СБП. Дни Мошиаха! 11 Нисана 5784 г., шестой день недели Мецора | 2024-04-19 14:17

У Ребе есть все три ключа!

Ребе сказал, что праведникам вручены три ключа: от жизни, дождей и пробуждения мертвых. Хотя три ключа сразу не даются одному человеку, в отношении праведников это не так! После этого Ребе объяснил данную идею на более глубоком уровне, что Всевышний и праведник являются одним целым.

23.06.2019 2344 мин.

В беседе 10 Швата 5711 года, посвященной Ребе РАЯЦу («Итваадует» 5711 г., том 1, стр. 204), Любавичский Ребе ШЛИТА Король Мошиах говорил о величии праведников и глав поколения, процитировав слова Талмуда: «Праведник постановил и Всевышний исполнил» («Таанит» 23а) и «Всевышний постановил, а праведник отменил» («Шабат» 63а). Ребе добавил, что праведники способны даже совершать изменения в порядке мироздания по своему желанию.

После этого (используя выражение из Талмуда) Ребе сказал, что праведникам вручены три ключа: от жизни, дождей и пробуждения мертвых. Хотя три ключа сразу не даются одному человеку, в отношении праведников это не так — у некоторых из них [речь, разумеется, шла о Ребе РАЯЦе и, соответственно, о самом Ребе] есть все три ключа! Поэтому они являются владельцами всего и могут выбрать для себя место, где им лучше всего находиться (это было сказано ровно через год после вознесения души Ребе РАЯЦа, который по словам Ребе «находится с нами»).

[Когда это выступление было напечатано, Ребе добавил сноску, что здесь не место обсуждать вопрос, почему это высказывание не противоречит сказанному в Талмуде в начале трактата «Таанит»].

Через несколько месяцев в беседе 12 Тамуза («Итваадует» 5711 г., том 2, стр. 214-9) Ребе опять затронул эту тему и объяснил якобы возникшее противоречие.

Сказано в Талмуде: Три ключа (Всевышний) не передал посреднику [одному человеку все три вместе]: ключ дождей, ключ роженицы и ключ пробуждения мёртвых».

«До меня дошел слух, — сказал Ребе, — что люди задают вопросы по поводу сказанного мной ранее».

Ребе привел рассказ из Талмуда («Санедрин» 113а) о пророке Элияу, которому был дан только один ключ, как это видно из ТАНАХа (Млахим I 17-18): «И сказал Элияу... (как) жив Г-сподь, Б-г Израиля... что не будет в эти годы ни росы, ни дождя; разве лишь по слову моему... И было, по прошествии некоторого времени высох этот поток, ибо не было дождя в стране...» Элияу попросил о милосердии и ему был дан ключ от дождя. Потом рассказывается, как «после этих событий заболел сын той женщины, хозяйки дома». Тогда Элияу снова попросил о милосердии, но ему ответили: «У тебя же есть один ключ от дождя, а ты хочешь ещё один от пробуждения мертвых? Ведь тогда люди скажут, что у ученика есть два ключа, а у учителя — только один!»

«Я же сказал тогда, — продолжил Ребе, — что некоторым праведникам было дано более одного ключа, ведь во время аудиенции [у Ребе] это происходило в одно и то же время: одному еврею давали «жизнь» [детей], другому — «дождь» [материальные блага], а третьему — «пробуждение мертвых» [исцеление от болезней]. Отсюда следует, что у них одновременно были в руках три ключа».

Ребе продолжал рассказывать, что услышав такие слова, люди подняли шум: «Я думал, что это из-за того, что мое высказывание противоречит Талмуду, а они оказывается защищали честь пророка Элияу. Как я мог сказать, что какой-то праведник выше самого Элияу?!»

«То, что на первый взгляд эти слова противоречат Талмуду, никого не волнует», — с иронией продолжил Ребе и начал объяснять: «Правило, согласно которому ученику не дают больше одного ключа, относится к тому случаю, когда он является посланником. При всех достоинствах этого статуса, когда „посланник считается как тот, кто его послал“, это все-таки подобие (“как тот“), а не сам человек. Ведь есть случаи, когда посланник не может заменить самого человека... Поэтому, когда свыше посланнику дают ключи, то ему не дают больше одного, чтобы не возникла вышеуказанная проблема. Но у самого Всевышнего есть все три ключа и Он может пожелать осуществить действия с ними (не с помощью посланника, а) сам — посредством праведника, ангела и т.д. Тогда очевидно, что одновременно могут быть произведены действия с тремя ключами, так как они находятся не у ученика, а у учителя».

После этого Ребе объяснил данную идею на более глубоком уровне, что Всевышний и праведник являются одним целым. Речь идёт о Ребе — «связывающем посреднике» — на аудиенции у которого человек получает ответ от Всевышнего. Перед Ребе открыты сразу все врата и для него нет никаких ограничений.

Оставался ещё один вопрос: ведь и сам Элияу был таким праведником, у которого могло быть сразу два ключа, тогда почему ему не дали их? Поэтому Ребе объяснил, что в ТАНАХе в том эпизоде речь шла об отрицательном действии — Элияу хотел задержать дожди на три года (в качестве наказания за идолопоклонство), поэтому в данном случае он был обычным посланником — «учеником» — у которого мог быть только один ключ. Но в тех случаях, когда Элияу совершал позитивные действия, он тоже держал в руках сразу три ключа.

Комментарии: 1 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter