СБП. Дни Мошиаха! 18 Адара II 5784 г., пятый день недели Цав | 2024-03-28 05:20

Спасение еврейских детей из Ирана

Мир был еще уверен в незыблемости правления шаха, но Ребе предвидел революцию в Иране. Он знал, к каким кровавым последствиям это может привести, и дал указание спасти детей. Посланники получили предупреждение о грозящей опасности в исламских странах.

2972 (0) мин.
Рав Рафаэль Херути Свободный перевод:Шолем ЛуговИсточник: книга «Есть пророк в Израиле»

Многие выходцы из Ирана живут как евреи благодаря Любавичскому Ребе שליט"א. Если бы не Ребе Король Мошиах, они бы и сегодня жили под властью аятоллы, в лучшем случае, а в худшем - превратились бы в рьяных мусульман. Речь идет об опасной операции, которая была совершена под руководством Ребе — вызволении тысячи еврейских детей из Тегерана в последнюю минуту перед тем, как власть перешла к аятолле Хомейни.

Рав Герцель Илульян, сегодня раввин общины иранских евреев в Лос-Анжелесе, был послан Ребе в Тегеран. Это было настоящее пророчество. Ребе знал, что должно произойти в Иране в ближайшее время и, как впоследствии стало известно, дал ему указание ехать немедленно и быть готовым в нужное время к активным действиям.

В тот период никто и не предполагал, что положение шаха ухудшится, а, тем более, того, что может произойти революция…

Через две недели после указания Ребе рав Илулиан вместе с присоединившимся к нему р. Шолом-Бер Эхтом собрали вещи и в новомесячье Ав 5738 — 4.08.1978 — прибыли в Тегеран. Сразу после приезда они встретились с главами общины, представились как посланники Любавичского Ребе и сказали, что Ребе заботится обо всех евреях в мире: «Ребе думает о вас и беспокоится за вас, поэтому мы и приехали сюда».

В Тегеране были проблемы с кашрутом и еврейским воспитанием. Местные «еврейские» школы посвящали только один час в день для изучения иудаизма — немного ТАНАХа и немного языка иврит. Такое же невежество в еврействе посланники увидели, навещая дома местных евреев. Лишь немногие знали, что это такое: кашрут, разделение молока и мяса, законы семейной чистоты. На весь Тегеран была только одна миква и было сомнение в ее кашерности.

Через некоторое время родители начали обращаться к посланникам с просьбой, создать для детей учебную программу — настоящую еврейскую школу и йешиву. Пока дети были маленькие, они ходили с родителями в синагогу, а когда подросли, то, ввиду отсутствия йешивы, они были вынуждены идти учиться в местные школы и университет. С этого момента и началась операция по спасению, хотя об этом никто еще не знал. Начали составлять списки детей (13-15 лет) для учебы в йешиве, и при этом люди не знали, что это списки спасения…

Посланники постоянно докладывали Ребе о своей деятельности и вдруг получили предупреждение о грозящей опасности в исламских странах.

Через несколько недель началась революция. Появляться на улицах стало опасно, и в это время многие родители начали упрашивать посланников, чтобы они помогли вывезти детей. И теперь вся ранее проделанная работа послужила для другой цели. Прошло полгода, шах объявил о своей отставке и сбежал в Египет. Для евреев это было плохое известие, они предпочитали шаха, так как помнили, что его отец отменил несколько антисемитских законов, а сам шах был единственным из правителей стран арабского мира, который поддерживал взаимоотношения с Израилем.

Опасность увеличивалась, и посланники активизировали свою деятельность. К счастью, в Иране не было закона, запрещающего выезд детей. Более того, правительство поощряло выезд детей в Европу для учебы. На собрании в центральной синагоге посланники сообщили, что они помогут вывезти детей и что они будут направлены в еврейские школы.

На первом этапе, когда еще не шла речь о побеге, а об организованном выезде в Нью-Йорк, была набрана первая группа. Каждый должен был приобрести билет, а посланники заботились о визах, которые были получены в американском посольстве в Иране через консула Ричардсона. Позже мусульмане сожгли посольство и р. Герцель, обладающий итальянским гражданством, обратился к правительству этой страны и получил поддержку.

В первой группе было 250 детей. Сначала они прилетели в Италию и задержались в Риме на несколько дней для получения виз в США. Было очень тяжело обеспечивать едой и жильем 250 человек и, по особому указанию Ребе, на помощь пришел р. Биньямин Городецкий, главный посланник Ребе в Европе.

Власти Тегерана не подозревали об организованном выезде детей. Это было несомненное чудо, когда на 250 детей, летевших одним рейсом, полицейские и чиновники не обратили никакого внимания.

После приезда первой группы Джойнт выделила для детей здание, но в первый раз все было необычайно трудно, и только благодаря помощи Ребе этот благородный замысел увенчался успехом.

В то время американское правительство опасалось выдавать визы выходцам из Ирана и отсевало 9 из 10 претендентов. Поэтому было решено обратиться к послу и объяснить ему ситуацию, в результате чего посол лично помог со всеми формальностями. Беженцы из России, которые находились тогда в Италии, ждали полгода и больше, а тут все завершилось за пару часов…

По прибытию в США р. Эхт встретил детей, а у его отца – р. Яаков-Йеуды Эхта была уже программа по их обустройству. Он потратил огромные деньги на приобретение зданий для беженцев и задолжал 3 миллиона долларов (сегодня это примерно 30 миллионов!), но он делал все это, выполняя желание Ребе.

Распространились слухи, что ситуация в Тегеране ухудшается и р. Герцель спросил Ребе, нужно ли возвращаться. Ответ был категоричен: «Вывезти как можно больше», и через 2-3 недели посланники вернулись в Иран продолжать операцию.

На каком-то этапе р. Эхт спросил Ребе, нужно ли отправлять детей в Израиль. Ребе ответил, что сначала они должны приехать в США, чтобы получить нормальное еврейское образование, а затем нужно постараться отправить их в Израиль, где гораздо легче соблюдать субботу, кашрут и т.д. Ребе поставил перед посланниками две задачи: спасение детей и приближение их к иудаизму. При этом нельзя было отрывать их от своих обычаев и традиций. Так, в Песах им давали рис (как это принято у сефардов).

За полгода в США прибыло около 1000 детей. Десятки из них влились в любавичское движение, многие стали раввинами, преподавателями и даже те, которые со временем уехали с родителями в другие страны, получили основные знания. А нужно подчеркнуть, что до приезда эти дети, кроме знания о своем еврействе, не знали ничего о Торе и заповедях.

Опубликовано: 20.06.2011 Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter