СБП. Дни Мошиаха! 12 Нисана 5784 г., суббота недели Ахарэй | 2024-04-20 04:06

Сигнал и шум

Д-р Роджер Ревель  19.02.2004 2428 мин.

Немногие знают о проекте «ОЗМА». Так национальное управление по космическим исследованиям назвало попытку установить присутствие сознательной жизни на других планетах при помощи космической коммуникации. Ученые установили массивный в Западной Вирджинии, направили его на несколько определенных звезд и стали слушать.

Даже знатоки космической коммуникации не имели твердого представления, что они ожидают услышать. Но в действительности эта программа не столь уж фантастическая, как это может показаться неспециалисту. Смысл эксперимента заключается в том, что если где-то существует разумная жизнь, а их аппараты электронной коммуникации превосходят наши, и если они интересуются жизнью во Вселенной, как нас интересует жизнь на других планетах — они попытаются дать нам сигнал.

Как выяснилось, профессиональных электронщиков не смущает даже языковой барьер — они общаются с помощью цифр. Принято считать, что любой, кто способен построить передатчик, пользуется теми же самыми методами, что и тот, кто построил приемник. И ученые начали слушать. Они надеялись услышать сигнал, не случайный, а повторяющийся, с закономерным ритмом или цифровым кодом и в определенные периоды времени. Все упомянутое до сих пор — правда. Продолжение истории напоминает анекдот, хотя многие утверждают, что так и было в действительности.

Радиотелескоп

Рассказывают, что через несколько месяцев после начала проекта «ОЗМА» операторы не на шутку заволновались. То, чего они ожидали с таким нетерпением, — свершилось. Каждый день, в определенное время, локаторы принимали один и тот же слабый сигнал. Сигнал не нес в себе явной информации, он не был похож на какой-то язык или код, понятный слушателям, но он, несомненно, существовал. Это не был случайный шум, он повторялся периодически, с небольшими изменениями, и имел определенный, несколько неземной ритм.

К счастью, ученые внимательно перепроверили полученную информацию, перед тем как оповестить весь мир о величайшем открытии. И тогда обнаружилось, что из-за небольшого отклонения в фокусе радиотелескопа они принимали сигналы не из космического пространства, а от радиостанции в Кентукки, передающей поп-музыку.

Эта история мне кажется весьма поучительной. Мы, евреи, тоже внимательно прислушиваемся к определенному сигналу и также испытываем ряд трудностей и неудач с нашим электронным оборудованием:

— Среди нас есть те, кто искренне прислушиваются, но слышат только то, что хотят услышать.

— Среди нас есть те, чьи уши полностью отвергают услышанное.

— Среди нас есть те, кто слышат только посторонние шумы и уверены, что это и есть сигнал. И они настолько удовлетворены этим шумом, что на все попытки помочь им настроить приемник отвечают твердым отказом.

— Но, к счастью, есть те, кто по традиции знают, к чему прислушиваться, и обучены настройке приемника, чтобы принимать чистейшие сигналы. Некоторые люди попадают в эту счастливую категорию от рождения. Но многим из нас приходится учиться распознавать разницу между сигналом и шумом.

Д-р Роджер Ревель