Рав Дов Твардович: «Каждый еврей должен быть сведущ в еврейском законе»

20.05.2008 2757 (2)
Рав Дов Твардович: «Каждый еврей должен быть сведущ в еврейском законе»
Рав Твардович

Дов Твардович родился в очень уважаемой семье «литовского» направления. Когда он решил стать хабадником, то вся его семья очень расстроилась. Его родственники полагали, что теперь он уже не будет усердно, как раньше, изучать Тору, а все свое время будет тратить только на «мивцоим» — ведь именно такое представление о Хабаде в то время было у литовского направления евреев.

Но выяснилось, что сердце Дова тянулось к изучению еврейского закона, и с каждым днем это притяжение только усиливалось.

Сейчас рав Твардович преподает в йешиве «Томхей Тмимим» в Кфар-Хабаде, а также дает ответы на вопросы, касающиеся чистоты семейной жизни, кашрута, соблюдения шаббата, с которыми к нему обращаются многие евреи.

Рав Твардович является автором двух книг, основанных на книге «Шулхан Арух Алтер Ребе» и касющихся законов субботы в общем и законов «мукцэ» в частности. В конце его книги приводится очень удобный в пользовании список предметов, которые мы часто используем в нашей жизни. Возле названия каждого из них приводится объяснение, можно ли или нельзя пользоваться этим предметом в субботу. Этот список помогает многим людям соблюдать субботу более педантично и осмысленно.

Рав Твардович считается серьезным раввином, имеющим право выносить постановления, касающиеся различных областей еврейского закона, его часто приглашают проводить лекции, кроме того он часто ездит в различные центры Хабада, чтобы провести там урок с людьми, приближающимися к соблюдению Торы и заповедей.

На протяжение многих лет рав занимается в кашеровании кухонь в процессе акции «Кампания кашрут» и считается специалистом в области кашрута.

— Рав Твардович, вы являетесь автором книги, которая посвящена законам соблюдения субботы, которые описываются в книге «Шулхан Арух Алтер Ребе». В чем суть этой книги?

— Это первая книга, которую я написал, и вначале она называлась просто: «Законы субботы». Книга включала в себя в основном законы, касающиеся «мукцэ» — вещей, которыми нам запрещено пользоваться в субботу, — так как эти законы приводятся в книге «Шулхан Арух», написанной Алтер Ребе. Сама книга состоит из двух частей: первая часть посвящена законам «мукцэ». Есть также законы, которые я привожу с объяснениями и обсуждениями, иногда даже указываются всякие специфические тонкости, касающиеся того или иного закона. Вторая часть – это сокращенное объяснение наиболее важных законов, касающихся субботы, разбор некоторых запрещенных в субботу видов работ и др.

На протяжение лет я добавил различные дополнения в книгу, в последнем издании, которое вышло два года назад, приводятся также законы кашерования посуды, в этих законах нуждаются многие люди, особенно посланники Ребе по всему миру, которым приходится нередко с этим сталкиваться.

— Что побудило вас написать эту книгу?

— Как известно, Ребе всегда поощрял тех, кто писали книги с новыми толкованиями слов Торы и записывали различные идеи, которые появились в ходе учебы Торы. Мысль о написании книги пришла ко мне много лет назад, я писал об этом Ребе несколько раз, и каждый раз получал от Ребе положительный ответ. Но написание книги каждый раз откладывалось по различным причинам, до тех пор, пока я не принял твердое решение сделать все, чтобы книга наконец достигла своих читателей. Первое издание было немногочисленным, но после того, как стало ясно, что людям она понравилась, в нее было внесено множество дополнений и было выпущено еще несколько изданий.

— Ребе часто говорил, что любое наше действие должно быть пропитано аспектами будущего Освобождения и прихода Мошиаха. В прошлом вы занимали должность главы высшего учебного заведения по подготовке раввинов. Как молодые парни, изучающие еврейский закон, сочетают изучение закона с подготовкой к встрече с праведным Мошиахом?

— В Талмуде сказано, что Всевышний соберет евреев в Израиле со всех четырех сторон света только лишь в заслугу изучения Мишны. А то, чем была Мишна в те дни, в наше время — это все еврейские законы.

В одной из своих бесед Ребе обращает внимание на то, что распространение источников включает в себя также распространение постановлений Алтер Ребе. Я бы добавил к этому, что в наше время есть не только постановления Алтер Ребе, но и постановления Ребе Цемах-Цедека и нашего Ребе, распространение которых тоже является распространением источников.

Также очень желательно, чтобы и религиозное общество относилось с большим уважением к изучающим еврейские законы. В свое время мне с горечью пожаловался реб Зуша Вилимовский. Его очень огорчал тот факт, что в Хабаде нет достаточного количества людей, сведущий в еврейском законе. Он объяснил мне, что когда организовывают какие-то общественные собрания, то самое почетное место на них занимает какой-то из деловых людей, и не всегда видно среди почетных гостей ученых Торы и раввинов. Это естественно оказывает влияние на молодежь.

Поэтому стоит усилить поддержку молодых парней, учащихся в йешивах, молодых раввинов и всех, кто учит Тору и еврейский закон — эта поддержка может выражаться как в стипендиях, так и в уважительном отношении. Все это даст понять подрастающему поколению, что люди, занимающиеся учебой Торы и изучением еврейских законов, являются для нас самыми важными.

Чудеса во время «Кампании кашрут»

На протяжение многих лет рав Твардович занимается кашерованием кухонь в рамках программы «Кампания кашрут». Этой работе, тяжелой как физически, так и морально, рав посвящал целые вечера. Очень часто именно кашерование кухни становилось для многих еврейских семей первым шагом к соблюдению Торы и заповедей.

— Несколько раз я кашеровал кухни, — рассказывает рав Твардович, — и во время этого я замечал, что хозяин дома очень далек от соблюдения Торы и заповедей, и даже, как будто, противится этому. Но проходило несколько лет и я вдруг встречал молодого хасида в сюртуке и с бородой, который вдруг говорил мне, что я был у них дома и кашеровал им кухню.

Вот один из рассказов, который мне особенно запомнился. Однажды меня пригласили в один дом, хозяйка которого очень хотела, чтобы ее кухня была кашерна, а ее муж был против этого. Но ему пришлось уступить, так как он не хотел ссориться с женой. Он стоял в стороне и не во что не вмешивался, всем своим видом говоря: «не мешайте мне и я не буду мешать вам». Через несколько лет я встретил человека, который выглядел, как настоящий хасид. Он обратился ко мне и сказал: «Я тот самый человек...»

Был также один случай, когда я пожалел, что отправился кашеровать кухню, и вот как это было. Ко мне обратились с просьбой помочь откашеровать кухню, но именно в тот вечер это было немного затруднительно для меня. Я почувствовал, что должен спросить у Ребе, стоит ли мне идти, или нет (несмотря на то, что обычно в таких случаях я не спрашиваю у Ребе, потому что мне ясно и понятно, что Ребе хочет, чтобы я приближал евреев к соблюдению заповедей). Из ответа Ребе, который я получил при помощи книги «Игрот Кодеш», я понял, что Ребе не хочет, чтобы я шел туда. Поэтому я остался дома.

Прошло несколько месяцев, я вспомнил про тот случай, и подумал, что это ведь все-таки «мивцоим» — «кампании, установленные Ребе» — поэтому стоит отнестись к ним серьезно. Я отправился в тот дом, куда не пошел в первый раз. Когда же я пришел туда, то выяснилось, что не все так просто. Было сомнение, еврейка ли хозяйка дома, поэтому по разным причинам было запрещено кашеровать кухню в ее доме, ведь это могло привести к введению в заблуждение многих людей. Тогда я понял, почему Ребе не хотел, чтобы я туда шел...

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Точка зрения » Профиль (другие статьи):