СБП. Дни Мошиаха! 11 Нисана 5784 г., шестой день недели Мецора | 2024-04-19 11:57

Сколько благословений мы произнесем, когда раскроется Мошиах?

На хасидских застольях я часто говорю о необходимости распространять весть об Освобождении и личности Мошиаха. Многие спрашивают: «Как вы можете говорить, что Ребе это Мошиах?»

Рав Мордехай-Шмуэль Ашкенази Перевод:Шолем Лугов 14.05.2018 1794 мин.

В мире Торы существует выражение «Илхета де-Мешиха». Эта концепция используется в отношении законодательной дискуссии, следствия и выводы из которой будут актуальными только после прихода Мошиаха. Используя это выражение, участники дискуссии стороны хотят показать нам, что нет необходимости продолжать спор, так как он не имеет практического применения в настоящем времени.

В субботу «Тазрия-Мецора» 5751 г. Ребе дал указание обратить особое внимание на изучение идей Освобождения как путь для приближения прихода Мошиаха. Это выступление последовало по итогам известной беседы 28 Нисана, в которой Ребе провозгласил, что задача по приведению Мошиаха возложена на нас и мы должны делать для этого все, что в наших силах и возможностях.

Те хасиды, которые не поняли, что они должны делать, получили через неделю точные инструкции, главной из которых был указание изучать как можно больше об Освобождении.

В действительности, изучать тему Освобождения нужно не только для того, чтобы ускорить его наступление, но также и с практической точки зрения. Так как согласно пророчеству Ребе мы находимся накануне Освобождения и Мошиах должен появиться в любую минуту, мы должны быть готовыми к его приходу с законодательной точки зрения. К примеру, какие благословения мы должны будем произнести увидев Мошиаха?

Для того, чтобы прийти к верному решению в этом вопросе, мы должны хорошенько изучить тему Освобождения в соответствии с учением Ребе.

Я видел респонсы одного из крупнейших законодательных авторитетов нашего времени, на мнение которого полагаются в самых сложнейших законодательных спорах. Однако, когда речь заходит о том, сколько благословений мы должны будем произнести после прихода Мошиаха, он пишет вещи, которые показывают, несколько он мало осведомлен в этой теме.

Спор начинается с вопроса, который был послан ему в отношении благословений, которые мы должны будем произнести увидев Мошиаха. Он сказал, что мы произнесем три благословения: первое — при виде короля, «...поделившийся Своей славой с боящимися Тебя», второе — при виде мудреца, «...поделившийся Своей мудростью с боящимися Тебя» и третье — «...даровавший нам жизнь... и давший нам дожить до этого времени».

Тогда его спросили, можно ли объединить первые два благословения и тогда получится так: «...поделившийся Своей славой и Своей мудростью с боящимися Тебя», ведь это относится к королевской власти Мошиаха и его мудрости? Ответ был такой, что мы не можем сделать это и он привел доказательство из законов благословения на еду: если перед человеком лежат картошка и яблоко, он должен сначала произнести благословение на плод дерева (яблоко), а уже потом на плод земли (картошку). Но он не может объединить их и сказать: «...сотворивший плод дерева и земли».

Задавший вопрос настаивал на своем и привел доказательство из законов о «трумот у-маасрот» (пожертвования и десятины), когда при определенных обстоятельствах два благословения объединяются в одно. Если человек отделяет одновременно пожертвования и десятины, он говорит: «...отделить пожертвования и десятины».

Авторитет ответил, что пожертвования и десятины являются уникальным случаем, так как при их отделении одновременно человек делает зерно разрешенным, но в случае Мошиаха все по-другому: его королевская власть и мудрость это разные вещи. Поэтому здесь будет более уместным пример с картошкой и яблоком.

Я хочу ещё раз напомнить, что речь идёт о крупнейшем авторитете и у меня нет никакого намерения принижать его знания. Но это только пример того, как человек может ошибаться, если он не является знатоком данной темы.

В чем же здесь заключается основная ошибка? Этот авторитет рассматривает королевская власть и мудрость Мошиаха как две разные вещи. Это означает, что с его точки зрения Мошиах теоретически может быть только королем, но не мудрецом или только мудрецом, но не королем, хотя на практике он мудрец и король.

Если бы этот авторитет изучал труды Ребе об Освобождении, в частности беседу «Мошиах — Король Давид навеки» («Ликутей Сихот» том 35, стр. 206-210) об отрывке из книги пророков: «И слуга Мой Давид — король над ними, и пастырь один будет у всех них... И Давид, слуга Мой, — предводитель их навеки», он бы понял, что мудрость Мошиаха и его королевскую власть невозможно разделить.

Раньше было разделение между работой короля, который отвечал за руководство народом, и задачей главы Санедрина, ответственного за духовное состояние людей. Одним из новшеств Мошиаха является интеграции этих двух вещей. Это слияние является сущностью того, кем является Мошиах, которой объединит материальное и духовное.

В соответствии с этим, мы сможем совместить два благословения и сказать: «...поделившийся Своей славой и Своей мудростью с боящимися Тебя», так как на самом деле мы говорим об единой сущности, которую нельзя разделить на две части.

Я привел этот пример, так как часто законодательная перспектива указывает на степень знакомства с данной темой, в нашем случае это тема Освобождения. Если у кого-то существует недостаток в изучении этой темы, то также чего-то недостает в законодательстве — при этом невозможно постигнуть всю глубину вопроса.

У нас, хасидов ХАБАДа, есть двойная и тройная ответственность в изучении вопросов об Освобождении. Мы слышали от Ребе ясное пророчество, что «Вот, идёт Мошиах»; мы слышали от Ребе, что должны делать все возможное для того, чтобы привести Освобождение; мы слышали от Ребе, что самым лучшим путем для этого является изучение темы Освобождения. Мы должны изучать больше и больше, чтобы стать знатоками до такой степени, чтобы это отражалось в области практического закона.

Речь идёт об очень широкой теме. В хасидизме вообще и в учении Ребе в частности есть ответы на все вопросы и мы, хасиды, должны стать экспертами в учении Ребе об Освобождении.

Можно долго рассуждать о необходимости укреплять веру, но мы не должны забывать, что хасидизм учит нас: сначала узнать, а уже потом поверить. Настоящая вера начинается тогда, когда заканчивается знание. Мы должны постоянно учиться и пытаться понять все детали в учении Ребе на тему Освобождения, а если есть вещи, которые мы не можем постигнуть разумом, то в них нужно просто верить.

Как-то р. Моше Гурарье сказал во время хасидского застолья:

— Как мы можем доказать «миснагдим», что Б-г действительно существует? Мы можем доказать это из РАМБАМа! В начале своего труда РАМБАМ пишет: «Основа основ и столп мудрости — знать, что есть Изначальный Сущий, и Он осуществляет все существующее...». Если бы возник какой-то вопрос в отношении существования Б-га, то РААВАД (основной комментатор РАМБАМа) сразу бы привел свое возражение, а так как РААВАД не спорит с этим утверждением РАМБАМа, то это является четким доказательством существования Б-га.

Наподобие этого мы можем доказать «миснагдим», что Мошиах это реальность и он может раскрыться в любую минуту. В конце своего труда РАМБАМ пишет: «Если появится король из рода Давида... это, несомненно, Мошиах» и так как РААВАД не спорит с этим, это является доказательством того, что Мошиах на самом деле придет.

На хасидских застольях я часто говорю о необходимости распространять весть об Освобождении и личности Мошиаха. Многие спрашивают: «Как вы можете говорить, что Ребе это Мошиах? Вы говорите это людям, которые далеки от соблюдения заповедей Торы и это может оттолкнуть их от еврейства и хасидизма!»

Для них у меня тоже есть доказательство из РАМБАМа. Сначала я говорю так: «РАМБАМ пишет в своем законодательном труде, что в один прекрасный день появится король из рода Давида, который соберет всех евреев и построит Храм. Попробуйте рассказать об этом прохожему на улице, что это произойдет сегодня, и он подумает, что вы бредите. Он же знает, что сегодня вокруг нас есть миллионы мусульман, которые если только услышат о наших планах по захвату Храмовой горы, начнут воевать с нами».

«Подумайте на минуту, — продолжаю я объяснять им. — Человек, который написал это, то есть РАМБАМ, был известным философом и врачом, которого весь мир уважает до сегодняшнего для за его мудрость. И именно такой человек, твердо стоящий обеими ногами на земле, написал о приходе Мошиаха. Это значит, что он имел это в виду со всей серьезностью, с тем же уровнем ответственности, с каким он написал все свои остальные законы. И он написал, что настанет день, когда придет Мошиах и построит Храм в Иерусалиме. Если бы РАМБАМ написал об этом в своем труде «Путеводитель заблудших», то это можно было интерпретировать в более абстрактной форме, но он написал об этом в сборнике законов!

О миснагдим говорили, что если такой человек открыто отрицает тайную часть Торы, то в конце концов он закончит тем, что будет тайно нарушать открытую часть Торы. К сожалению мы видим, что люди, которые стесняются распространять тот факт, что Ребе это Мошиах, также стесняются распространять весть об Освобождении. Они даже стесняются изучать законы о Мошиахе в книге РАМБАМа.

Но нам нечего стесняться. Когда Ребе дал нам указание распространять весть об Освобождении, он дал нам силу для оказания влияния на окружающих людей, чтобы они воспринимали наши слова и безусловно верили в приход Мошиаха. Если кому-то не удается выполнить эту задачу, это не говорит о проблеме с его аудиторией; проблема в нем самом.

Ребе сам сказал об этом, что если наши слова не воспринимаются окружающими, это значит, что они не исходят из сердца. Поэтому нужно сделать самоанализ, чтобы исправить этот недостаток.

Мы должны следовать по пути, указанному нам Ребе. Ребе избрал законы о Мошиахе РАМБАМа и почти не цитировал другие источники, поэтому что Ребе хочет научить нас, что идея Мошиаха реальная и реалистичная, как и другие части в труде РАМБАМа. И мы не должны стесняться распространять это, как мы не стесняемся распространять какое-нибудь законодательное постановление.

Наша работа заключается в том, что мы должны укреплять свою веру и прекратить обращать внимание на испытания. И тогда мы немедленно удостоимся полного раскрытия Ребе Короля Мошиаха.

Комментарии: 1 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter