Чудо, которое произошло с учителем. Но отношение между учителем и учеником — в разуме и мудрости, понимании и знании.
Чудо, которое произошло с отцом. Но его отношения с отцом только в облачении души и т.д., а не по сути души (см. в рукописях АРИЗАЛа, как упоминается в книге «Тания» в конце второй главы).
Чудо, которое произошло с самим человеком. Но при этом нужно побеспокоиться, что возможно при этом ему уменьшили заслуги (трактат «Шабат» 32а) и поэтому его радость несовершенна.
Выше всего этого — чудо, которое произошло с его Ребе, ведь душа хасида является частностью от общей души Ребе. И, разумеется, что при этом есть радость в полной мере.
И да будет угодно, чтобы вскоре мы возрадовались радостью полного и общего Освобождения, которое наступит с помощью нашего праведного Мошиаха.
С пожеланиями всех благ.
Раввин Менахем Шнеерсон
№503
1С Б-жьей помощью
15 Тамуза, 5709 года
Уважаемый раввин и хасид, богобоязненный человек...
Мир и благословение!
Отвечаю по порядку и т.д. на Ваше письмо:
1) Что касается того, что написано в «Ликутей Амарим» (часть 2, глава 7) о таких людях, которые ошиблись и посчитали, что «сокрытие света Всевышнего» («цимцум») было в буквальном смысле2 — имели ли в виду ошибающиеся первое сокращение?
Разумеется, что так и было. И все обсуждения, было ли сокращение в буквальном смысле или нет, находятся в начале «Эц хаим», «Оцарот хаим» и «Маво шеарим», где идет речь о первом сокращении. И как сказано также в книге «Йошер левав» р. Эмануэля Хай-Рики (куплет 2, комната 1, глава 14)…
Примечания:
1) Часть напечатана в «Ликутей Сихот» том 15, стр. 471. Еще часть — том 9, стр. 256. Еще часть — том 9, стр. 268. Еще часть — том 9, стр. 255. Еще часть — том 9, стр. 285. Еще часть — том 10, стр. 206. И дополнено по копии.
2) См. более подробно — выше, том 1 письмо 11. В продолжение к нему — ниже, письмо №527.