порядке. И то, что Вы упомянули о Свитке Торы2, то я уже давно писал р. П. Альтгойзу об этом, и, несомненно, Вы говорили с ним.

С благословением на доброе здоровье в материальном и духовном смысле. И так как еврейский народ является символом единства, то необходимо, чтобы было единство.

Сейчас мне передали Ваш подарок — книгу «Мудрец тайн» за что большая благодарность.

С благословением хорошей записи и подписи.

Примечания:
1 Шапиро. Другие письма к нему — выше, том 8, письмо №2312 и в примечаниях к нему.
2 См. выше, том 8, письмо №2478 в конце.

Свободный перевод с иврита: Шолем Лугов

267

10.04.2016 775 (0)

…живы будете сегодня», что включает в себя настоящую жизнь. И не только торопя день за днем, а чтобы была жизнь без недостатков во всем, что требуется им в материальном смысле, и без всякого недостатка в отношении Вас и всей семьи в духовном смысле. И так как возможно, что не зарабатываете этого, не дай Б-г, у Всевышнего, то об этом сказано в святой книге «Зоар» (II 184б), что когда человек радуется здесь, в этом мире, это пробуждает большую радость в высших мирах. И короче говоря, когда человек укрепляется в уверенности во Всевышнем, что Он даст ему все, что необходимо для жизни, находясь при этом в веселом расположении духа и довольным, и он настолько уверен в этом, что это оказывает влияние на его повседневную жизнь. И тогда он привлекает это свыше и мы видим также невооруженным взглядом, что эта уверенность была оправдана. И Всевышний поможет, чтобы Вы с супругой и всеми домашними явно увидели это вскоре, как можно раньше.

Жду добрых вестей.

№1774

С Б-жьей помощью, 13 Менахем-Ава, 5712 года
Бруклин.

Уважаемый раввин-гаон и хасид, богобоязненный человек… р. Довбер1

Мир и благословение!

С удовольствием я получил Ваше письмо от 4 Тамуза и после этого посылку с рукописями, за это больше Вам спасибо. И, несомненно, уважаемый раввин пошлет также остальные рукописи и письма Ребе (РАШАБа) в которых есть содержание — не только личные вещи, то есть ответы на просьбы дать личный совет и т.п.

2) Среди посланных рукописях есть одна «Книга заповедей»…

Примечание:
1 Элиэзеров. Другон письмо к нему — выше, письмо №1644.

Свободный перевод с иврита и идиш: Шолем Лугов

267

08.04.2016 645 (0)

№5028

С Б-жьей помощью, 12 Тевета, 5717 года
Бруклин.

Уважаемый раввин и хасид, богобоязненный человек, общественный деятель… р.. Ицхак1

Мир и благословение!

Мне было приятно прочесть в Вашем письме о хасидском застолье в праздничный день 19 Кислева, день нашего освобождения и искупления наших душ, и конспект выступления. И да будет угодно, чтобы эти слова пробуждения оказали свое влияние в течение всего года, как следует в отношении нового года, в смысле примера, что голова оказывает влияние на все органы тела. И да будет угодно, чтобы это происходило с увеличением в области святости. И ведь это указания дней недавнего праздника Ханука, когда с каждым днем прибавляется свет, исходящий из чистого масла, с момента захода солнца, на пороге дома снаружи. И общая идея этого — распространение источников хасидизма, пока они не достигнут также и тех, кто снаружи.

С благословением на добрые вести.

Что касается вопроса по высказыванию наших учителей — как приводится в книге «Тания», гл. 1 — см. о праведниках, которых мало и т.д. — сказано просто, поэтому включает также несовершенных праведников.

В отношении очень подробного текста в книге «Тания» в начале гл. 5 — см. замечания Цемах-Цедека на это (в книге «Сокращения и замечания» к книге «Тания», стр. 89).

№5029

С Б-жьей помощью, 12 Тевета, 5717 года
Бруклин.

Мир и благословение!

В ответ на Ваше письмо, в котором пишете о продолжении…

Примечание:
1 Дубов, Манчестер. Другие письма к нему — выше, письмо №4929 и в примечаниях к нему.

Свободный перевод с иврита и идиш: Шолем Лугов

267

01.07.2014 1248 (0)

…рав Ицхак Герштенкорн, основатель Бней-Брака в Святой Земле и автор книги «Сладозвучный певец Израиля» и других книг. И я обещал ему пробудить наших собратьев-хасидов помочь ему в распространении этой книги1.

И так как Вы в конце месяца Тамуз или в начале месяца Менахем-Ав собирались посетить Англию, то я прошу Вас вам время визита в Манчестер хорошо встретить его и помочь ему распространить книгу, несколько это возможно. И благодарю Вас заранее.

С благословением,
От имени Ребе ШЛИТА,
Хаим-Мордехай-Айзик Ходаков

№3657

2

С Б-жьей помощью, 21 Тамуза, 5715 года
Бруклин.

Раввину-гаону и хасиду, богобоязненному человеку... р. Ш.-Й.3

Мир и благословение!

В ответ на Ваше письмо от 15 Тамуза.

Благодарю за добрые вести, что операция Вашего сына прошла успешно, и я упомяну его в благоприятный час на святом месте захоронения моего тестя и учителя, Ребе… на скорейшее исцеление и чтобы ему было все лучше и лучше.

Удивительно, что Вы не пишете о содержании хасидского застолья в дни освобождения, в частности — о принятых на нем реальных решений. И уже известно, что идея пустых речей («дварим бетелим») не обязательно происходит, когда говорят о пустых вещах, а когда разговор, сутью и целью которого являются практические вещи — остается в мире слов и не заметно впечатление от него на практике.

С благодарностью я подтверждаю получение книги с хасидскими рассказами. И по моему обычаю, а также полагаясь на высказывание наших учителей…

Примечания:
1 См. выше, том 8 письмо №2251 и том 9 письмо №2661.
2 Напечатано в «Ликутей Сихот» том 24, стр. 560 и дополнено по фотокопии письма.
3 Зевин. Другие письма к нему — выше, письмо №3405 и в примечаниях к нему.

Свободный перевод с иврита: Шолем Лугов

267

28.05.2012 2629 (0)

И так как Вы, задающий вопрос, являетесь учеником йешивы, то понятно, что Вам следует прибавить в усердии и прилежании при изучении Торы и исполнении заповедей самым тщательным и красивым образом. Ведь, кроме того, что это само по себе важная вещь, также это является каналом для получения благословения Всевышнего в том, в чем Вы нуждаетесь и в исполнении Ваших сердечных желаний в вышесказанном.

С благословением на добрые вести во всем вышесказанном.

От имени Ребе ШЛИТА
секретарь

№8460

С Б-жьей помощью, 7 Тамуза 5722 года
Бруклин.

Молодому человеку Биньямин-Йосефу

Мир и благословение!

В ответ на Ваше письмо от 27 Сивана.

В благоприятный час я упомяну Вас в молитве для исполнения Ваших сердечных желаний. И да будет угодно, чтобы как Вы принесли эту просьбу, так и сообщили добрую весть об этом.

И я сильно надеюсь, что нет необходимости объяснять долго [и на основании известного указания Баал-Шем-Това, что из всего увиденного человек должен извлекать указание в служении Творцу, то также] и Вы должны учиться и также: и как это связано с приказами людей, ведь [там, где Вы находитесь — в армии] выполняют указания без сомнений в их целесообразности и без поиска причин и т.д.

Тем более относительно — разделив — приказов Владыки всех владык, Всевышнего и действия, что является главным и поведения в повседневной жизни в соответствии с указанием нашей Торы, учения жизни, и в исполнении ее заповедей, о которых сказано «и будете жить ими».

С благословением на добрые вести во всем вышесказанном и привет всем друзьям.

Свободный перевод с иврита: Шолем Лугов

267

22.11.2011 4144 (0)

…особенно в такое время, когда это обычно происходит. И тогда даже с помощью легкого размышления Вы избавитесь от всякого страха, кроме упомянутого нашими учителями, который был дан для сглаживания неровностей в сердце…

5. Что касается того, что Вас сделали преподавателем среди религиозных солдат, то понятно, что нужно использовать эту возможность в полной мере, чтобы приблизить их еще больше к нашей Торе, учению жизни, и ее заповедям и тогда Ваш стан будет святым. И понятно также, что не нужно довольствоваться только теми солдатами, которые уже религиозные, а проводить активную пропаганду, чтобы к слушателям присоединись также и те, кто на данный момент еще не религиозен на практике. И ведь и о них сказано «Я сплю в изгнании, но мое сердце бодрствует». И особенно на основании объяснения в книге «Путь жизни» Мителер Ребе, что идея бодрствования сердца еще больше, чем раскаяние (см. в книге «Путь жизни» изд. «КЕАТ», стр. 182 и далее) и исходящие из сердца слова по обещанию наших учителей входят в сердца слушателей и, в конце концов, оказывают свое влияние.

6. Что касается переезда в… то нужно обещать заранее, чтобы там было нормальное место работы, а не полагаться на предположения.

7. Что касается того, что Вы пишете в начале и конце письма, что обратились к Вам, то есть к Вам и Вашей супруге с предложением поработать в сфере воспитания на основе святости в организациях ХАБАДа, но Вы не приняли это предложение и пишете причины этого — то в чем польза для Вас в этих причинах, ведь в конце концов Вы не становитесь частью организации моего тестя и учителя, Ребе… И хотя понятно, что кошерное воспитание во всех местах является жизненно необходимой вещью, но и на это жалуются, как сказано «поставили меня стеречь виноградники, а своего виноградника я не устерегла», хотя и о первых свидетельствует Тора, что это виноградники, как это понятно. И нет необходимости объяснять это более подробно.

8. По Вашей просьбе я упомяну Вас и членов семьи на святом месте захоронения моего тестя и учителя, Ребе… на исполнения Ваших просьб в материальном и духовном смысле.

С благословением на добрые вести во всем вышесказанном.

Свободный перевод с иврита: Шолем Лугов

267

07.08.2011 1926 (0)

№6763

1

С Б-жьей помощью, 12 Адара II 5719 года
Бруклин.

Благословение и мир!

В ответ на Ваше письмо, где пишете о задержке лечебной процедуры до 27 Адара II.

И несомненно также и в этом исполнится известное высказывание, что всякая задержка — к лучшему.

И то, что Вы подчеркиваете слово «процедура», так причина понятна, ведь это включает в себя все детали: сама операция, то, что перед ней и то, что после нее. И ведь суть и цель таковы, чтобы посредством этого произошло скорейшее и полное излечение.

С благословением на добрые вести во всем вышесказанном и также относительно Вашего мужа, да пребудет он в здравии.

От имени Ребе ШЛИТА,
А. Квинт
секретарь

П.С. По Вашей просьбе ответ был послан без задержки.

Что касается того, что Вы пишете об организации женщин ХАБАДа — несомненно Вы говорите об этом с женщинами из ХАБАДа в Святой Земле и решите вместе. И ведь сказано, что спасение — в силе советника.

Примечание:
1 Напечатано в «Ликутей Сихот» том 21, стр. 463.

Свободный перевод с иврита: Шолем Лугов

267

16.05.2010 2637 (0)

…в вышесказанном и Ваш брат построит еврейский дом на основах Торы и заповедей, как следует…

С благословением.

№2126

С Б-жьей помощью, 14 Сивана 5713 года
Бруклин.

Мир и благословение!

После долгого молчания мне было приятно получить Ваше письмо от 8 Сивана и по Вашей просьбе, когда я буду на святом месте захоронения моего тестя и учителя, ребе… я упомяну всех тех, о ком Вы просите для исполнения их просьб и буду ожидать добрые вести об этом.

Что касается того, что Вы пишете о сыне… то я поразился прочитав в Вашем письме, что после того, как он изучал Тору и хасидизм, он продолжает сейчас учебу в йешиве, где не изучают хасидизм. И хотя было время несколько поколений тому назад, когда не было полной необходимости для каждого в изучении внутренней части Торы, известно, что в нынешних поколениях по словам АРИ (как приводится в «Игрот Кодеш» Алтер Ребе п.26) разрешено и необходимо распространять эту мудрость. Особенно это касается нашего, блуждающего в кромешной темноте, поколения. И ситуация ухудшается еще больше из-за того, что принимают тьму за свет, а свет за тьму (и если это заметно за границей, то тем более это в Святой Земле, да будет она немедленно отстроена праведным Мошиахом) и поэтому есть несомненная обязанность делать все возможное в вопросах богобоязненности, а изучение внутренней части Торы является одним из столпов этого. И Тора приобретается при разборчивости (в выборе) друзей.

И вот, все это в общем, но в частности относительно данного случая: так как Ваш сын уже находился в процессе этой учебы, то если прекращают это не дай Б-г, то это считается пренебрежением к целой части Торы. Также если причина в том, что эта учеба не подходит ему, но ведь известно тяжесть запрета этого, как сказали мудрецы в трактате «Эрувин» 64а. И также я не обсуждаю насколько родственники Вашего сына или его предки придерживались этой учебы, ведь несомненно можно это оправдать. Но это не так по отношению к Вашему сыну, так как это уже в пределах «ушел и (оставил учебу)». Понятно также, что мы видим многих молодых людей, которые не удостоились этого источника света в Торе, которым является…

Свободный перевод с иврита: Шолем Лугов

267

11.02.2010 1774 (0)

…взращивать хорошие деревья, приносящие плоды. И исполнится в них сказанное «придет мой любимый — это Всевышний) в свой сад» — его жилище, посредством изучения и исполнения Торы и заповедей освещенные светом и жизненностью хасидизма.

С благословением хорошей и веселой субботы.

Менахем Шнеерсон

№5585

С Б-жьей помощью, 8 Тамуза 5717 года
Бруклин.

Мир и благословение!

В ответ на письмо от 29 Сивана, в котором пишете о предложении работать учителем сроком четыре года1

И вот, так как эта идея появилась только за последние недели и зависит от многих деталей, поэтому сообщите о Ваших сомнениях руководству йешивы «Томхей Тмимим» в Лоде, где Вы работаете. И несомненно они посоветуются с руководством сети «Шатер Йосеф-Ицхака Любавич» в Святой Земле и поступите так, как они решат.

Несомненно Вы примете участие в хасидском собрании на 12-13 Тамуза так, что прибавится распространение хасидизма наружу как это только возможно и Всевышний даст Вам успех.

С благословением.

От имени Ребе ШЛИТА
секретарь

Что касается вопроса по поводу книги «Сефер а-Яшар» — посмотрите то, что написано в книге ШаГ ХИДО в соответствующем месте. А что касается книги Йосифа Флавия, то известно, что в нее внесли несколько изменений (и подделок). И это требует проверки специалиста. А в общем, что касается подобных вопросов, известно высказывание мудрецов «Вместо овощей, я мог бы съесть мясо…» (Шабат 140б) и в частности есть сомнение, овощи ли это вообще3.

Примечания:
1 Вместо призыва в армию. См. также письмо №5593.
2 Кто эти авторы и нужно ли верить всем вещам, которые там написаны.
3 Т.е. изучение Талмуда точно лучше ответит на исторические вопросы, чем исторические книги. (Прим. пер.)

Свободный перевод с иврита: Шолем Лугов

267

18.01.2010 1630 (0)

Что — точно — делают относительно рукописей по хасидизму, о которых я писал1 и просил?

№80232

С Б-жьей помощью, 28 Менахем-Ава 5714 года
Бруклин, Нью-Йорк.

Мир и благословение!

В ответ на письмо, в котором спрашиваете о врачах, которые советуют удалить аденоиды у Вашей дочери… И как следует из Вашего письма, это относится к ее аппетиту и если так, то не следует спешить делать это (операцию). И не нужно говорить, что не надо это делать в конце лета в жаркие дни. И нужно посоветоваться с врачами-специалистами в грядущем 5715 году после осенних праздников.

Удивительно, что Вы не упоминаете ни слова о хасидском собрании, занятости делами Хабада и т.д. и несомненно восполните это при следующем случае.

С благословением,
М. Шнеерсон

№80243

С Б-жьей помощью, 4 Элула 5714 года
Бруклин.

Раввину… Исраэлю4

Мир и благословение!

В ответ на Ваше письмо от 20 Менахем-Ава. Вот несомненно не ошиблись в моих намерениях и желаниях…

Примечания:
1 Выше том 9, письмо №2777.
2 По копии письма.3 По копии из секретариата.
4 Лейбов. Другие письма к нему — выше, том 19 письмо №7088 и в примечаниях к нему.

Свободный перевод с иврита: Шолем Лугов

267

10.09.2009 2056 (0)

№1464

С Б-жьей помощью, 22 Адара 5712 года
Бруклин, Нью-Йорк.

Раввину… Моше Эхту

Мир и благословение!

1. Ваше письмо от третьего дня главы «Тецавэ» получил вовремя…

2. Прилагается мое письмо ученикам и ученицам которые были у меня и несомненно передадите им подходящим способом. И возможно стоит добавить несколько слов от себя в качестве объяснения чтобы укрепить связь с йешивой. И возможно было бы правильно, чтобы передача писем и т.д. происходила в присутствии родителей или по крайней мере чтобы они знали об этом и полагаюсь на Ваше разумение.

3. Было бы правильно объяснить господину что Земля Израиля и еврейский народ не похожи на другие страны и народы и поэтому даже законы у них отличаются. А мы должны полагаться на Тору Моисея, а не стараться копировать законы народов мира. Наоборот, и пойдут народы в вашем свете. И это касается даже еврейской жизни за границей, а в частности когда устанавливают порядок жизни в Израиле, то прежде всего нужно добиться того, чтобы устройство жизни было в духе Торы и базировалось на ее основах и т.п.

С благословением на успех в святой работе.

Свободный перевод с иврита: Шолем Лугов

267

19.03.2008 1737 (0)

№7267

С Б-жьей помощью, 23 Нисана 5720 года

Бруклин.

Мир и благословение!

В ответ на Ваше письмо от 29 Адара которое я получил только сейчас, в котором Вы пишите о материальном положении Вашей семьи.

И понятно и просто, что нет никаких оснований сказать о еврее, что это «указ свыше» и что получение его заработка будет противоречит Торе, учению жизни. И особенно это актуально в Израиле, месте, о котором сказано, что «взор Всевышнего направлен на него от начала года до конца года». Но по причинам известным только Творцу, еврею и еврейке иногда дается испытание, и когда они решают твердо стоять перед испытанием, то Б-г помогает им. Так объясняется в книгах наших мудрецов. И, несомненно, относительно Вас, эти трудности невелики по сравнению с другим местом. Из Вашего письма следует, что Вы живете в Бней-Браке, месте, где как известно хранят субботу и соблюдают заповеди. И так как говорят, что нужно спрашивать советов, Вы должны спросить совета у друзей и Всевышний даст им идею, что посоветовать. Тем более, что сейчас мы отмечали праздник освобождения, и это является освобождением ото всех вещей мешающих служению Всевышнему.

Так как вышесказанное показывает, что у Вас есть недостаток в уверенности во Всевышнем, следует проверить тфиллин и мезузы в квартире, чтобы они были кошерны по закону. И также каждый день перед молитвой надо положить несколько монет в копилку для пожертвований

Да укрепитесь Вы в вере во Всевышнего, который заботиться о каждом из нас. И пусть Ваше решение во всем этом приблизит благословение Всевышнего во всем в чем Вы нуждаетесь.

С благословением и желаю успехов во всем.

От имени Ребе ШЛИТА

секретарь

Свободный перевод с иврита: Шолем Лугов

267

09.01.2008 1983 (0)

№3228

1

[26 Тевета, 5715 года]

...Вы пишете об отсутствии достаточного продвижения в изучении открытой части Торы и приписываете это причиной, что и т. д. Вот, так как у Вас есть способности в области воспитания, Вы ведь могли изменить это отрицательное отношение, о котором Вы пишете в своем письме, с помощью усидчивости, прилежания и оказании влияния в этом направлении на друзей. И от Вас зависят польза и заслуга для многих людей. Особенно так как заслуги основателя организации — моего тестя и учителя, Ребе... помогают в этом.

Относительно Вашего вопроса о субботник встречах, то я надеюсь, что когда Вы посетите одну школу несколько раз, то сможете организовать и основать субботние встречи таким образом, что они будут продолжать развиваться дальше и без Вашего вмешательства. Особенно если поговорите с человеком, который заменит Вас, которого Вы найдете на месте и будете переписываться с ним. И когда устроите все это в одном месте, то сможете сделать это в другом.

С благословением на успех на продвижение в изучении Торы, как открытой ее части, так и хасидизма, а также в выполнении заповедей самым лучшим и тщательным образом. И в основании всего этого лежит служение молитвой. И духовная благотворительность, которую Вы оказываете в своем окружении увеличит успех и привлечет его вниз.

С благословением, ожидаю добрых вестей.

№3229

С Б-жьей помощью, 26 Тевета 5715
Бруклин

Уважаемому раввину и хасиду, богобоязненному человеку, общественному деятелю р. Уриэлю2

Мир и благословение!

В ответ на ваше сообщение, с письмом которое получил — с прикрепленным к нему.

...(Когда кто-то) говорит на еврейского раввина (и даже на простого еврея), что тот…

Примечания:
1 Напечатано в «Ликутей Сихот» том 22, стр. 366.
2 Цимер.

Свободный перевод с иврита: Шолем Лугов
Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter