Таким образом, мы можем считать, что все это основано на трех элементах: 1) Согласно «Шулхан Арух», глава 193, конец абзаца 1: нужно избегать обиды хозяина и для этого от всех присутствующих может отделиться десять человек. 2) В конце абзаца 3 добавляется, что даже если бы этой причины было недостаточно, но поскольку этот обычай уже действует, можно считать, что не все приняли решение разделить одну и ту же трапезу. См. «Шулхан Арух» в разделе «Йоре Дея» 88: 2-3. 3) В «Шулхан Арух», раздел «Эвен а-Эзер» в главе 62, «Турей Заав» в параграфе 7 и «Аруш а-Шулхан», в параграфе 138, которые Вы цитируете в своем письме, указано, что обязанность семи благословений обусловлено тем, что трапеза происходит на радость жениху и невесте. Таким образом, мы можем считать, что идея, которую гости имеют с самого начала, то есть желание произнести благословение в конце трапезы без семи свадебных благословений, если вечер затягивается, подавляет постоянное участие в радости жениха и невесты. В таком случае нет необходимости произносить семь благословений. Это очевидно.
№4976
С Б-жьей помощью
25 Кислева, 5717 года
Бруклин
Мир и благословение!
Я получаю отчет о том, что происходит в йешиве «Томхей-Тмимим», в классе, который Вы посещаете. Эти йешивы со всеми их филиалами были основаны и управляются нашими святыми учителями. Поэтому особенно болезненно и огорчительно видеть, что некоторые ученики, в том числе и Вы, не соблюдают распорядок учебы в йешиве и вообще ее организацию, что они не слушаются и т.д.
Все это болезненно, потому что это пустая трата времени, которую невозможно вернуть, а непослушание ужасно.
Хорошо известно, ясно установлено, что наши святые учителя вложили в эти йешивы огромные силы, глубокие душевные силы. Однако основу каждой йешивы составляют ее ученики, а значит, эти силы вложены в них и для них. Духовные наставники, учителя, директора — лишь средства и каналы, передающие и раскрывающие эти силы из их источника тем, кто их приобретает, то есть ученикам. Однако есть ученик, который хладнокровно отбрасывает все это и тратит свое время на что-то другое!
Слова и действия праведников, в данном случае основателей йешивы, неизменны. Они актуальны постоянно. Но тот, кто их получает, отворачивается и посвящает себя пустым занятиям!
Трудно себе представить, чтобы кто-то занял такую ужасную позицию, тем более что в начале книги «Путь жизни» объясняется, что такое отказ от подчинения.