СБП. Дни Мошиаха! 17 Нисана 5784 г., пятый день недели Ахарэй | 2024-04-25 08:27

Давайте любить критику, но не критиковать других

Критика, в большинстве случаев, похожа на пустые калории. Представьте себе, что вы потребляете вместе с едой огромное количество калорий, чувствуя себя удовлетворенными на считанные мгновения, но на самом-то деле никакая энергия не входит в ваш организм, и вы остаетесь без энергии, как и прежде.

Ицхак Бен Шломо Источник: Principles Magazine Перевод:Алексей Ушаков 29.05.2019 1357 мин.

Никто не любит, когда его критикуют. Некоторые из нас могут оценить пользу от критики, но тем не менее, она все равно им не нравится. Совсем не приятно слушать, как кто-то находит недостатки в том, во что вы вложили часы усердного труда.

Обычно люди стараются соблюдать золотое правило Гилеля, которое гласит: «Не делай другому того, чего не хочешь, чтобы делали тебе». Как цивилизованный и культурный человек, вы не станете парковать свою машину на подъезде к чужому дому.

Почему?

Да просто потому, что вы сами знаете, каково это — не иметь возможность выехать из своего собственного двора.

Но ведь точно также мы знаем, каково это, когда тебя критикуют; так почему же мы так часто попадаемся в эту ловушку и критикуем свою жену (мужа), своего ребёнка-подростка и поведение товарища-хасида и то, как он понимает волю Ребе.

Рай и Ад

Для того, чтобы лучше понять все вышесказанное, предлагаю вам следующую притчу.

Был один еврей, который закончил свою жизненную миссию в этом мире и предстал перед Небесным судом. Когда вся его жизнь и поступки были просмотрены и тщательно подсчитаны, оказалось, что заслуг и грехов у него ровно поровну.

«Вы можете выбрать, куда идти: в Рай или в Ад», — объявил свой вердикт Небесный суд. «Могу ли я вначале осмотреть оба места, прежде чем приму окончательное решение?» — спросил этот человек. «Да, это не запрещено», — ответили ему.

«Куда мы направимся сначала?» — спросили ангелы. «Позвольте мне в первую очередь увидеть Ад», — ответил он и был без промедления доставлен туда.

Увиденное им поразило нашего героя. Его привели в роскошный, хорошо освещенный банкетный зал. Нежная негромкая музыка, исполняемая группой музыкантов, придавала особенную атмосферу происходящему; официанты во фраках подавали восхитительные блюда многочисленным «гостям», сидящим за столами. Многие из собравшихся за этой трапезой были знакомы нашему герою по его родному городу, кого-то он видел впервые.

«И это Ад?» — с недоумением подумал он про себя. Но подойдя к одному из столов, чтобы поближе взглянуть на происходящее, он быстро понял, почему это место — чистилище. На красиво сервированных столах не было столового серебра. Вместо этого у каждого из сидевших за столом была вилка длиной в метр, привязанная к его левой руке, и нож такой же длины, привязанный к его правой руке. «Неудивительно, что это ад, ведь что толку от того, что столы ломятся от прекрасных яств, никто не может даже попробовать их…», — подумал он про себя.

«Могу ли я теперь увидеть Рай?» — спросил он сопровождающего его ангела. «Конечно!» — и через несколько секунд был перенесен туда и оказался в… идентичном банкетном зале с такими же музыкантами, официантами, празднично накрытыми столами и чудесными яствами, заполняющими зал восхитительными ароматами! Только вот гости на этот раз были другие. Здесь тоже было много знакомых лиц, были и те, с кем наш герой знаком не был.

Он подошел к столу, чтобы все хорошенько рассмотреть, и был ошеломлен, увидев, что и здесь на столах не было столового серебра, и, что здесь были такие же метровые столовые приборы, прикреплённые к рукам сидевших за столами.

«Чем же они заслужили такие страдания? Почему это место называется Раем?» — недоумевал наш невольный наблюдатель. Пока он внимательно следил за всем происходящим, прозвучал небесный голос и объявил: «Ешьте, о праведные, ешьте!»

Каждый из праведников, сидящих по одну сторону стола, не сговариваясь друг с другом, использовал свою метровую вилку и нож, чтобы подать пищу праведнику, сидящему по другую сторону стола.

«А! Теперь я понимаю!» — воскликнул гость.

«Могу ли я еще раз, совсем ненадолго посмотреть на Ад, прежде чем приму решение?» — спросил человек у ангела. А в это время в его голове уже сформировался план избавления страдающих в Аду от их ужасной участи.

«Конечно», — сказал ангел. Не успев и глазом моргнуть, они вернулись в Ад. Мужчина бросился к своему знакомому, который был известен всем в их городке, как заядлый бандит и мошенник, и прошептал ему на ухо: «Послушай! Почему бы тебе не подать еду человеку, сидящему напротив тебя, а он в ответ подаст еду тебе? И вы оба будете сыты и счастливы!»

«Ты что с ума сошёл? — закричал он, краснея от раздражения. — Подать еду ему? Ты знаешь, за что он здесь? Ты думаешь, я подал бы когда-нибудь этому заядлому преступнику даже черствую корочку хлеба?!..»

Семьдесят лиц Торы

У Ребе РАШАБа из Любавичей есть известное изречение касательно критики (см. «а-Йом Йом» за 12 Сивана): «Люби критику, потому что она поставит тебя на истинную высоту».

Все мы знаем, что у Торы есть «семьдесят лиц» — 70 законных толкований Торы. Есть также 70 незаконных способов ее толкования.

В Раю есть Небесная академия, и, вероятно, аналогичное учреждение есть на противоположной от Рая стороне. В этом высшем учебном заведении философы зла придумали альтернативную трактовку этого учения: «Люби критиковать других. Это позволит тебе достичь желаемых высот» в стремлении быть бесполезным и в то же самое время думать, что ты очень полезен.

Критика, в большинстве случаев, похожа на пустые калории. Представьте себе, что вы потребляете вместе с едой огромное количество калорий, чувствуя себя удовлетворенными на считанные мгновения, но на самом-то деле никакая энергия не входит в ваш организм, и вы остаетесь без энергии, как и прежде.

Мы не критикуем для того, чтобы унизить других, — мы хорошие и культурные люди. Когда мы критикуем нашу супругу или супруга, это даёт нам возможность почувствовать себя сопричастными и вовлечёнными в его жизнь; когда мы критикуем наших детей, это позволяет нам почувствовать, что мы причастны к процессу их воспитания и обучения; когда мы, сидя в синагоге, говорим о том, как окружающие все неправильно понимают, это заставляет нас почувствовать, что мы вовлечены в общественные вопросы и занимаем активную жизненную позицию...

Так давайте будем любить, когда кто-то критикуют нас, но не будем любить критиковать других!

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter