СБП. Дни Мошиаха! 11 Нисана 5784 г., шестой день недели Мецора | 2024-04-19 11:13

Велвл Маранц: хасид и музыкант

Велвл Маранц родился в 1930 году в ассимилированной еврейской семье в Бруклине. В возрасте семи лет он уже играл на пианино, флейте и гитаре, хотя никогда этому не учился.

18.06.2015 1567 мин.

Велвл Маранц родился в 1930 году в ассимилированной еврейской семье в Бруклине. Закончив школу, он поступил в Колумбийский университет. В раннем детстве у него проявились музыкальные способности. В возрасте семи лет он уже играл на пианино, флейте и гитаре, хотя никогда этому не учился.

В 1950 году во время войны в Корее, Велвл был призван в армию. Ему повезло — он попал служить на базу в Германии. В то время он впервые в своей жизни почувствовал, что Всевышний хранит его и когда он услышал приказ о своем переводе, то вскричал: «Слава Б-гу!»

В армии он стал военным композитором. Одна из его песен, под названием «Небеса», стала очень популярной среди солдат. Да, как бы это не звучало парадоксально, он сочинял песни про Творца. В армии он впервые принял участие в праздновании субботы. Ему очень понравился текст молитвы, но еврейская искра еще не загорелась в нем.

После службы Велвл вернулся домой и продолжил учебу. В это время он познакомился со своей будущей женой, Шейндел, которая была из более религиозной семьи. Перед свадьбой она поставила условие, чтобы в их доме была только кошерная еда.

Следующий этап на пути к еврейской жизни наступил после Шестидневной войны, когда евреи во всем мире пробудились после того, как увидели явные чудеса Всевышнего в этой войне. Семья Маранц даже поехала в Израиль на экскурсию. Когда Велвл увидел древние камни Иерусалима, он заплакал…

Прошло десять лет, за которые в семье Маранц не произошло существенных изменений. Его дочь Фейга училась в нееврейской школе, но не получала от этого удовольствия. Как-то раз возле их дома остановился странный автомобиль, на котором висел транспарант: «Почему вы не отправляете своих детей в йешиву?» А нужно сказать, что в Америке религиозные еврейские школы называли словом «Йешива». Велвл вышел из дома «только посмотреть» на этот «мицвотанк» ХАБАДа и вернулся с брошюрой о важности еврейского воспитания. С этого момента в семье Маранц начались изменения: после разговора с посланником Ребе Короля Мошиаха (это был р. Катриэль Кастель и его помощник Пиня Силверберг), дочь перешла учиться в религиозную школе, а вся семья — семь человек — была приглашена на субботу в семью Пини. Приехал даже старший сын, который учился в университете в Нью-Джерси. Только через много лет Велвл узнал, что тот самый знаменательный год (1976) Ребе назвал «годом воспитания».

Велвл также начал понемногу изучать Тору и соблюдать заповеди. Его самый первый учитель по хасидизму был р. Довид Пайп. Очень важно отметить, что уже тогда, в 1976 году, р. Силверберг объяснил им, что Ребе это Мошиах. «Я сразу принял это, — вспоминал р. Велвл. — Все, что нам говорил рав, было правдой. Вера в то, что Ребе является Мошиахом, для меня была как все основы иудаизма, о которых мне стало известно на уроках».

Первая встреча с Ребе произошла у него во время хасидского застолья в «770». В тот момент Велвл понял, что Ребе это не обычный человек. Когда Велвл получил «леках» от Ребе, он почувствовал, что его пронзило какой-то силой, как током. Его жена вспоминает, как она сама впервые увидела Ребе на параде в Лаг ба-Омер. Она стояла среди толпы детей, как вдруг Ребе повернулся и посмотрел прямо на нее.

В 1979 году Велвл написал Ребе и спросил, стоит ли им переехать в Израиль. Ребе ответил положительно. Так Велвл оказался в Кфар-Хабаде. Через год, когда скончался его отец, он поехал в Америку, чтобы отвезти в Израиль свою мать.

Именно тогда он со своим сыном впервые встретился с Ребе на личной аудиенции. Она продолжалась всего шесть минут, но за это время Велвл услышал пророческое указание по поводу своей будущей жизни. Ребе предложил ему сесть и Велвл, который тогда еще не знал, что в присутствии Ребе нужно стоять, сел. «Где вы живете», — спросил Ребе. «В Кфар-Хабаде», — ответил Велвл. Ребе спросил, есть ли у них постоянное жилище или временное. Велвл, который к тому времени купил квартиру, ответил, что постоянное.

Когда Велвл начал говорить, что он собирается забрать в Израиль свою мать, так как… Ребе продолжил за него: «…Так как она не может справляться сама».

Потом Ребе спросил его о работе. Велвл ответил, что он преподает музыку. Ребе спросил: «Детям или взрослым?» Велвл ответил: «Маленьким детям». Тогда Ребе сказал: «А вы можете распространить среди них еврейство посредством того, что будете учить их петь „Шма Исраэль“, „Модэ ани“, „Берейшит бара“?» и добавил: «Не обязательно знать для этого язык, так как слова этих песен взяты из молитвенника». Велвл ответил, что он уже сочинил несколько песен на слова из Торы и готов продолжать делать это. Ребе продолжил спрашивать: «Вы даете частные уроки или работаете в школе?» Велвл: «В школе». Ребе: «В Реховоте, Тель-Авиве, Петах-Тикве?» Велвл: «Нет. Я был учителем от министерства образования Нью-Йорка, но сейчас в Израиле я учу иврит». Ребе: «Чтобы у вас было благословение распространять еврейство с помощью вашей музыки. Чтобы у вас было благословение вместе со всей семьей. Чтобы вы продвигались в учебе все выше и выше. Чтобы ваша семья распространяла еврейство в Святой Земле, когда вы вернетесь туда…»

Через семь лет после этого Велвл получил приглашение преподавать музыку в хабадской школе в... Реховоте, а еще через два года он устроился на работу в... Тель-Авиве. Вдруг он понял, что Ребе назвал именно эти места и именно в таком порядке! Оставался третий город; тогда Велвл сам обратился к директору школы в Петах-Тикве и попросил у него разрешения давать урок хотя бы раз в неделю...

Велвл обратил внимание, что сразу после получения благословения Ребе перед ним как бы раскрылись небесные врата. Он написал много песен о Б-ге, еврействе и хасидизме, которые получили большую известность в мире. Его даже назвали тогда «Mr. Music». «Я и раньше писал песни, — вспоминает Велвл, — но они никогда не становились такими популярными. Я уверен, что это произошло только благодаря Ребе». Был даже случай, когда одна женщина, услышав его песню в Бразилии на еврейской свадьбе, вернулась к еврейству!

Велвл Маранц сочинял песни, чтобы радовать людей. «Ведь это приближает приход Мошиаха», — часто говорил он. Одна из его песен так и называлась — «Мошиах». Разумеется, в ней шла речь о Ребе…

Комментарии: 2 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter