СБП. Дни Мошиаха! 16 Нисана 5784 г., четвертый день недели Ахарэй | 2024-04-24 13:05

Мошиах пришел!

Все чаще до нас доносятся не очень понятные, но будоражащие душу лозунги типа: «Мошиах пришел! И это Любавичский Ребе!» О том же самом кричат плакаты, расклеенные любавичскими хасидами там и тут. Насколько правомочна такая реклама? Насколько она заслуживает нашего доверия?

31.01.2007 8623 мин.

Все чаще до нас доносятся не очень понятные, но будоражащие душу лозунги типа: «Мошиах пришел! И это Любавичский Ребе!» О том же самом кричат плакаты, расклеенные любавичскими хасидами там и тут. Насколько правомочна такая реклама? Насколько она заслуживает нашего доверия? На эти (а попутно и на другие, касающиеся различных убеждений последователей Ребе, вопросы) ответит нашему корреспонденту Довид Сегаль из Иерусалима.

Если можно, я сразу начну с вопроса, который возникает у меня, да и, наверное, у любого нормального человека, столкнувшегося с идеей вечной жизни Любавичского Ребе, активно рекламируемой хабадниками в средствах массовой информации. Как можно говорить столь странные вещи? Не кажется ли вам, что подобная реклама противоречит простому здравому смыслу?

Во-первых, хотелось бы заметить, что «странные вещи, противоречащие здравому смыслу» совсем не всегда являются неправильными. Для примера, расскажу одну историю, которую я в свое время слышал из уст известного историка Льва Гумилева. Он рассказывал, что когда некий цивилизованный европеец, попавший в одно из уцелевших племен людоедов, был доставлен к вождю этого племени, то «мудрый» вождь спросил его: «Там, где ты живешь бывают войны?» «Да», — ответил белый человек. «И что, людей тоже убивают?» – продолжал вождь. «Да», — вымолвил чужеземец, начиная подозревать неладное. «И что же вы делаете с убитыми, съедаете?» «Нет, мы их закапываем в землю». «Не понимаю, — продолжал вождь свои глубокие рассуждения. — Если вы не хотели их есть, то зачем же было тогда убивать? А если уж вы их убили, то почему бы не съесть?!» Логично, не правда ли? Логично, но неправильно, причем, неправильно даже в том случае, если абсолютное большинство племени совершенно согласно с рассуждениями «мудрого» вождя.

Эту историю я рассказал в связи с упомянутым в Вашем вопросе понятием «здравый смысл». Иногда, следуя этому «здравому смыслу», человек может прийти к выводам, полностью противоречащим как человеческому разуму, так и Божественному замыслу. А посему, в поисках ответа на Ваш вопрос я предлагаю изначально отказаться от привычных шаблонов, любезно предоставляемых нам окружающим миром, и начать рассуждение с самого начала, а именно: с вопроса о том, что такое вообще жизнь и смерть, и какого происхождение этих, на первый взгляд неотъемлимых и извечных факторов?

Забегая вперед, можно сказать, что именно безграмотность людей в заданной нами теме и вызывает непонимание, когда речь заходит о таких понятиях как вечная жизнь и воскрешение из мертвых. Вот, например, Вы реально, не в фантазии, не в мечте, а по-настоящему представляете себе, что жизнь каждого еврея, а значит, и Ваша может быть вечной?

Конечно, нет. Я такую жизнь вечно не выдержу.

Ну, вот видите. А ведь изначально человек был сотворен вечноживущим.

Как это?

Да очень просто. Когда Б-г сотворил первого человека, Он вложил в него качество бессмертия, а смертным человек стал только «по собственному желанию». Я имею в виду, что решение самого Адама, а именно: нарушение запрета Творца не есть с Древа Познания Добра и Зла — привело к тому, что первый человек разъединился с постоянным источником жизни и стал смертным. Таким образом, смерть, по сути, изначально противоречит настоящей природе человека. И вопрос должен звучать не как это человек может жить вечно, а как ему вообще удается умереть. Как Вы думаете?

Я не очень понимаю, у кого тут все-таки берут интервью, у Вас или у меня? А если серьезно, то, по-моему, Вы уже частично ответили на этот вопрос, заметив, что первый человек стал смертным в результате греха.

Абсолютно точно, именно грех являлся причиной смерти и для него, и для всех последующих поколений. Каббала объясняет, что каждый грех – это разрыв одного из каналов, по которым жизнь поступает от источника жизни, Жизни Жизней, Святого Творца в человеческое тело. Таким образом, остается только один вопрос: каким же образом умирают безгрешные люди, абсолютные праведники, которых, слава Б-гу, было немало за всю историю еврейского народа? Интересно, что ответ на этот вопрос содержится в словах Торы «…и будет убит, и повесишь его на дереве». Каббала объясняет этот текст таким образом: если ты увидишь безгрешного человека, который сам по себе не должен был бы умереть, но все-таки был как бы «убит», умерщвлен Высшим Провидением, то «подвесь», т.е. поставь произошедшее в зависимость от «дерева», от греха Древа Познания Добра и Зла. То есть если у самого этого человека не была греха, то причиной его смерти является еще не исправленный на тот момент грех Древа Познания.

А что, этот грех когда-нибудь может быть исправлен?

Безусловно. Это-то время и называется временем Мошиаха. Вся суть этого времени состоит в том, что зло, пришедшее в мир в результате первого греха, будет исправлено, и наступит эпоха абсолютного добра и справедливости.

Почему же тогда это время называется временем Мошиаха, почему не назвать его просто Эрой Добра или как-нибудь в этом духе?

Потому что Мошиах — это как раз тот человек, который должен осуществить на практике все эти идеи. Именно при его жизни должны реализоваться все описанные Торой пророчества о том, что в будущем будет построен Третий Храм, евреи соберутся в Земле Израиля, мечи будут перекованы на орала, а волк будет мирно сосуществовать с овцой. Все эти пророчества являются попросту разными этапами Эры Мошиаха, этапами исправления греха Древа познания, которое, как мы поняли, является причиной смерти.

Поэтому окончательное и полное Освобождение от идеи греха, смерти и нечистоты ознаменуется дарованием вечной жизни живым и воскрешением мертвых. Причем, вера в реальность такой перспективы является одной из самых главных основ еврейской религии (см. 13 принципов веры Рамбама). И реализовать все это должен Мошиах — человек из плоти и крови, абсолютно единый с Б-гом и потому сам обладающий вечной жизнью.

Все, что Вы рассказываете, очень интересно, но не могли бы Вы вернуться к изначальной проблеме. Какое отношение имеют все эти идеи к вопросу о вечной жизни Любавичского Ребе?

Что значит: «какое отношение»? Самое прямое. Ведь если Вы внимательно следили за информацией, распространяемой хабадниками, то, наверняка, знаете, что Любавичский Ребе как раз и является тем самым Мошиахом, который, обладая вечной жизнью, приводит Освобождение в мир.

А откуда Вы знаете, что Мошиахом является именно Ребе, а не кто-то другой? Почему, собственно, не подобрать иную подходящую фигуру какого-нибудь раввина или праведника?

Кого, например? Не спешите с ответом. Давайте сначала разберемся с теми требованиями, которые еврейский закон предъявляет к личности Мошиаха. Во-первых, это должен быть человек, про которого доподлинно известно, что он является потомком Королевского рода Давида, во-вторых, он должен знать Тору на самом высоком уровне, «как Давид, его отец», в-третьих, он должен влиять на весь еврейский народ и приближать всех евреев к Торе, в-четвертых, он должен вести так называемые войны Мошиаха и побеждать в них, и, наконец, в довершение ко всему этому он должен быть еще и пророком, признанным еврейским судом.

И вот теперь, вооружившись необходимыми знаниями, пожалуйста, назовите мне хотя бы одного известного Вам «иного раввина или праведника», который удовлетворял бы всем этим требованиям сразу.

Ну, хорошо, допустим, я такого раввина не знаю, но кто сказал, что все эти признаки есть в наличии у Любавического Ребе?

Это сказали более двухсот выдающихся раввинов современности, вынеся в 1992 году постановление («псак дин») о том, что Любавический Ребе является Мошиахом, причем, оснований для подобного решения было более чем достаточно. Ведь деятельности по распространению Торы и еврейства, организованной Ребе, нет никаких аналогов во всей еврейской истории. Никогда за все время существования нашего народа не было такой ситуации, чтобы слово, сказанное неким раввином в каком-то уголке мира изменяло жизнь множества людей на всем Земном Шаре. В качестве примера достаточно упомянуть о празднике Лаг ба-Омер, который до начала деятельности Ребе был для большинства евреев совершенно обычным днем, ничем не отличающимся от всех других. Сейчас практически нет места на Земле, где жили бы евреи и при этом не было бы организовано праздничной деятельности (костры, парад заповедей и т.д.) в Лаг баОмер. То же происходит и с другими праздниками: в Рош а-Шана посланники Ребе помогают евреям услышать звуки шофара, в Суккот — вознести четыре вида растений (лулав), в Хануку — зажечь свечи, в Пурим — услышать Свиток Эстер.

На данный момент уже открыто около трех тысяч «Домов Хабада», успешно действующих во всех концах мира. Тысячи школ, йешив, детских садов, микв и синагог, открытые по инициативе Ребе, являются самым ярким признаком деятельности Мошиаха в мире.

Причем, вся эта деятельность организована Ребе только при помощи слов Торы. Ребе говорит и объясняет, его слова проникают в самое сердце, и десятки тысяч людей по всему миру строят свою жизнь в соответствии с указанными им приоритетами. И самое главное, на первом месте в этой жизни стоит помощь другому еврею, в каком бы положении он ни находился.

Кроме того, Ребе — это, вообще, единственный современный раввин, деятельность которого распространяется на весь еврейский народ. Ребе не обращается только к сефардской общине или только к ашкеназской, а обращается ко «всем евреям, в каком бы месте они не находились» (такими словами начинались письма, которые Ребе публиковал четыре раза в год).

Да, никто не спорит, что деятельность Хабада в отношении распространения еврейской традиции беспрецедентна. Я даже слышал фразу, что «там, где есть Кока Кола, там есть Хабад». Но как быть с остальными признаками? Откуда, например, раввины, подписавшие постановление о том, что Ребе — Мошиах, могли знать, является ли Ребе прямым потомком Короля Давида? Как вообще можно это проверить?

Ну, это, как раз, самый простой вопрос. Известно, что наш Ребе является прямым потомком третьего Любавического Ребе, Ребе Цемех-Цедека, который в свою очередь является прямым потомком Маараля из Праги, известного своими удивительными познаниями в Торе вообще, и в Каббале, в особенности (для тех, кто знает, именно ему удалось создать знаменитого пражского Голема). Ну, а от Маараля из Праги есть прямая и известная в раввинских кругах цепочка, соединяющая его с Королем Давидом. Таким образом, происхождение Ребе «из дома Давида» — это абсолютно достоверный факт.

Ну, хорошо. А как быть с пророчеством? Можно ли всерьез говорить о том, что Любавический Ребе является пророком?

Не только можно, но, в определенном смысле, даже нужно. Ведь у пророка в еврейской традиции совершенно особый статус. Его слова являются «Словами Б-га Живого», иначе говоря, Сам Б-г говорит через уста пророка. И пророк оказывается человеком, избранным Г-сподом в качестве передатчика Высших указаний людям.

Так вот, Ребе является самым настоящим пророком, и потому каждое указание, в сущности, — это указание Б-га. И это, кстати говоря, так же подтверждено постановлением раввинов.

А как отличить пророка от обычного человека, которому тоже, например, удается предсказывать будущее на основании логики и интуиции?

Очень просто. По сбывшимся пророчествам. Если, например, приходит праведный и глубоко знающий Тору человек и говорит, что Б-г послал его сказать, что в будущем случится такая-то нетривиальная вещь, то, в случае, если его пророчество дважды сбылось, он должен быть официально признан пророком со всеми вытекающими отсюда последствиями.

В ситуации же с Ребе мы видим точное исполнение всего вышесказанного. В беседе о недельной главе «Шофтим» 1991 (5751) года Ребе сам говорит о том, что необходимо донести до сведения всех людей, что Б-г выбрал и назначил пророка поколения.

Все же сбывшиеся пророчества Ребе просто невозможно перечислить. Коснемся лишь самых известных из них. Например, предсказания о быстром и чудесном окончании шестидневной войны. Тогда за неделю до начала военных действий все газеты пестрили заголовками типа «Любавичский Ребе гарантирует быструю и чудесную победу» или «Любавичский Ребе говорит, что Израиль сейчас — самое безопасное место» и т.д, и все это несмотря на то, что все политики, раввины и журналисты в один голос в то же самое время заранее и заживо хоронили Израиль.

Вспомним также предсказанный Ребе исход евреев из Советского Союза, который, как выяснилось позже, был неожиданным даже для Горбачева, стоявшего у истоков этого движения. В середине восьмидесятых годов Ребе попросил профессора Ирмияу Брановера передать израильскому правительству рекомендацию активно готовиться к встрече вскоре ожидаемой огромной репатриации из Советского Союза. Тогда к словам пророка не прислушались, и последствия этого нам, к сожалению, известны.

Потом была война в Персидском заливе, и Ребе однозначно и многократно заявлял: «Евреи! Вам нечего бояться. Пришло время вашего освобождения», и снова: «Израиль — самое безопасное место на земле», а также: «Жители Израиля, находящиеся в Америке, не должны откладывать свое возвращение в Святую Землю, и, наоборот, должны рассказывать всем о своем намерении вернуться, чтобы показать, что никакой опасности нет».

На территории Израиля, как мы помним, упало тогда 39 скадов. Множество зданий были разрушены, но ни один человек... Только вдумайтесь: ни один человек — не был убит! При этом, один скад, по ошибке перелетевший Землю Израиля, унес жизни нескольких десятков людей. Просто явное и раскрытое чудо, случившееся на глазах у всего мира! И даже сейчас понятно, что сказать про страну, на которую должны были упасть 39 ракет, что это «самое безопасное место на Земле» мог только пророк.

На основании всех этих и множества других фактов более 170 раввинов в 1998 году подписали постановление о том, что Любавический Ребе является пророком поколения и праведным Мошиахом (теперь уже не только на основании «законов Королей» Рамбама, но и на основании пророчества самого Ребе).

Допустим Вы правы. Но даже если предположить, что Ребе — пророк и Мошиах, то что нам это дает? Ведь ни одно из пророчеств, относящихся к самой эпохе Мошиаха, до сих пор не сбылось.

Это не совсем так. Ребе объясняет, что все идеи освобождения уже начали осуществляться, и что мы, этап за этапом, уже переживаем все то, что должно происходить во времена Мошиаха.

Чтобы не быть голословным, приведу несколько примеров. В беседе, посвященной недельной главе «Мишпатим» и сказанной в 5752 (1992) году, Ребе объясняет, что подписание договора о разоружении между СССР и США является началом реализации пророчества «перекуют мечи на орала». Ребе объясняет также, что этот договор был подписан именно в Нью-Йорке (а не в Вашингтоне или Москве, чего, казалось бы, было логично ожидать), как знак указывающий на то, что достигнутое соглашение является результатом действий Мошиаха в мире. (Дом Ребе, как известно, находится в Нью-Йорке.)

В беседе на второй день праздника Шавуот (праздника дарования Торы) 5751 (1991) года Ребе разъясняет понятие «Новая Тора». Дело в том, что одна из идей, реализующихся с приходом Мошиаха, – это полнота знания Торы. Иначе говоря, Мошиах должен раскрыть в уже имеющихся текстах новый, доселе глубоко запрятанный смысловой пласт, называемый «тайнами тайн» Торы. И вот, в этой беседе Ребе начинает это делать, и именно там он отвечает на те вопросы, на которые, по словам мудрецов, сможет ответить только сам Мошиах.

Ну, хорошо, а как быть со строительством Храма?

И этот необходимый аспект деятельности Мошиаха уже начал реализовываться.

Ребе объясняет, что кроме Большого Иерусалимского Храма в ТАНАХе и Гемаре упоминается так же так называемый Малый Храм – некая замена Большого Храма, предоставляемая евреям на время Изгнания в тех землях, в которых они находятся. В этом Малом Храме раскрывается Б-г, и именно оттуда это раскрытие распространяется по всей Земле, во все синагоги и йешивы, находящиеся в самых разных местах.

Место же Малого Храма определяется в Гемаре вполне конкретно и носит название «Бейт Рабейну» («Дом нашего Ребе»). Иначе говоря, это дом главы поколения, его синагога и его йешива, то есть то место, откуда исходят его указания для всех людей поколения. И Ребе прямо говорит о том, что сооружением, упомянутым в Гемаре, в наше время является дом Ребе в Нью-Йорке.

Ребе указывает также на то, что сумма числовых значений всех букв в словах «Бейт Мошиах» («Дом Мошиаха») составляет именно 770, т.е. порядковый номер синагоги и йешивы Ребе в Нью-Йорке, на улице Истерн Парквей. И поскольку в будущем Малый Храм должен стать органичной частью Большого, то строительство синагоги Ребе является началом строительства Большого Храма.

Как же может произойти их объединение в одну, так скажем, архитектурную композицию, если Малый Храм находится в Нью-Йорке, а Большой должен быть построен в Иерусалиме?

Это, действительно, интересный вопрос. Ответ на него звучит несколько фантастично, но в нашем поколении фантастика очень быстро становится реальностью, создавая дистанцию между самой смелой фантазией и ее материальным воплощением в какие-нибудь пару десятков лет, а то и меньше.

Третий Большой Храм, как известно, будет отличаться от двух ему предшествующих тем, что он окажется вечным, являясь творением Самого Б-га, и потому не будет подвержен разрушению, как это происходит с творениями человека. Третий Храм должен спуститься с неба, и местом его «приземления» станет именно та конкретная географическая точка, в которой находится Мошиах во время изгнания, ожидая Освобождения, т.е. территория Малого Храма. И тогда уже совокупное сооружение, соединяющее Малый и Большой Храм перенесется в Израиль и крепко встанет в Иерусалиме.

И Вы считаете, что все это реально?

Возможно, что с точки зрения нашего нынешнего представления о порядке вещей это кажется не совсем реальным, но давайте посмотрим правде в глаза. Вся та жизнь, которую мы видим вокруг, всего-навсего лет 50-100 назад казалась абсолютной утопией, сейчас же это — простая и понятная даже ребенку реальность. Наш разум, воспитанный в изгнании, просто не позволяет нам воспринять истинное положение вещей. Опять же, чтобы не быть голословным, приведу один пример.

Еще в 5722 (1962) году Ребе говорил, что «Россия будет помогать сбору евреев в Израиле», в 5727 (1967) году он добавил: «Король Мошиах нашего поколения воюет с той страной (так Ребе называет СССР), и он победит ее, до такой степени, что она раскроет ворота для выезда евреев и исполнится пророчество «И уберет правление зла с земли».

Тогда за железным занавесом все эти слова казались в лучшем случае фантазией, сейчас они уже обернулись хроникой 15-20 летней давности. Так что фантазии, записанные в Торе, это просто «хроника будущего», которое становится настоящим на наших глазах.

— Все Ваши рассуждения, действительно, могли бы оказаться интересными и вселяющими надежду при жизни Ребе. Но сейчас, после того как тысячи людей не только видели, но даже лично участвовали в его похоронах, и существует даже видеосъемка этого, как можно продолжать говорить, что Ребе жив? Неужели какая-то теория, пусть даже самая хорошая и выверенная логикой, может отрицать простую, понятную и зафиксированную человеческим глазом реальность?

В этом собственно состоит отличие еврейского мировоззрения от всех остальных. Спросите представителя любого народа: «Откуда ты знаешь, что есть мир?», и он скажет Вам: «Что значит, откуда?! Я его вижу, слышу и осязаю, значит, он есть». Задайте тот же вопрос религиозному еврею и он ответит Вам (по крайне мере, так он должен ответить), что так написано в нашей святой Торе: «В начале сотворения Всесильным Небес и Земли…» Из этого высказывания следует, что мир был сотворен Б-гом. То есть именно Тора определяет, что мир — это не сон, не галлюцинация, не видение, а реальная действительность. Поэтому если та же Тора говорит, что то, что мы видим — это сон, мираж, а не истинная реальность, то мы и в этом должны на нее положиться.

В 1991 и 1992 году Любавичский Ребе неоднократно говорил, что Освобождение уже наступило и тот факт, что мы его не видим, связан лишь с тем, что мы не готовы его воспринять, «что мы родились в эпоху Изгнания, выросли в ней и потому наш разум и эмоции не способны воспринять эпоху Освобождения», «а на самом деле нужно просто открыть глаза и увидеть истинное и полное Избавление». Таким образом, сам Ребе множество раз свидетельствовал, что мы не видим настоящей реальности, а то, что мы видим — лишь плод нашего воспитанного Изгнанием разума.

Ребе объяснил также, что вечное объединение души и тела уже произошло, что глава нашего поколения удостаивается вечной жизни, и ни один рав, адвокат, врач и никто вообще не может изменить этого простого и ясного факта.

Подобная ситуация описывается прямо в тексте Торы. Отправляясь на гору Синай получать Святые Скрижали, наш учитель Моше сказал евреям, что вернется через 40 дней и поднялся на охваченную Божественным огнем вершину. И вот, 40 отпущенных Моше дней истекло, а он так и не вернулся.

Потом выяснится, что евреи ошиблись в подсчете, но пока в народе началась смута, и Сатан (олицетворение злой силы), не замедлив воспользоваться моментом, показал евреям ложное изображение «умершего» Моше, соответствующее всем характеристикам, подвластным органам чувств. Евреи увидели, испугались и решили сделать некую «замену» Моше, нечто, что будет защищать их перед Б-гом. Так появился Золотой Телец.

Через несколько часов Моше спустился с горы Синай со Скрижалями в руках, но было уже поздно. Так недоверие народа своему пророку и избавителю привело к самым страшным грехам.

И Вы хотите сказать, что сейчас происходит нечто подобное? Каковы основания для подобных взглядов?

Основания очень простые. Во-первых, говорится о том, что выход из последнего Изгнания будет подобен выходу из первого Изгнания, египетского. Во-вторых, как известно, в каждом поколении у евреев есть Король, подобный нашему учителю Моше. Его задача объединить всех евреев друг с другом и с Б-гом. А в нашем поколении аналогом Моше является именно Ребе. И, наконец, в-третьих, Каббала и многие другие еврейские источники объясняют, что Мошиах должен прийти, скрыться и затем снова раскрыться. Об этом пишут такие мудрецы, как рабби Ицхак Лурия Ашкенази из Цфата (Аризаль), рабби Шломо Ицхаки (Раши) и другие.

Более того, сама возможность подобной ситуации понятна даже исходя из обычной жизни. Так, например, любой военный летчик знаком с понятием вертиго. Вертиго — это такая ситуация во время полета, когда самолет вдруг спонтанно переворачивается. Переворот происходит столь быстро, что остается незамеченным для пилота, он продолжает чувствовать, что верх и низ остались на своих местах, однако в реальности ситуация выглядит диаметрально противоположной.

Об истинном положении вещей пилот может узнать теперь лишь по показанию приборов, и это требует от него отложить все свои ощущения в сторону и верить приборам больше, чем самому себе. Доверие же собственным ощущениям может привести к непоправимым последствиям.

Да, но у этого пилота есть, по крайней мере, эти самые приборы, а на что полагаетесь Вы?

У евреев есть самый надежный прибор, который никогда не обманывает.Он называется Торой. И если Тора, в лице пророка и мудреца поколения говорит, что верх является то, что мы ощущаем низом и наоборот, то мы обязаны этому верить. И только так мы можем удостоиться окончательного и полного Освобождения.

Но если все это так однозначно, то почему далеко не все религиозные люди разделяют подобные взгляды?

Потому что в этом проявляется один из признаков Освобождения, опять же, в полном подобии первому избавлению из Египта. Тогда за нашим учителем Моше пошла лишь малая часть еврейского народа (по одному мнению, пятая, по-другому, пятидесятая, по третьему, пятисотая). В грядущем избавлении тех, кто поверит Мошиаху будет тоже очень не много, но эта пятисотая часть еврейского народа будет очень упрямая в своей вере, и постепенно их влияние приведет к тому, что пятисотая часть превратится в пятидесятую, а затем в пятую, и уже к ней примкнет весь остальной народ.

И мы видим, что так оно и происходит. Людей, связавших свою жизнь с Мошиахом, становится все больше с каждым днем. Только за последний год, я думаю, их количество увеличилось в несколько раз. И немаловажную роль в этом вопросе в частности играет все возрастающий интерес к данному вопросу средств массовой информации.

Наш разговор Вы тоже считаете признаком эпохи Освобождения?

Конечно, причем, одним из самых ярких, ведь еще семь поколений назад рабби Шнеур-Залман из Ляд, основавший движение ХАБАД, сказал: «О приходе Мошиаха будет написано в газетах», три поколения назад Ребе РАШАБ объяснил его слова таким образом: «Все евреи будут готовы к приходу Мошиаха когда в газетах напишут о том, что он идет». Наш Ребе Король Мошиах продолжает: «...В последнее время в самых разных изданиях по всему миру были опубликованы сообщения (которые, кстати, необходимо распространять еще больше) о том, что «Вот это — Король Мошиах, который идет...» И моментально вслед за этим наступает время, когда он, действительно, «уже пришел» в самом простом смысле этих слов, на глазах у всего мира.

Комментарии: 3 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter