Сказано в Торе: «И сказал Б-г: „Создадим человека в образе Нашем по подобию Нашему…“ И сотворил Б-г человека в его образе, в образе Б-жьем сотворил Он его». Многие мудрецы пытались объяснить эти слова и согласовать их с тем фактом, что у Всевышнего нет тела и образа.
В каббале эти слова объясняются относительно просто — физическая структура человека соответствует духовной структуре высших сфер; при этом весь порядок мироздания и мир Ацилут в частности определен по форме тела.
Как у человека на земле есть голова, тело и различные органы, так и у его духовного прототипа «добро — это правая рука, разум — в голове, понимание — в сердце…». Очевидно, что правая «рука» в мире Ацилут является духовной сущностью и только после многочисленных сокращений из нее появилась материальная рука человека внизу.
Как человек представляет из себя форму линии, в которой есть верх и низ, от головы и до пят, также происходит и наверху — высшие сферы расположены в такой же форме, что у них есть верх и низ. Только, как это очевидно, верх и низ в высших сферах не является верхом и низом в материальном смысле, а только в смысле качества и достоинства — соответствующие голове сферы более возвышены, чем те, которые соответствуют телу.
Эта идея о взаимосвязи духовного и материального верха и низа позволяет нам заметить потрясающую вещь: в человеческом теле верх и низ соответствуют верху и низу в духовном мире. Чем важнее орган тела человека, тем выше он расположен: выше всего мозг, под ним сердце и дыхательная система, затем система пищеварения и, наконец, ноги.
Когда мы видим, что структура человеческого тела имеет определенный порядок, это помогает нам лучше постигнуть идею сотворения человека по образу и подобию Всевышнего.
В хасидизме ХАБАД эта идея объясняется на более глубоком уровне. Одним из открытий Алтер Ребе была четкая схема духовного строения человека, разделяющаяся на силы разума — мудрость, понимание и знание, силы чувств — любовь, страх, милосердие, а также их одеяния, с помощью которых раскрываются силы разума и чувств — мысли, речь и действия.
Алтер Ребе объясняет, что с одной стороны силы души находятся в соответствии с десятью высшими сферами, от которых они происходят, но с другой стороны они соответствуют строению тела, в которое они облекаются. Силы разума одеваются в разум в голове, чувства — в сердце, а их одеяния — в рот, ноги и руки.
Таким образом, мы видим три соответствующие друг другу системы: физическое строение тела соответствует структуре души, а она, в свою очередь, соответствует строению высших сфер. При этом, наблюдая за одной из систем можно сделать вывод в отношении другой.
На основании идеи, что в каждом органе тела есть духовная сила, можно также увидеть, что физическая структура тела соответствует духовной структуре. Ведь преимущество разума над эмоциями имеет место не только из-за их физического расположения, когда мозг управляет органами тела, а сердце поставляет им кровь, но и духовной точки зрения: мозг является вместилищем разума, а сердце — эмоций. Но как разум выше эмоций, так и мозг расположен выше сердца.