Начистка пуговиц

17.08.2005 3998 (7)
Начистка пуговиц
Пуговица с парадной одежды реб Шмуэля Соминского

В выступлении 2 Нисана 5748 года (1988 г.) Ребе Король Мошиах שליט"א пишет, что работа «чистить пуговицы» уже закончена и объясняет, что если продолжать заниматься этим, то это принесет вред...

Цитата:

«В свое время, предыдущий Ребе постановил, что вся работа уже закончена, и осталось лишь «начистить пуговицы». И так как с тех пор прошло более 38 лет, в течение которых мы занимались этим, очевидно, что в наши дни и это уже закончено. Поэтому не следует «начищать пуговицы» сверх меры — так как это приводит к их порче и снижает красоту!»

Понятно, что пример с пуговицами — это метафора. Вопрос заключается в том, что подразумевается под этим. Другими словами: что это за работа, которую больше не надо делать? Мы предлагаем вам ответы разных людей на этот вопрос...

Отвечает «Батлан» (США):

По-простому Ребе пишет, что эту работу не только делать не надо, но это может и вред принести. Давайте рассмотрим сам пример с пуговицами.

Перед парадом необходимо полностью привести себя в порядок и выйти приветствовать главнокомандующего. Одна из последних работ (как по значимости, так и по порядку ее исполнения) это начистка пуговиц мундира, чтобы они блестели, как подобает солдату, который почитает своего командира и устав. Если же солдат будет заниматься чисткой пуговиц сверх меры, то может случиться, что он просто опоздает или не придет на парад — что же может быть большим неповиновением или проявлением не почтения начальству?

Однако Ребе Раяц указывает на другую проблему — будет недостаток в самих пуговицах.

Мне кажется, что это нужно понимать как «хидуш», нечто новое. То, что опоздание на парад является проявлением неуважения — это понятно. Представьте себе: вы готовитесь к встрече гостей и вроде бы к назначенному часу все уже готово. И вот, звонок в дверь — гости на пороге дома. А вы продолжаете заниматься последними приготовлениями. Гостям кажется, что они пришли не совсем вовремя, или что еще хуже — они для вас обуза. Или, по крайней мере, для вас важнее показать, как вы здорово все приготовили, чем на деле встретить гостей. Вспоминается хасидский рассказ про то, как встретят Мошиаха миснагдим и хасидим. Когда Мошиах придет к миснагдим, то они ему скажут: «Достопочтенный Мошиах, не могли бы вы немного подождать — мы пока еще в вашу честь не закончили изучения всего Талмуда». А когда Мошиах придет к хасидам, он увидит, что на столе стоит почти пустая бутылка водки. Мошиах скажет: «Это как же так? Почему так мало осталось?» На что ему ответят хасиды: «Если бы вы пришли еще чуточку позже, то, наверняка, вам бы совсем ничего не осталось».

Однако это не решат проблемы с пониманием того, что чрезмерная начистка пуговиц приносит вред им самим. Но на основе того, что сказано выше может можно понять, что если чрезмерная начистка пуговиц приводит к опозданию на парад, можно предположить, что пуговицы изначально не начищались в честь главнокомандующего, а лишь для того чтобы их обладатель мог выглядеть красиво и впечатляюще. Вот это уже и ключ к пониманию того, что от чрезмерного начищения страдают пуговицы.

Вся работа в галуте (изгнании) должна быть пронизана одной идеей — как бы из него побыстрее выбраться. Но случается, что не только физически мы в изгнании, но и духовно — галут поселяется в наших душах. Вот тогда и происходит переоценка ценностей. Вместо того, чтобы использовать Тору и Заповеди в качестве инструмента для выхода из изгнания, они становятся самоцелью (в негативном понимании) — т.е. абсолютное «ло лишма» — Тора не во имя Торы, а Тора во имя себя (типа, я хочу быть знатоком Торы, большим хасидом и т.д.).

В предыдущих поколениях это не считалось такой большой проблемой. Тогда нужно было делать жилище в нижних мирах, в основном это делается посредством (даже формального) соблюдения заповедей. Но сейчас жилище уже сделано, и нужно лишь раскрыть это. Получается, что на сегодняшний день (в частности, с момента раскрытия хасидизма) ценность работы устанавливается на основе намерения. Если работа «пронизана» Мошиахом, делается с желание выйти ему навстречу, начать его видеть материальными глазами, то это то, что требуется от простого бессмертного еврея сегодня. Ну а если сама работа приносит удовольствие, вплоть до того, что можно забыть о цели, то тогда можно предположить, что как бы все это хорошо не выглядело — это плохо.

В особенности после слов которые сказал Любавичский Ребе Король Мошиах שליט"א на всемирном съезде посланников в субботу «Хаей Сара» 5752 (2-ое ноября 1991 г.) все становится предельно ясно: «...Иными словами, все детали в работе посланничества по распространению Торы, иудаизма и источников хасидизма должны быть проникнуты идеей: как это приводит к встрече нашего праведного Мошиаха».

Далее в беседе Ребе Король Мошиах говорит о различии между свахой и посланником. Остается только проверить себя, кто я сваха или посланник. Тогда станет понятным цели ли пуговицы на моем мундире...

Независимо ни от чего мы, вне всякого сомнения, увидим немедленно Ребе Короля Мошиаха нашими материальными глазами и тогда, вне всякого сомнения, весь мир произнесет «Да здравствует наш Господин, Учитель и Ребе Король Мошиах на веки веков!» с таким намерением, которое даже и не снилась никому. Ну а что делать с проблемами спросим у самого Короля Мошиаха.

Отвечает Шмул Соминский (Петербург):

Метафора предыдущего Ребе, уподобляющая еврейское Служение определенного этапа «начистке пуговиц», общеизвестна. Но вот цитата, которая почему-то не так на слуху, как другие [2 Нисана 5748 года, Исвайдуейс 5748, том 2, стр. 501, выделение по оригиналу]:

«Мой учитель, мой тесть Ребе, глава нашего поколения вынес законодательное решение — тогда, в его время — что уже закончена работа, и не осталось ничего, кроме как „начистить пуговицы“. И поскольку уже миновали десятки лет (более 38 лет) в течение которых начищают эти пуговицы, — без сомнения, в эти, наши дни закончена также работа по начистке пуговиц. И необходимо заметить, что не следует начищать пуговицы сверх меры. Как видно воочию, чрезмерная начистка наносит пуговице ущерб и нарушает ее красоту!»

Интересно, что приведенные выше слова Ребе говорит в том же пункте беседы, где призывает «…закончить и завершить „дела наши и Служение наше“, — включая также просьбу и требование: „До каких пор?!“ и провозглашение: „Йехи аМелех [Да здравствует Король!]“, — Давид, Король Мошиах, — с величайшей расторопностью, связанной с радостью и жизненностью…»

Поясню, что традиционное провозглашение на царство: «Йехи аМелех [Да здравствует Король!]» является прообразом небезызвестной фразы «Йехи Адонейну, Морейну веРабейну, Мелех аМошиах леолам ваэд! [Да здравствует наш Господин, наш Наставник и наш Учитель, Король Мошиах во веки веков!]». (Говоря точнее, «Йехи Адонейну...» — та же фраза, дополненная объяснением, кого же провозглашающий разумеет и провозглашает Королем: Ребе — «нашего господина, наставника и учителя»). А произнесение этой фразы является выполнением приведенного выше указания Ребе.

Это место для меня самого, на самом деле, не до конца понятно.

Раньше я воспринимал слова о пуговицах, которые того и гляди протрут до дыр, лишь как развитие известия о завершении еврейской работы по подготовке «Ему, благословенному, жилища в нижних». Такое «завершение работы», ни в коем случае не означает прекращения выполнения заповедей. Это «завершение» означает изменение характера, направленности работы: «...продолжение работы после этого (все время, пока Мошиах, праведник наш задерживается по какой-либо причине (неизвестной и непонятной абсолютно)) — не „работа по отделению добра от зла“ (потому что ведь уже завершилась и выполнена работа по отделению добра ото зла), — но особая работа, направленная на то, чтобы привести действительное раскрытие в мире».

То есть, замечание о пуговицах, которые «не следует начищать сверх меры», я понимал, как указание на степень завершенности работы.

Переводя этот текст, я осознал, что данное замечание Ребе очевидным образом указывает на непродуктивность (и даже негативность: «наносит ущерб... нарушает красоту») продолжения в дальнейшем каких-то областей работы. Каких, я пока что не могу сообразить. Это, действительно, очень интересно!

Отвечает Шолем Лугов (Израиль):

Давайте посмотрим, что имеется в виду под «начисткой пуговиц». Этот процесс символизирует собой не коренное изменение в человеке (например, начало выполнения заповеди или увеличение количества изучаемого материала), а незначительные (но необходимые) вещи (например, исправления действий, которые не являются запрещенными) незаметные для окружающих.

Понятно, что в работе еврея на первом месте всегда были коренные изменения, а потом можно было заниматься и второстепенными (но тоже необходимыми) вещами.

Ребе сообщил нам две вещи. Первая — что вся работа завершена. Тогда можно было подумать, что осталось только «начистить пуговицы», но Ребе добавляет, что даже и эта работа лишняя. Более того — делая это, человек может нанести ущерб всему.

Я бы сказал, что речь идет о смысле работы, а не о действиях. Ведь одно и то же действие можно совершить для совершенно противоположных целей. Так и здесь: вся работа (изучение Торы и исполнение заповедей) по исправлению и очищению галута закончена. После этого нужно заниматься другой работой — привести Мошиаха. Это могут быть те же практические действия, но с новыми мыслями.

Но самое простое объяснение, на мой взгляд, дает рав Тувья Болтон. Пуговицы, в его интерпретации, это Дома ХАБАДа. Как пуговица соединяет правую и левую части одежды, так и Дом ХАБАДа объединяет, связывает и собирает вместе все группы евреев.

Начищать пуговицы — это заниматься работой по приданию Дому ХАБАДа «красивого фасада», принимать во внимание общественное мнение и следовать ему. Когда Ребе увидел, что это превращается в показуху и вредит делу, он дал понять, что нужно заниматься основной работой с евреями, а не «начищать пуговицы сверх меры» — не строить помпезные здания без истинного содержимого. Ведь это наносит ущерб самому Дому ХАБАДа.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Точка зрения » Наши действия (другие статьи):