СБП. Дни Мошиаха! 18 Адара II 5784 г., пятый день недели Цав | 2024-03-28 10:35

Вселенная — на дверях моего дома

Автор первого в мире атомного двигателя для подводной лодки «Наутилус» и научный руководитель этого проекта, Элвин Радковский был в дальнейшем избран секретарем американского Комитета по атомной энергии и представлял США на международных конференциях...

4464 (0) мин.
Опубликовано в журнале «СВЕТ» декабрь 1981

45 лет назад ушел в отставку знаменитый адмирал Риковер — отец американского атомного флота, еврей, родившийся в России. В статьях, посвященных адмиралу Риковеру, а также краткой истории американского атомного флота, всякий раз упоминается имя ближайшего сотрудника адмирала, профессора Элвина Радковского, создателя ядерных двигателей. Элвин Радковский родился в городе Элизабет, Нью-Джерси. Докторскую степень он защищал в университете имени Джорджа Вашингтона под руководством еврея из Венгрии — Эдварда Теллера, отца американской водородной бомбы.

Автор первого в мире атомного двигателя для подводной лодки «Наутилус» и научный руководитель этого проекта, Элвин Радковский был в дальнейшем избран секретарем американского Комитета по атомной энергии и представлял США на международных конференциях и конгрессах, посвященных проблемам атома.

«В 1949 году адмирал Риковер, выдвинувший идею создания атомных двигателей, — рассказывает профессор Радковский, — стал начальником специального Корабельного бюро. Ему нужны были физики-ядерщики для разработки абсолютно новой технологии, например, получения особо чистого урана. Адмирал Риковер ознакомился с моей диссертацией по физике твердого тела, она заинтересовала его, и я был приглашен принять участие в проекте. Моей главной задачей в то время была проблема перехода от спонтанного распада радиоактивных материалов, т.е. почти мгновенного взрыва — к управляемой ядерной реакции. Через несколько лет мне удалось это сделать, использовав оригинальный замедлитель — основания бора и лития».

— На всех фотографиях, где вы принимаете многочисленные награды американского правительства или встречаетесь с президентами, вы обязательно в кипе. Не мешает ли вам, ученому, ваша религиозность?

— Никоим образом! Я учился в хедере, йешиве и «Йешива Университи» и позволю себе со всей категоричностью утверждать: изучение Талмуда шлифует мозг, подготавливая его к восприятию современной науки, в частности теоретической физики.

Современная наука, истоки которой лежат в работах Альберта Эйнштейна и Нильса Бора, учитывает понятие «наблюдателя», иными словами, математически вводит в расчеты сам процесс наблюдения. Именно такой подход дал возможность Нильсу Бору оценить в свое время элементарные частицы и как волны и как частицы — т.е. выдвинуть концепцию корпускулярно-волнового дуализма.

В качестве примера такого дуализма в нашей жизни Нильс Бор обычно приводил стеклянный шар. Снаружи этот шар представляется выпуклым, а изнутри — вогнутым. Предмет, как видите, один и тот же, но суждение о нем зависит от точки зрения наблюдателя.

Наука последней четверти XX века придерживается именно такой точки зрения: она сблизила и объединила понятия, казавшиеся ранее далекими, а иногда — взаимоисключающими как, например, волны и частицы. То же самое относится к религии и науке. Физика для меня, если хотите, — это вогнутая поверхность шара, а его выпуклая сторона — мезузы на дверях моего дома.

Тора и мир — это творение одного Творца. Между ними нет никакого противоречия, напротив, они дополняют друг друга, поскольку Тора содержит замысел творения.

В Торе говорится: «...населяйте землю и покоряйте ее». Слово «покоряйте» означает власть над природой и прежде всего — ее понимание. Мы занимаемся естествознанием, чтобы постичь величие творения, имя которому Вселенная, и одновременно постигаем величие ее Творца.

— Сегодня часто говорят и пишут о параллелях между Торой и современной наукой, например, теорией относительности и квантовой механикой.

— Мне не хотелось бы утверждать, что все научные открытия содержатся в Торе. И не потому, что это неверно, а просто это вызовет бурную, никому не нужную полемику. Хочу лишь отметить, что благодаря единству двух творений — Торы и Вселенной — можно найти интересные параллели и сравнения, указывающие на их общее происхождение, на их единого Творца.

В Торе заложена идея единства. Тот, кто отрицает хотя бы одну из 613 ее заповедей, — отрицает всю Тору. Единую точку зрения постоянно ищут и в науке. Поисками единого подхода к физической реальности занимался в свое время Эйнштейн. Единую классификацию элементарных частей стремятся найти многие современные ученые. Будем надеяться, что, в конце концов, эти поиски приведут к объединению Торы и науки. «И будет в тот день Б-г един и имя Его едино».

В науке, как и в Торе, не существует мелочей. Важны все детали и любое явление. Каждый кажущийся незначительным факт должен подвергаться тщательному анализу и исследованию. Для науки такой подход является фундаментальным. И этот же принцип может служить ответом критикам Торы, которые полагают, что не все в ней одинаково важно.

— У наших мудрецов есть изречение: «Если наши предки, как ангелы, то мы, как люди. Если же предки наши — люди, то мы ослы». Возможно, это справедливо с нравственной точки зрения, но с научной, казалось бы, дело должно обстоять как раз наоборот.

— Действительно, по мере удаления от момента получения Торы на горе Синай уменьшается религиозность поколений. Но как ученый я верю, что современная наука в конечном счете ведет к сближению человека с Торой и со временем откроет еще большую возможность служения Б-гу... Впрочем, об этом уже было сказано и намного лучше, чем я смогу сформулировать: «Чем больше поколений всматриваются в творения Б-га и тайны природы, тем более видят там мудрость и чудеса... которые прежние поколения не замечали и не понимали величие творения Б-га».

— Как известно, первый заряд атеистических сомнений молодые люди получают, столкнувшись с теорией эволюции. В течение полутора веков эта теория считается общепризнанной, и ее изучают теперь в университетах и школах всего мира. Как относится современная наука — имеется в виду действительно беспристрастная и строгая наука — к этой теории.

— Современные ученые считают, что у теории эволюции нет научной основы. Теория эволюции — это просто вера, которая нужна для неверия в Б-га.

Все выводы этой теории держатся на подгонке фактов или, скажем мягче, на слепой вере в эти факты, на интуиции и случайностях. Ее ненаучность начинается с самого фундамента — с невозможности доказать, исходя из «эволюционности», принцип происхождения жизни. Современная биология со всей очевидностью доказала, что теория «саморазмножения» неубедительна. Почему мы должны верить на слово сторонникам теории эволюции, которые требуют от нас веры, что в природе когда-то имели место особые условия, послужившие причиной «зарождения жизни и эволюционного саморазмножения»?

Среди серьезных ученых споры о теории эволюции не в почете. Я хочу привести слова известного ученого Джорджа Вальди. Однажды его попросили прокомментировать расчеты, согласно которым шанс случайного образования простой молекулы белка практически невероятен. Это возможно всего лишь один раз в 10 в 248 степени миллионом лет — т.е. срок, неизмеримо больший чем самый растянутый период существования Земли по теории эволюции. Джордж Вальди ответил: «Если бы живых созданий не существовало, я бы тоже согласился с невозможностью их возникновения. Однако мы все же существуем...» Юджин Вигнер, физик с мировым именем, лауреат Нобелевской премии, отметил, что размножение клеток, как представляют его сторонники теории эволюции, не соответствует принципам квантовой механики — основы современной физики.

Доктор Спетнер, используя последние открытия в области генетического кода, доказал, что с математической точки зрения развитие жизни, согласно теории эволюции, не выдерживает критики. А другой известный ученый Карл Г. Хемплс заметил: «Дарвинизм никогда не объяснял явлений. Это всего лишь предложенная в прошлом веке теория, объясняющая картину возникновения мира с помощью ступенек эволюции».

Не более вразумительные попытки последователей теории эволюции объяснить также происхождение Вселенной. Все выводы современной нам науки, основанные на последних исследованиях Земли и космоса, утверждают, что жизнь во Вселенной — явление исключительное. Между тем из теории эволюции следует: во Вселенной существует множество иных миров с разумной жизнью. Исходя из теории эволюции, можно принять и гипотезу профессора Дейсона, по которой упорядоченная форма созвездий объясняется вмешательством в строение галактик разумных существ.

Считать обнаруженные нами в космосе явления «игрой» более развитых цивилизаций или суперменов, опередивших нас на пирамиде эволюции, — это не взлет, а падение научного мышления. Такие рассуждения, в сущности, отбрасывают нас далеко назад, к языческим воззрениям, согласно которым мир находится во власти идолов.

Опубликовано: 08.03.2004 Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter