СБП. Дни Мошиаха! 12 Нисана 5784 г., суббота недели Ахарэй | 2024-04-20 06:09

Самопожертвование

В лексиконе политиков и журналистов вы уже не встретите выражения «за железным занавесом» и «тоталитаризм». Россия и ее бывшие сателлиты вступили на путь демократических преобразований. Но идеология большевиков — атеизм, ассимиляция пустили свои глубокие корни.

11.12.2005 2544 мин.

В лексиконе политиков и журналистов вы уже не встретите выражения «за железным занавесом» и «тоталитаризм». Россия и ее бывшие сателлиты вступили на путь демократических преобразований. Но идеология большевиков — атеизм, ассимиляция пустили свои глубокие корни. Религиозное еврейство вышло из подполья, но еще не обрело полной свободы. Поэтому и сегодня остается актуальной речь руководителя мирового еврейства — Любавичского Ребе שליט"א — произнесенная в 1985 году.

Он особо подчеркивал важность оказания помощи братьям-евреям, живущим за «железным занавесом». «Мы должны признать, что нам есть чему у них поучиться, — сказал Ребе Король Мошиах. — В Америке и в других демократических странах евреям кажется, что они ни в чем не нуждаются. В этих странах они пользуются полной свободой и могут соблюдать Тору и Заповеди, не испытывая никаких неудобств. В материальном плане они вполне обеспечены и имеют возможность поступать, как считают нужным; могут даже покинуть пределы своей страны и не подчиняться более ее законам. Поскольку они ни в чем не нуждаются, то перестали ощущать важность и необходимость прихода Мошиаха. Эти евреи забывают, что „Мы — все еще слуги Ахашвероша“. Доказательство? Только посмотрите, ведь они называют тьму светом, утверждая, что изгнание вовсе не страшно, так как они ни в чем не испытывают нужды».

С болью в сердце Ребе рассказал о тяжелом положении верующих евреев в тоталитарных странах. Этим евреям нет необходимости напоминать, что они — по прежнему «слуги Ахашвероша»: они это чувствуют на себе. Поскольку они находятся в таком ужасном положении, их молитвы — «молитвы угнетенных» — достигают высочайшего уровня, ибо произносятся с «разбитым и сокрушенным сердцем».

Ребе напомнил американским евреям, как важно помогать своим братьям за «железным занавесом», помогать всеми возможными способами. «Мы должны считать их не просто своими братьями, но своей плотью и кровью», — сказал он. Это понятие подробно объясняется в Тании и в Иерусалимском Талмуде, где сказано, что два еврея — это как две руки одного тела.

Говоря о пожертвованиях и благих делах для евреев России, Ребе привел мудрые слова из Мидраша: «Больше, нежели хозяин дома делает для бедняка, бедняк делает для хозяина дома». Эта мысль в полной мере применима ко всем деяниям в поддержку евреев за «железным занавесом». И если говорить о самоотверженности в соблюдении Торы и ее заповедей, то все, что мы делаем для свою братьев-евреев за «железным занавесом», не идет ни в какое сравнение с тем, что они делают для нас своим примером.

В своей речи Ребе сравнил возможности для изучения Торы и исполнения Заповедей евреев Америки и евреев в странах за «железным занавесом». В Америке евреи по милости Б-га не знают, что такое мученичество за Тору. Они имеют возможность учиться и стать знатоками Торы, без всяких осложнений соблюдать Заповеди, могут наслаждаться плодами жизни, прожитой в согласии с Торой. И даже неевреи помогают им в этом, ибо в демократических странах осуществилось пророчество: «Все народы мира увидят, что Имя Б-га с тобой, и убоятся тебя». Ребе спрашивает американского еврея: «Трудно ли надеть тфиллин, когда народы мира убоялись тебя? Нужно ли „месирут нефеш“ (самопожертвование), чтобы жить, как подобает еврею, когда иноверцы тебя страшатся или, по крайней мере, уважают?»

Мысль Ребе — все время с еврейством России и стран Восточной Европы. Ребе рассказал, что в этих странах за «грех» соблюдения Субботы еврея могут сослать в Сибирь; в лучшем случае, уволить с работы, лишить его семью средств к существованию, и никто не окажет ему помощь. Вот как описывает подобную ситуацию Мидраш Раба (глава «Ваикра»): «Почему меня ведут на побитие камнями? Потому что я сделал сыну обрезание. Почему меня ведут на костер? Потому что я соблюдал Субботу.. Потому что я надевал тфиллин, потому что я выполнял Волю Отца моего Небесного». Выполняя Волю Отца Небесного, евреи в странах за «железным занавесом» с риском для жизни соблюдают Субботу, надевают тфиллин и цицит, делают своим сыновьям обрезание. Их не страшат угрозы и преследования.

То же самое происходило и во времена Пурима. В известном труде Алтер Ребе — «Тора Ор» говорится, что все то время, пока приказ Амана оставался в силе, «почти целый год все евреи пребывали в состоянии самопожертвования и раскаяния (тшува), каждый день, час и миг... Никто не думал ни о чем другом».

В Талмуде сказано: «Если бы Хананию, Мишаэля и Азарию стали бить плетьми, даже они поклонились бы идолу». Им легче было бы один раз броситься в огненную печь, чем подвергаться постоянным пыткам.

В странах за «железным занавесом» мучения продолжаются уже более полувека, однако евреи, несмотря ни на что, выдерживают испытания и продолжают изо дня в день соблюдать Тору и Заповеди.

Ребе восторгается самоотверженностью верующих евреев в странах Восточной Европы и России. Он называет их настоящими героями. «Откуда у них берется внутренняя сила, откуда эта самоотверженность, самопожертвование? Не потому, что они надеются на награду в этом мире или в мире грядущем. И не потому, что они знают о великой ценности мученичества и „месирут нефеш“ (самопожертвование). Они даже не слышали такого слова! Что же тогда? Лишь сознание того, что они — евреи! Если Ханания, Мишаэль и Азария, как говорит Талмуд, всю жизнь занимались изучением Торы, получили соответствующее воспитание и образование, то большинство евреев в странах за „железным занавесом“ никогда не видели йешив, многие из них даже не знают, что такое Сефер Тора (Свиток Торы). В своей речи Ребе постоянно проводит параллель между жизнью верующего еврея в Америке и в России. Он снова и снова призывает евреев Америки поучиться у своих братьев, как надо хотеть исполнять Заповеди. Жизнь и страдания евреев за „железным занавесом“ учат нас тому, как быть евреем. Каждый год, час, миг евреи в странах Восточной Европы и России дарят нам „хлеб стыда“. Еврею Америки, когда он слышит о мученичестве своего брата-еврея, стыдно говорить о том, что ему трудно отказаться от дополнительного заработка в Субботу, что у него нет времени учить Тору».

Ребе закончил свою речь словами: «Евреи в тех странах дают нам больше, чем мы им! Что такое десять, восемнадцать, сто тысяч долларов по сравнению с благотворным влиянием, которое они на нас оказывают. Мы получаем урок, как служить Б-гу с самоотверженностью и альтруизмом. И что такое все богатства мира в сравнении со спасенной жизнью одного еврея?!»

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter