Удивительная статья, и хотелось бы, чтобы она имела продолжение с описанием самого порядка применения поясов, их хранения, поддержания в чистоте и т.д.
Яхсан, спасибо. Это вообще-то хасидская история, а не исследование о поясах, которое я собираюсь написать вскоре.
.
А помните, как ребецин Фрейдл бросила под стол гартл, когда Алтер Ребе давал индивидуальный урок ее брату и речь шла об одеяниях коэна гадоля, а про авнет не упомянули, а ей хочень интересно было узнать про авнет, и она таким образом намекнула брату, чтобы спросил отца. А она сидела, спрятавшись. Я ничего не путаю? Потому что были и уроки личные для нее тоже...
Было бы хорошо написать о духовном значении одежды любавического хасида.
Об обуви я уже писал...
никогда не видел хабадников, которые опоясываются на сердце. всех, кого видел, опоясывались гартлом на животе
Павел, не на сердце, а под сердцем. Ребе носит гартл между пуговицами сюртука. Это выше живота.
Ок, Ребе. Но все ли хабадники? Тех, кого я вижу, носят очень ниже, чем "под сердцем".
А в чём разница между польскими хасидами, любавичскими хасидами и ашкеназскими евреями? Разве первые две группы не ашкеназим? Или под ашкеназскими евреями подразумевались литваки?
Хая, скорее всего автор имел это в виду :-)
литваки не носят гартл
Смотря какие литваки. Некоторые носят.
Эстер, даже если вы путаете, врядли гартл эаслуживал оказаться под столом из любознательности:), с уважением..
Первые хсиды были задолго до условных разделений в народе, как известно. А любавичские хсидим сегодня действительно не ашкеназим, ибо преодолели эти условности. Описание традиции Ребе-А Мошиаха есть пример хсидей ХАБАД в частности, просто, дерех же хсидэйс в общем многократно описывается в "Шулхон Орух" и многих других собриниях трудов наших сефардских братьев.
Мой учитель (р. Залман Тувия аКоэн Абельский)говорил мне от имени своего учителя р. Нисана Неманова, что Фриердикер Рэбэ объяснял гартл как мэхицу между сэхэлом и мидойс, основываясь на сказанном в Святом Зоаре, что в теле человека есть три "царя" - моах (мозг как орган для разума), лэв (сердце как орган для эмоций) и кавэд (печень как орган для инстинктов).
Если взять первые буквы слов, когда моах шалит ал алэв (человек как прямоходящий - разум над эмоциями и тем более инстинктами) - то получится "МэЛэХ" (Царь, т.к. для такого человека Б-г создал всё). Если первыми будут эмоции сердца - тогда получится "ЛэМэХ" (Емеля-дурачёк, над которым можно только сжалиться). А если человек опустился до собачьего уровня жизни, когда хвостик выше разума и эмоций - тогда он КЛуМ (ничтожество).
Я как-то сделал на это "хидуш", который одобрил мой учитель - что если посмотреть на последние буквы МэЛэХ (МоаХ, ЛэВ, КавэД) в правильном для еврея порядке - то получится ХаБаД.
Так вот, отделяют гартлом мозг и сердце от печени (и того, что ниже) во время молитвы. И это алаха - поэтому все так должны делать, и литаим, и сфарадим. Они не все это делают отдельным элементом одежды, т.к. считается, что ремень (или даже резинка на труселях) выполняют эту задачу. Харэйдим лэДвар аШэм пользуют отдельный элемент одежды (сфарадим - широкий пояс из материи, ашкеназим - гартл), который пользуется специально для молитвы ("Приготовься к встрече с Всевышним, Исраэл), а не мимэйлэ.
Хасиды же макпидят накладывать гартл по диафрагме - разделять сердце надвое (ецер тов с мозгом вверху, ецер ра внизу с требухой).
Шутят, что евреи отделяют гартлом от святости печень с её инстинктами собачек Павлова, ксёндзы белым воротничком сердце засовывают в "нижнюю часть", мулла же кушак повязывает вообще выше головы...
Комментарии
(написать новый комментарий)