СБП. Дни Мошиаха! 18 Нисана 5784 г., шестой день недели Ахарэй | 2024-04-25 18:54

Раскаяние одного праведника

Мы уже понимаем, что сделать полную тшуву довольно тяжело. Но Ребе Король Мошиах говорит нам, что не нужно отчаиваться, ведь даже у простого человека есть шанс совершить одно доброе дело и этим поступком изменить мир.

17.01.2006 3249 мин.

Мы уже рассказывали о том, что, по утверждению наших мудрецов, евреи получат освобождение только благодаря «тшуве» (возвращение к Всевышнему). Причем, объясняют они, даже если бы все были праведниками, все равно была бы необходимость сделать тшуву.

Теперь рассмотрим следующий вопрос. Сказано: если бы хотя бы один праведник совершил тшуву, то немедленно пришел бы Мошиах, и наступило Освобождение. Возникает вопрос — неужели за такой длительный период изгнания (почти две тысячи лет!) не нашлось ни одного праведника, способного сделать полную тшуву?

Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к источникам. В книге «Зоар» сказано: «Если сделают тшуву главы общин или, по крайней мере, одной общины, то соберутся все разбросанные изгнанием». Алтер Ребе также пишет об этом, но немного по-другому: «Если бы был один праведник, который совершил бы полную тшуву, то в его поколении немедленно пришел бы Мошиах».

Чтобы понять смысл этой фразы, нужно разобраться, что значит полная тшува. По всей видимости, речь не идет о тшуве после совершения каких-нибудь грехов, а о переходе на более высокую духовную ступень. Вернее, на самую высокую ступень на тот уровень, где душа находилась до того, как она спустилась в тело. Человек должен довести душу до такого совершенства, что невозможно будет найти в ней даже капли зла.

Мы знаем, что после греха Адама и Хавы добро и зло перемешались в мире. И с тех пор даже в самом благом поступке есть, скрытые в нем, духовные крупицы зла. Это наблюдается не только в нашем физическом мире, но и в высших духовных мирах, — там тоже есть следы зла. И от них невозможно избавиться до тех пор, пока не наступит Освобождение.

Праведник, который совершил полную тшуву, — это человек, которому удалось поднять свою душу на самый высокий уровень, выше всех духовных миров, в которых есть еще следы зла. Именно в этот момент и начинается Геула. Так как в тот момент, когда в мире появляется нечто свободное от зла, другими словами, когда зло уже на пути к его полному исчезновению, начинает отделяться от добра, — это и есть начало Геулы.

Даже если есть полный праведник, вся жизнь которого — это любовь к Всевышнему и страх перед Ним, и который даже удостоился великих духовных откровений подобно тем, которые были до начала изгнания, это еще не значит, что такой праведник совершил полную тшуву в соответствии со сказанным в книге «Зоар». Ведь если бы он действительно это сделал, то уже наступила бы полная Геула.

Мы уже понимаем, что сделать полную тшуву довольно тяжело. Но Ребе שליט"א Король Мошиах говорит нам, что не нужно отчаиваться, ведь даже у простого человека есть шанс совершить одно доброе дело и этим поступком изменить мир. Как пишет Рамбам: «Поэтому каждый человек на протяжении всего года должен относиться к себе так, будто его заслуги и провинности уравновешивают друг друга; и ко всему миру так, как будто заслуги всех его обитателей уравновешены провинностями, — и если совершит он даже один грех, то будет способствовать перевесу греха и в себе самом, и во вселенной, и это приведет к гибели всего мира. Сделает он хотя бы одно доброе дело — и в нем самом, и во вселенной добро перевесит зло и придет спасение и избавление для всего мира. Об этом сказано: „Праведник — основа мироздания“ — то есть, тот, кто оправдал себя, способствовал перевесу добрых дел в своих поступках, дал перевес добру над злом во всем мироздании».

Источники: «Зоар Хадаш», глава «Ноах» 23:4. Короткие маамары Алтер Ребе, стр. 403. Маамар «Вэата тэцавэ», том 6, стр. 135. «Двар Малхус» глава «Вайехи», стр. 176, прим. 44. РАМБАМ «Законы о раскаянии», гл. 3, закон 4.

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter