...должно ли это быть связано с аналогичной публикацией, исходящей из йешивы «Торат-Эмет» [в Иерусалиме], или с той, что находится здесь. Пока что давать комментарии преждевременно. Если Вы хотите делать все это незаметно по причинам, о которых Вы мне рассказали, то можете выбрать это решение. В самом деле, вполне возможно, что Ваша йешива издаст независимую брошюру, которую на втором этапе свяжут с другими публикациями.
С благословением успеха в Вашей священной миссии.
М. Шнеерсон
№2193
С Б-жьей помощью
7 Менахем-Ава, 5713 года
Бруклин
Уважаемый гаон, раввин и хасид, богобоязненный человек, общественный деятель… р. Ицхак1
Мир и благословение!
Вы задаетесь вопросом о комментарии РАШИ к трактату «Шабат» 55а, который сначала рассматривает средние буквы, а затем возвращается к первой и последней. По этому поводу можно дать два объяснения.
1) Это новшество, чтобы считать, что средняя буква — это «мем». В самом деле, это так, только если считать буквы «мем», «нун», «цадик», «пей», «каф»2.
2) На основании сказанного, что «Я первый и Я последний». Всевышний был «первым» до сотворения мира и будет «последним», когда все исчезнет. Таким образом, наш период — это период средних букв, и мы можем вывести значение выражения «Я первый и Я последний».
Вы сами сравниваете эту идею с тем, что «[Творец] правил, правит и будет править». Поскольку Он правит в настоящем, можно установить, что Он правил в прошлом и будет правит всю вечность. По этому поводу см. комментарий Мишны Цемах-Цедека к стиху «Да пребудет слава»3.
Относительно того, что Вы спросите о молитве «Мы молим»4 и благословении на луну, см. «Шаар а-Колель». Что касается отсчёта Омера, см. молитвенник АРИЗАЛа и молитвенник «Путем твоей заповеди» на странице 54, где говорится о возвышении5.
Примечания:
1) Дубов. См. письмо №1998.
2) То есть те, которые имеют одну форму в начале или середине слова и другую в конце слова.
3) Б-г будет провозглашен в вечности и возрадуется в Его созданиях.
4) Как объясняется в «Корень заповеди молитва» (122б), что «Мы молим» произносится всякий раз, когда требуется возвышение души. Поэтому р. Дубов спросил, почему эта молитва произносится после отсчета Омера и благословения луны.
5) От меры ячменя, составляющей Омер.