Машиах, Мессия или А он уже пришел!

26.12.2004 14553 (10)
Валерия Барташник
Машиах,  Мессия или А он уже пришел!
Рабби Игаль Лоткин

Несмотря на то, что я веду происхождение от весьма религиозных евреев, и мой дедушка Вульф Каданер был шойхетом в Киеве в те времена, когда в целом огромном городе функционировала лишь одна синагога, лично я выросла атеисткой, если можно так назвать человека, который не имел ни малейшего представления об иудаизме. Истина: отрицать можно только то, что знаешь. Мы же, большинство евреев Советской России, о нашей религии не знали буквально ни-че-го.

Когда евреи, совершенно неожиданно для многих, оказались на земле предков, началось приобщение к корням, в том числе и к иудаизму. Но это не так легко, как кажется. Заявить: «Я верую» гораздо легче, чем дойти до веры сердцем и умом…

Будучи уже более десяти лет редактором региональной русскоязычной газеты, я получаю десятки писем читателей с различными вопросами из области иудаизма. Вопросы эти разные: нередко наполненные скепсисом, часто злые, иногда полные любопытства. И особенно часто эти вопросы, соображения, высказывания касаются Машиаха. Что означает эта фигура в иудаизме, кем приходится Всевышнему, почему Творец не может сам навести на Земле порядок и зачем ему Земля, если он Властелин Вселенной?.. И множество других.

Понятно, что ответить на эти серьезнейшие вопросы невозможно в двух словах. И, конечно же, я, которая только начала приобщаться к азам иудаизма, сама справиться с этой лавиной вопросов не умею и не могу. Я обратилась к раввину Игалю Лоткину, возглавляющему русскоязычный отдел йешивы ХАБАДа в Нацрат-Илите при передвижном центре ХАБАДа (Наядот ХаБаД), с просьбой ответить на некоторые из этих вопросов.

— Кто такой Машиах и почему он важен для Всевышнего?

— Создавая Землю, Творец предназначил ее как жилище для Себя. Он пожелал, чтобы в жилище этом не было «ни голода, ни войны, ни зависти, ни соперничества…И блага будут в изобилии, и все яства будут доступны, как прах земной. И не будет мир занят ничем иным, кроме познания Всевышнего. И поэтому будут евреи великими мудрецами, знающими сокрытое. И постигнут Творца, насколько возможно человеку». Так писал в XIII веке великий рабби Мойше бен Маймон (известный миру как РАМБАМ (или Маймонид)) в фундаментальном законодательном кодексе «Мишне Тора». Машиах — посланник Всевышнего, который должен превратить мир в жилище для Б-га.

— Понятно. А как узнать, кто является истинным Машиахом? Человеческая история знает немало самозванцев, претендовавших на эту роль. Один из них сумел даже сбить с верного пути значительную часть паствы Всевышнего, что в дальнейшем привело к большим бедам в истории еврейского народа.

— Отвечу Вам. В той же книге «Мишне Тора» РАМБАМ дал не только описание событий, сопровождающих появление подлинного Машиаха, но и критерии, согласно которым мы можем определить истинного Машиаха. Вот что он пишет в «Законе о королях»: «Если встанет король из дома Давида, который будет учен в Торе и занят исполнением ее, подобно предку его, Давиду, в соответствии с Письменной и Устной Торой, и принудит весь Израиль следовать путем Торы и устранять бреши (возникшие в результате пренебрежения к Торе), и будет вести воины Б-га, его следует считать Машиахом. И если совершит он все это, и преуспеет, и победит соседние народы, и восстановит Храм на месте его, и соберет изгнанников Израиля можно с уверенностью сказать, что он — Машиах».

Из этого следует, что истинный Машиах приблизит еврейский народ к Торе, принесет ему избавление, в отличие от лжемессий, которые кроме неcчастий и смущения умов ничего еврейскому народу не принесли.

— Как известно, евреи во все времена ожидали Машиаха. В чем особенность нашего времени, почему именно сейчас мы больше всего уверены в его приходе?

— Вера в приход Машиаха это один из Тринадцати Принципов веры, сформулированных тем же РАМБАМом и признанных всеми мудрецами последующих поколений. Но особенность нашего времени заключается в том, что Любавичский Ребе שליט"א М.М. Шнеерсон пророчески возвестил, что Машиах должен прийти именно в наши дни. Кроме этого Ребе сообщил нам, что он является Машиахом.

— На основе чего мы можем с уверенностью утверждать, что Любавичский Ребе является пророком?

— На основе сбывшихся пророчеств Ребе. Согласно закону Торы, если появляется праведный и глубоко знающий Тору еврей, который говорит, что Б-г передает через него весть о каким-либо предстоящем в скором времени нетривиальном событии, и эти его пророчества исполняются, мы обязаны признать его пророком, и нам запрещено сомневаться в его словах.

Ребе произнес ряд пророчеств, которые сбылись с потрясающей точностью. Он предсказал победу Израильской армии в Шестидневной войне за полторы недели до начала войны и попросил, чтобы его слова были опубликованы повсеместно. Уже в 1967 г. Ребе предвидел падение коммунистического режима, а в 1987 г. призвал правительство Израиля начать подготовку к принятию большого числа репатриантов из России, предупредив, что потребуется строительство новых жилых кварталов и центров по трудоустройству.

Во время воины в Персидском заливе (1991 г.) Ребе неоднократно в своих выступлениях повторяет, что Израиль самое безопасное место на земле и в противогазах нет никакой необходимости. Когда в 1991 г. в СССР произошел путч и хабадники, приехавшие из Израиля и США, чтобы проводить работу в детских еврейских лагерях, обратились к Ребе с вопросом, нужно ли покидать СССР, Ребе велел оставаться на месте и спокойно продолжать свою работу.

Рассказывать о пророчествах Ребе можно довольно долго, как собственно и о чудесах, связанных с благословениями Ребе. Таким образом, Ребе, согласно еврейскому закону, можно с уверенностью назвать пророком Всевышнего.

Хочу, кстати, добавить, что в 1998 г. более 200 авторитетных раввинов всего мира издали постановление о том, что Любавичский Ребе является пророком, и евреи обязаны слушать все его указания и пророчества, в том числе и пророчество о наступлении эпохи Освобождения, и о том, что имеено Ребе является Машиахом.

— Каким образом мы видим в Любавичском Ребе качества, присущие только Машиаху?

— Как мы уже упомянули, в «Законах о королях» РАМБАМ пишет, что Машиах будет праведником, потомком короля Давида, великим знатоком Торы, принудившим евреев идти путями Торы, и вести войны Всевышнего. В дальнейшем Машиах построит Третий Храм и соберет всех евреев в Эрец-Исраэль. Все поколения Любавичских Ребе восходят в своей родословной к королевскому роду Давида. Тысячи евреев во всем мире приняли на себя королевскую власть Ребе. Слова Ребе имеют силу королевского указа. Публикации бесед Ребе получили (с одобрения Ребе) название «Двар Малхут», что переводится как «королевское слово». Неисчерпаемы знания Ребе в области Торы. Даже говоря об обыденных, повседневных вещах Ребе объединяет их с Торой, подтверждая тем самым концепцию о том, что все в мире связано с Божественностью. Ребе является автором более 200 книг на темы, связанные с Торой и еврейской традицией. Его новые подходы и беспрецедентные открытия во всех аспектах еврейского учения признаны величайшими еврейскими мудрецами нашего времени. Таким образом, исполняется сказанное РАМБАМом — «…(будет) учен в Торе и занят, подобно предку его Давиду, исполнением заповедей…»

Миссия и цель Машиаха вернуть весь еврейский народ на путь Торы и служения Б-гу. Вся жизнь Ребе посвящена этой цели. Нет и не было другого еврейского лидера, оказывающего подобное воздействие на еврейский народ и весь мир в целом, как это делает Ребе. По всему миру работают его посланники: во Вьетнаме и в России, в Китае и в Индонезии, на Украине и в Австралии — в каждом уголке мира. Ребе также привлек тысячи ассимилированных евреев к исполнению заповедей Торы. Он осуществил революционный подход к распространению иудаизма. Ребе призывает использовать все новые технические достижения и открытия в служении Всевышнему. Ярким примером может служить Всемирный телемост, объединивший во время Хануки 1991 года семь городов: Нью-Йорк, Париж, Москву, Гонконг, Сидней, Йоханнесбург и Иерусалим. Представители этих городов последовательно участвовали в зажигании огней огромной праздничной Меноры. Рамбам пишет, что Машиах: «…принудит весь Израиль следовать путем Торы и устранять бреши (возникшие в результате пренебрежения к Торе)». В Мидраше сказано, что, когда евреи собрались у горы Синай, Всевышний принудил их принять Тору. Одно из толкований этого места гласит, что именно чудеса Исхода, которые послужили проявлением любви Всевышнего к Своему народу, принудили евреев принять Тору. Так же и Ребе — Король Машиах, выражая свою любовь ко всем евреям, принуждает даже ассимилированных евреев возвращаться на путь Торы.

Дальше РАМБАМ говорит, что Машиах «…будет вести войны Б-га». Данное высказывание предполагает не только физические войны, но и войны духовные. Ребе взял на себя всеобщее руководство и дал понять, что это является действием Машиаха по очищению и преобразованию мира. Он возглавил борьбу против ассимиляции евреев, против миссионерских сект. Ребе требовал внести изменения в Закон по поводу того, кого считать евреем (как известно, постановление это признавало законным фальшивые консервативные и реформистские «гиюры»). Ребе посвятил немало сил и времени борьбе за единый и неделимый Израиль. Сразу же после завершения Шестидневной войны Ребе предупредил, что любые разговоры об автономии представляют жизненную опасность для евреев всего мира.

Другой пример такой «духовной войны» — воздействие Ребе на события в коммунистической России. В самые мрачные годы истории советского государства Ребе направлял туда своих посланников. Им чаще всего приходилось действовать подпольно, чтобы укреплять и вдохновлять российское еврейство. 5750-5751 годы Ребе назвал временем прихода Машиаха. Ребе назвал 5750-й год (1989-1990) «годом чудес», а 5751 (1990-1991) «годом, когда Я явлю чудеса».

И как доказательство сказанному — развал СССР, конец холодной воины и гонки вооружений, массовая репатриация евреев в Эрец-Исраэль, и особенно – война в Персидском заливе. И как не назвать чудом падение коммунистического режима СССР без кровопролития, свойственного всем революционным переворотам? «Мы видим, — говорит Ребе, — как осуществляется сказанное (РАМБАМом): «И он будет вести войны Б-га и победит, и особенно — посредством войн мира (т.е. мирным путем, без кровопролития)».

Опираясь на Талмуд и слова Маймонида, Ребе объясняет, что на первом этапе Третий Храм раскроется в Доме Машиаха, находящемся за пределами земли Израиля и оттуда перенесется со всеми евреями в Иерусалим. Исходя из этого, говорит Ребе, расширение им его резиденции в Нью-Йорке (Бруклин, Кроун-Хайтс, 770, улица Истерн Парквэй), в котором расположена штаб-квартира движения ХаБаД, является первым этапом построения Храма.

Между прочим, интересное наблюдение. Каждая еврейская буква имеет числовое значение. Путем математического подсчета можно определить числовое значение всего слова. Если два разных еврейских слова имеют одинаковое числовое значение, они внутренне связаны между собой. Числовое значение слова «Бейт Машиах» (Дом Машиаха) равно 770-ти, то есть номеру дома, где находится резиденция Ребе.

Последним из признаков, по которому мы можем определить Машиаха, РАМБАМ называет возвращение всех евреев в Землю Израиля. И действительно, массовая репатриация из бывшего СССР за последние годы, а также исход евреев из Сирии и Йемена (и то, и другое были предсказаны Ребе), являются первым этапом Возвращения.

10-го Швата 5711 года (1951), официально возглавив Движение ХАБАДа, Ребе сказал свой первый «маамар» (глубокое изложение теории хасидизма) «Бати Легани», который содержал послание о миссии Ребе и миссии всего поколения. В нем Ребе говорит, что Моше был седьмым поколением, начиная от Авраама. При Моше, когда еврейский народ получил Тору у горы Синай, весь мир пережил великое раскрытие Божественности. То же относится и к нашему поколению. Нынешнее поколение, седьмое поколение (наш Ребе является седьмым в династии Любавичских Ребе), именно оно должно принести полное раскрытие Божественности и привести мир к совершенству.

Таким образом, Ребе соответствует критериям истинного Машиаха и подтверждает это своей деятельностью. Хасиды организовали ряд мероприятий, целью которых было сообщить миру, что Ребе — Машиах. Все эти действия получили одобрение и благословение Ребе, что говорит о принятии им высшей всечеловеческой должности.

— Часто приходится слышать от любавичских хасидов (и не только), будто Ребе жив в самом буквальном, физическом смысле этого слова. Хотелось бы получить этому объяснение.

— В 1991 г. Любавичский Ребе שליט"א Король Машиах пророчески сообщил, что наступило время Освобождения, Машиах уже раскрылся, и он, будучи Королем Машиахом, удостоится вечной жизни с самом простом, физическом смысле. (Когда Всевышний сотворил первого человека Адама, он должен был жить вечно. Но когда Адам нарушил указание Всевышнего и съел плод от Древа Познания Добра и Зла, ему и всем его потомкам было отказано в бессмертии. Машиах исправляет грех первого человека, а за ним и все евреи удостаиваются вечной жизни.)

Тора учит нас тому, что действительностью является не то, что мы видим своими глазами, а то, что говорит нам Тора и наши мудрецы, потому что наше восприятие ограничено, а Тора — это бесконечная мудрость Всевышнего. Примером этому в повседневной жизни является такое медицинское явление как «вертиго». Очень часто это происходит с летчиками. Самолет набирает высоту. Вдруг у пилота наступает приступ вертиго, самолет переворачивается и летит вниз. Летчик этого не ощущает, ему кажется, что он продолжает набирать высоту. Если он будет верить своим ощущениям, он неизбежно врежется в землю. В этих случаях выручают только показания приборов. Отсюда мы видим, что нельзя доверять лишь собственным чувствам.

В источниках Торы (комментарий Раши, Мидраш, книги Каббалы и др.) сказано, что перед полным своим Освобождением еврейский народ столкнется с тяжелым испытанием, которое будет заключаться в том, что никто не будет видеть Машиаха физическим зрением.

Мидраш рассказывает, что перед тем, как подняться на гору Синай, Моше пообещал народу, что вернется через сорок дней. Евреи ошиблись в подсчетах на шесть часов, и когда, по их мнению, время прошло, поползли слухи о смерти Моше. Люди не поверили в это, пока Сатан не явил на небе видение гроба с телом Моше. Евреи оказались перед тяжелым испытанием: с одной стороны, они лично слышали слова Моше о возвращении, а с другой — перед ними была «видимая реальность». Колено Леви осталось верно словам Моше, но большинство народа поверило своим чувствам, что в дальнейшем привело к греху создания золотого тельца. Великий каббалист XVI века Аризаль пишет, что поколение прихода Машиаха является перевоплощением поколения, вышедшего из Египта, и, подобно тому, как Моше, поднявшись на гору Синай, оставался живым в самом буквальном, физическом смысле слова, но был сокрыт от посторонних глаз, так же и Машиах перед своим полным раскрытием временно не будет виден физическим зрением.

Будучи перевоплощением поколения, вышедшего из Египта, мы должны исправить их ошибки и, подобно колену Леви, проявить верность Моше-Рабейну нашего поколения, Любавичскому Ребе Королю Машиаху, провозглашая, что он по-прежнему жив и здоров в самом буквальном, физическом смысле этого слова.

Нужно отметить, что еврейский народ с честью это испытание выдержал. Все больше и больше людей посещают Ребе в его резиденции, пишут ему письма и получают ответы. Но самое главное — ежесекундно ожидают его раскрытия.

— Как раз на эту тему у меня к Вам вопрос. Мне приходилось встречать немало людей, которые вполне серьезно утверждают, что они и сегодня обращаются к Ребе как прежде, и Ребе отвечает на их вопросы и дает советы. Как и где можно получить такой совет?

— Именно в эти времена тяжелого испытания Всевышних дал нам чудесную возможность ощутить присутствие Ребе.

Ребе неоднократно говорил о том, что еврей в любом месте, где бы он ни находился, может обратиться к нему, а уж Ребе найдет путь, как ответить. Примером этого может послужить история, произошедшая с известным хасидом рабби Менделем Футерфасом. Будучи осужденным за распространение Торы и заповедей и отбывая срок в трудовом лагере, он однажды мысленно обратился к Ребе за благословением и поддержкой. Выйдя из тюрьмы и вернувшись к семье, рабби Мендель обнаружил дома письмо от Ребе, обращенное к нему. Письмо было прислано его родным, когда рабби Мендель еще отбывал свой срок, и датировано тем самым днем, когда он мысленно обратился к Ребе. Ребе писал, что его просьба о благословении принята.

В наше время самым распространённым образом обращения к Ребе является вкладывание письма в один из 23 томов «Игрот Кодеш» (Священные послания Ребе). Чтобы получить ответ на свой вопрос или благословение, люди пишут письмо, в котором излагают свою проблему, раскрывают книгу и наобум кладут в нее письмо. Открытая страница содержит ответ на их вопрос. Удивительно, но факт, что, излагая просьбу о скорейшем выздоровлении, люди зачастую получают благословение на выздоровление, или, прося благословение по поводу женитьбы получают прямой ответ на эту же тему.

Расскажу об одном таком случае. Летом 2004 г. солдат израильской армии, Йосеф-Ицхак Паш, любавичский хасид, получил тяжелое ранение. Врачи считали его положение безнадежным. Пока он находился без сознания в госпитале, его мать обратилась к Ребе за благословением, открыв один из томов «Игрот Кодеш». В ответе Ребе цитировал стих из Торы «Я Б-г, целитель твой». Чудо не заставило себя долго ждать. Йосеф-Ицхак пришел в сознание и постепенно стал поправляться. Вскоре он окончательно встал на ноги, и в последнюю субботу июля в хабадской синагоге в Кирьят-Малахи состоялась благодарственная трапеза в честь чуда спасения, совершенного Всевышним.

О чудесах, происходящих в последнее время, можно говорить очень много. Сегодня к Ребе посредством «Игрот Кодеш» обращаются евреи всех общин, а порой это делают даже неевреи. Для того, чтобы написать письмо Ребе, можно обратиться в любой центр ХаБаДа.

— Что нужно сделать, чтобы ускорить настоящее и полное Освобождение?

— Нет короля без народа. Настоящий еврейский король, в отличие от мировых лидеров, не стремится к власти исключительно ради власти. Поэтому необходимо, чтобы народ принял на себя его власть по собственной инициативе. В древнем Израиле было принято во время коронации провозглашать: «Йехи а-Мелех!» («Да здравствует король!») Сегодня, когда мы должны принять на себя власть короля Машиаха, мы должны постоянно провозглашать «Йехи Адонейну Морейну вэРабейну Мелех а-Машиах Леолам Ваэд» («Да здравствует наш Господин, Учитель и Ребе Король Машиах во веки веков!»).

Очень важно увеличить время изучения Торы и философии хасидизма, особенно – вопросов, касающихся Машиаха и Освобождения, и конечно же необходимо увеличивать число добрых дел. РАМБАМ пишет, что любое, даже доброе дело, пусть даже самое малое, может перевесить чашу небесных весов и принести миру Освобождение. Кроме того, необходимо исполнять заповеди Торы наилучшим образом, а также просить и требовать от Всевышнего, чтобы Освобождение наступило немедленно, прямо сейчас!

С раввином Игалем Лоткиным беседовала журналистка Валерия Барташник (редактор газеты «Индекс» на Севере Галилеи).

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Точка зрения » Наши действия (другие статьи):