Каждый, кто выходит на войну дома Давида

12.09.2019 370 (0)
Рав Асаф Фрумер Сокращенный перевод: Шолем Лугов
Каждый, кто выходит на войну дома Давида
Каждый, кто выходит на войну дома Давида

Автор книги «Двар йом бэ-йомо» (Хаим Кноллер) пишет (на основании книги «Зоар»), что 15-го Элула «было то, что было у Давида с Бат-Шевой». Наши мудрецы поясняют, что в этой истории не было ничего негативного: «Тот, кто говорит, что Давид согрешил [с Бат-Шевой], не кто иной, как ошибающийся». Когда человек выходит на войну дома Давида, он дает своей жене разводное письмо. Поэтому Бат-Шева была в разводе с Урией, когда она вышла замуж за Давида. И на основании этого закона Ребе РАШАБ сказал свою знаменитую беседу ученикам йешивы «Томхей Тмимим».

В трактате «Шабат» 56а идёт речь о том, что нельзя критиковать важных людей, и там мудрецы приводят различные примеры. Но мы видим, что обо всех р. Шмуэль говорит, что они не грешили (это было не совсем так, как можно было подумать), но Давида он выделяет особо и говорит о нем по-другому. Давид не просто не согрешил, а он не может согрешить:

Рабби Шмуэль бар Нахмани сказал от имени рабби Йонатана: «Тот, кто говорит, что Давид согрешил [с Бат-Шевой], не кто иной, как ошибающийся, как сказано (Шмуэль I 18:14): «И преуспевал Давид во всех делах своих, и Всевышний был с ним». Возможно ли, что грех попал в его руку и, [тем не менее,] Божественное Присутствие было с ним? Однако как тогда мне объяснить значение [обличения пророка Натана] (Шмуэль II 12:9): «Отчего же пренебрег ты словом Г-спода, сделав то, что есть зло в глазах Моих[: Урию-хэтийца убил ты мечом и жену его взял ты себе в жены; а его убил ты мечом Аммонитян», что указывает на то, что Давид согрешил?]

Неужели такой человек, как Давид, мог согрешить? Это просто невозможно!

После этого в Талмуде есть другое объяснение. Рабби Йеуда а-Наси, который происходил из дома Давида, объяснил стих в пользу Давида. Почему пророк Натан обличал Давида?

Он сказал: «Это зло, упомянутое в отношении Давида, отличается от всех других зол в Торе; что касается всех других зол в Торе, то написано: «И он совершил зло, а здесь написано: делать зло». Эта уникальная фраза указывает на то, что Давид стремился творить зло, но на самом деле не делал этого. [Его намерения были неправильными; однако его действия были правильными].

Выходит, это было «не по-настоящему».

То, что написано: «Урию-хэтийца убил ты мечом и жену его взял ты себе в жены», означает, что вы могли бы судить его перед Синедрионом как одного из виновных в измене престолу, и вы не судили его таким образом. Вместо этого вы казнили его таким образом, который отличался от общепринятых принципов суждения. Что касается того, что написано: «И свою жену ты принял за свою жену»; это означает, что у вас есть права на брак с ней, так как по закону Бат-Шева уже была разведена с Урией. Как сказал рабби Шмуэль бар Нахмани от имени рабби Йонатана: «Каждый, кто выходит на войну, [которую ведёт] дом Давида, даёт разводное письмо своей жене».

В Талмуде объясняется, что это было сделано для предотвращения ситуации, при которой жена солдата не сможет вступить в повторный брак, поскольку солдат не вернулся с боя и не было свидетелей его судьбы. Условное свидетельство о разводе предоставило ей статус разведенного и освободило ее от повторного брака.

[Стих следует читать: возьмите разводное письмо, которое определяет статус отношений между мужем и женой. Так как перед уходом людей на войну, они давали женам условный развод, то поскольку Урия позже умер, Бат-Шева ретроактивно стала разведенный с того времени, когда он отправился на войну. Таким образом, она не была запрещена Давиду].

Мы попытаемся понять, что речь здесь идёт совершенно не о том, что на первый взгляд вы могли подумать. И на основании этого отрывка из Талмуда Ребе РАШАБ выступил в Симхат Тора 5661 (1901) г. — через три года и три месяца после образования йешивы «Томхей Тмимим» (в 1897 г.). Ребе РАЯЦ рассказывает, что в это время в йешиве была духовная обстановка как в Йом-Кипур.

«Каждый, кто выходит на войну, [которую ведёт] дом Давида, даёт разводное письмо своей жене» означает, что ученики йешивы должны отдалиться от всех материальных вещей нашего мира, так как их назначение — быть солдатами войска Давида, которые воюют с теми, кто выступают в открытую против Всевышнего (просвещенцы, евсеки...) и противятся приходу Мошиаха (люди Торы).

Кто знал об этом выступлении Ребе РАШАБа в течение почти 50 лет? Практически никто!

В 5702 (1942) году накануне новомесячья Тамуза был большой праздник, когда отмечали год после приезда Ребе Короля Мошиаха в Америку (28 Сивана 5701). Но так как мир ещё не был готов к такому определению, это событие было преподнесено как празднование 45-летия после создания йешивы «Томхей Тмимим». Есть известная фотография с этого праздника, где Ребе РАЯЦ стоит опираясь одной рукой на трость, а другой на Ребе ШЛИТА, который смотрит на своего тестя.

Ребе РАЯЦ выступил с короткой речью и пригласил всех глав ХАБАДа от Баал-Шем-Това. Все остальное Ребе РАЯЦ записал. Он привел саму беседу Ребе РАШАБа и объяснил ее появление и назначение...

Вернёмся с истории про Давида. Нам может показаться, что мудрецы захотели переписать историю. Давайте обратим к первоисточнику в ТАНАХе (Шмуэль I). У Ишая было много детей. Самым младшим из них был Давид. Ишай не был уверен о его происхождении... Пророк Шмуэль помазал Шауля, тот начал воевать с филистимлянами. Среди них был Голиаф, который начал хулить Всевышнего и евреев. Никто не решился нарушить статус-кво. Ишай посылает Давида отнести провиант братьям (Шмуэль I 17:17–18):

И сказал Ишай Давиду, сыну своему: возьми-ка для братьев твоих эйфу этих сушеных зерен и десять этих хлебов, и сбегай, отнеси в стан братьям твоим. А эти десять сыров отнеси тысяченачальнику; и передай привет братьям твоим, и возьми их ручательство.

Что такое «ручательство»? Рав Йосеф сказал: это относится к вопросам, которые являются общими «между ним (мужем) и ней (женой)», т.е. браку. Речь идёт о разводном письме.

Потом Давид увидел Голиафа и очень удивился, что никто не протестует. Тогда старший брат Давида рассердился на него (17:28): «И услышал Элиав, старший брат его, когда он говорил с этими людьми, и разгневался Элиав на Давида». Почему? Так ведь Давид принес им не только еду, но и передал просьбу отца написать разводное письмо женам.

После этого Давид пришел к Шаулю и сказал ему: «Почему все смотрят на него и ничего не делают?» Шауль спросил его в ответ: «А ты вообще воевать умеешь?» И Давид рассказал, как он разорвал напавшего на стадо льва. Было решено, что Давид встретится с Голиафом, который шел с оруженосцем (17:41): «Шел и филистимлянин, приближаясь к Давиду; а человек несет щит пред ним».

Дальнейшее всем известно. Давид сказал, что он идет с Именем Всевышнего и он убил Голиафа из пращи (17:51): «И подбежал Давид, и встал над Пелиштимлянином, и взял меч его, и, вынув его из ножен, добил его, и отсек им голову его...»

Есть редкий мидраш (его приводит РИФ), что Давид не смог вытащить меч Голиафа и он попросил оруженосца вытащить меч, пообещав ему за это гиюр и еврейскую жену. Этот оруженосец был Урия. Тогда Всевышний сказал Давиду: «Что ты раздаешь тут евреек? Я сделаю так, что ты отдашь ему ту, которая была предназначена тебе самому».

Это связано с высказыванием наших мудрецов, что Бат-Шева была предназначена Давиду с шести дней Творения... Поэтому комментаторы говорят, что она была ещё маленькая в это время и ее брак не имел статуса и ей дали развод... И после всего этого она была совершенно свободна, когда Давид взял ее себе в жены.

«Бен Иш Хай» спрашивает, почему в Талмуде говорится: «Тот, кто говорит, что Давид согрешил, не кто иной, как ошибающийся»? Можно было сказать об этом короче: «Говорящий, что Давид согрешил — ошибается». И он объясняет, что если человек думает о «грехе» Давида, чтобы ему самому было легче совершить раскаяние, он тоже ошибается.

Это проблема людей, которые пытаются сами понять смысл слов ТАНАХа без комментариев наших мудрецов.

В трактате «Сота» (7б) приводится высказывание о различных великих людях, которые согрешили и признались в этом, заслужив тем самым жизнь в будущем мире:

Когда подозреваемую в неверности женщину приводили в суд, то ей угрожали, чтобы она признала свою вину. Ей говорили: «Йеуда признался и не стыдился, Реувен признался и не стыдился... и им была дарована жизнь в грядущем мире.

Гаон из Рогачева поясняет, что здесь не упоминается Давид, так как он вообще не грешил.

Возвращаясь к теме беседы Ребе РАШАБа, мы хотим понять, какая связь между двумя периодами и разводным письмом? Можно было просто процитировать отрывок из Псалмов и объяснить применительно к событиям того времени.

В трактате «Баба мециа» (59а) сказано: «Лучше, чтобы человек вступал в половую связь с женщиной, чей семейный статус не определен, но не унижал другого публично». Талмуд спрашивает: откуда мы это видим? И отвечает: это из того, как Рава истолковал слова: (Теилим 35:15): «А когда упал я, обрадовались и собрались против меня презренные... терзают и не перестают»?..

Сказал Давид:

И более того, они мучают меня до такой степени, что даже в то время, когда они занимаются публичным изучением законов прокаженных язв и шатров, в которых есть труп, т.е. не имеющих отношения к моему греху, они говорят мне: «Давид, тот, кто вступает в половую связь с замужней женщиной, как именно его казнят?» И я говорю им: тот, кто вступает в сношение с замужней женщиной перед свидетелями и с предупреждением, его смерть от удушения, но он все еще имеет долю в будущем мире. Но тот, кто унижает другого прилюдно, не имеет никакого отношения к будущему миру».

МААРАШа во втором издании объясняет, что об этом говорится сразу после этого (Псалмы 35:15-16):

Но когда я упал, они торжествовали и собирались; против меня собрались [даже] хромые, не знаю [за что], смехом разразились неумолкаемым. [Вместе] с лицемерными насмешниками они за лепешку скрежетали на меня зубами своими.

И так вели себя последователи Кораха, которые также смеялись над Моше, подозревая его в грехе с замужней женщиной. А ведь это совершенно невозможная вещь! Поэтому Давид сказал, что с ним делают то же самое.

Это напоминает нам историю, когда во время раздачи долларов пришел рав и начал спрашивать, почему в ХАБАДе не спят в сукке? Та же самая тактика. Всё эти нападки на ХАБАД, которые мы слышим много лет со стороны тех, кто пытается отдалить приход Мошиаха. А какой на это ответ? «Каждый, кто выходит на войну дома Давида, дает жене разводное письмо». Всё эти подозрения к нам не относятся. Этого не было и не могло быть!

Известно, что у Шауля была одна «проблема», из-за которой он потерял трон. А у Давид были две «проблемы», но это никак не отразилось на нем. Давид ночью не спал, а пел восхваления Творцу.

Есть комментарий Абарбанеля (а если вы думаете, что Абарбанель не умел учиться, то вы ошибаетесь), который спрашивает, как может быть, чтобы Давид не согрешил, если он сам в этом признался? Давайте поймем это так, как написано: он согрешил, раскаялся и заслужил прощение.

И нужно сказать, что если вы думаете, что Абарбанель имел в виду то, что вы подумали, не кто иной, как ошибающийся! Надо понять, что из этих слов ТАНАХа всегда черпали энергию силы зла. Я не говорю о нееврейских источниках, да не будут они упомянуты здесь, которые пытались провести ассоциации... Даже в еврейском народе, когда злодеи сбивали с толку людей, они использовали сравнение с Давидом для оправдания своих грехов.

Поэтому наши мудрецы писали подобные комментарии в пророческом наитии, чтобы люди не совершали грехов и оправдывали себя: раз Давид мог, то и я тоже могу. Для таких людей, как мы, они сказали в пророческом духе.

В «Моэд катан» 16б сказано:

Сказал р. Шмуэль бен Нахмани от имени р. Йонатана, почему написано (Шмуэль II 23:1): «И вот последующие (пророческие) слова Давида — речение Давида, сына Ишая, речение мужа, вознесенного высоко»? «Речение Давида, сына Ишая» — так как он вознёс пожертвование за раскаяние.

Так был грех или нет?

В трактате Йома (86а) сказано:

Говорят, что для еврейского народа возникли два хороших лидера: Моше и Давид. Моше сказал: «Пусть мой позор будет написан, то есть пусть грех, который Я совершил, будет написан в явном виде, как сказано: «Потому что вы не уверовали в Меня, чтобы освятить Меня» (Дварим 20:12). Напротив, Давид сказал: «Пусть не будет написано мое позор, как сказано: «Счастлив тот, у кого прощено, чей грех скрыт» (Псалмы 32:1).

«Пней Менахем» процитировал этот источник и спросил: «Только про Моше сказал, а про Давида нет?» Это написано, чтобы показать путь к раскаянию, или нет?

Нет! Давид сказал Всевышнему: «Напиши не то, что было, а то, что люди думают, что люди говорят».

Пример: «баал-тшува», который совершил до этого серьезное прегрешение, а потом искренне раскаялся, но засомневался, как он сможет искупить это. Тогда ему рассказывают про Давида и говорят, что вот тебе пример силы раскаяния. А потом, через несколько лет, когда он полностью раскаялся, ему говорят так: «Смотри! Ты постился и давал деньги на благотворительность, плакал и исправлял себя — ты поднялся на огромную высоту. Но знай, что в самый возвышенный момент твоей жизни, во время заключительной молитвы в Йом-Кипур, тебя нельзя даже сравнить с самым будничным поведением Давида. Просто Давид знал, что появится такой человек, как ты, и он устроил тебе мысли о раскаянии. Но если ты думаешь, что понимаешь ТАНАХ в буквальном смысле, так ты ничего не сделал».

Таким образом мы видим, что вся идея о разводном письме выходящих на войну и двух группах людей, о которых сказано в псалме №99, это одно и то же.

В 1985 г. Ребе четко сказал, кто эти люди и добавил, что вся эта беседа Ребе РАШАБа является явным пророчеством для нашего времени:

И нужно понять — что в этом вопросе мы видим чудо, на которое не обращаем внимания, что более 80 лет назад Ребе РАШАБ своим святым духом предвидел ситуацию наших дней — явное пророчество в буквальном смысле... И вот это еще большее чудо: кто бы мог представить себе 80 лет назад, что появится такое «странное создание»: еврей, который «верит во Всевышнего и Его Тору», но несмотря на это глумится и насмехается над «приходом Мошиаха»!

Есть ещё очень интересная вещь, о которой идет речь в «Ликутей Сихот» (том 30, стр. 97-103). Как мог Шломо стать королем при жизни Давида?

Так как у королей из рода Давида есть корона, когда сила королевской власти внедрена в суть их души, то это существует также и при жизни их отца. ...С помощью того, что Давид избрал своего сына Шломо и дал указание помазать его, к Шломо относится статус короля. Это значит, что он не только наследует трон от Давида, но у него уже есть статус короля на практике (так как он удостоился короны). И это не противоречит правилу, что два короля не используют одну корону — так как здесь уточняется, что речь идёт о практическом королевском правлении, которое невозможно одновременно реализоваться двумя королями (в частности, так как их человеческие качества отличаются между собой). Но суть короля, которая зависит от короны и силы королевской власти, данной Давиду и его потомкам до скончания веков, может относиться к двум людям одновременно.

Это было сказано в месяце Тамузе во время «дела книг». Тогда Ребе рассказал, как Ребе РАШАБ послал сына (будущего Ребе РАЯЦа) решать вопросы, связанные с проявлением самопожертвования, которое относится только к главе еврейского народа.

Ребе РАШАБ назначил Ребе РАЯЦа своим преемником ещё при жизни. Но когда это произошло?

17 Тамуза 1985 г. Ребе объяснил это так:

Известно выступление Ребе РАЯЦа, которое он повторял после приезда в США в последние десять лет своей жизни в этом мире. И содержание этой беседы в том, что он (Ребе РАШАБ) назначает своего сына (Ребе РАЯЦа) при жизни отца быть королем и главой еврейского народа в качестве директора йешивы, воспитывающей солдат дома Давида...

Это было как вы время Давида, когда кричали «Да здравствует король». Теперь вспомним, как Ребе объяснил в гл. «Тэцаве», что когда Ребе хочет сказать что-то про себя, он использует для намека предыдущего Ребе.

Сам Ребе РАЯЦ сказал это в канун новомесячья Тамуза 5702 г. И тем самым Ребе РАЯЦ назначил своего зятя (Ребе ШЛИТА Короля Мошиаха) своим приемником при жизни короля и главы еврейского народа — быть королем из дома Давида. И он будет бороться с теми, кто бесчинствует против прихода Мошиаха!

Ребе РАЯЦ в конце 5702 г. и в начале 5703 г. говорил о том, что Освобождение уже наступает. Об этом сказано, к примеру, в предисловие к сборнику «Сегодня — день», где приводится письмо от 14 Тамуза. Это был вообще единственный раз, когда Ребе РАЯЦ установил срок Освобождения. Он говорил тогда о спасении евреев на Святой Земле и о необходимости совершить раскаяние. И всем известно, что произошло в Хешване 5703 г., когда 23 октября 1942 года, началось сражение при Эль-Аламейне, ставшее одной из переломных битв в истории Второй мировой войны. Британские войска под командованием генерала Монтгомери разгромили тогда группировку фельдмаршала Роммеля в Северной Африке предотвратили угрозу прорыва немцев в Землю Израиля.

Есть ещё один очень важный момент. Ребе ШЛИТА Король Мошиах один раз также установил срок Освобождения. Это было в 5749 г., когда он привел расчет «Ор а-Хаима» о времени после полудня — речь шла о 5750 годе. А 15 Элула 5749 г. Ребе выпустил новое издание беседы Ребе РАШАБа про выходящих на войну дома Давида...

В сборнике «Сегодня — день» (16 Швата) есть единственная цитата из этой беседы Ребе РАШАБа, где сказано от его имени, что между холодностью и безверием — лишь тонкая перегородка... Отсюда мы можем сделать вывод в отношении нашей работы сейчас. Нужно не быть равнодушными, обсуждая идеи Мошиаха и Освобождения, а распространять эти идеи с жаром и воодушевлением. В этом заключается наша задача в качестве солдат дома Давида.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Точка зрения » Фарбренген (другие статьи):