СБП. Дни Мошиаха! 18 Нисана 5784 г., шестой день недели Ахарэй | 2024-04-26 06:04

Давший петуху понятие…

Крик петуха — это одно из чудес, заложенных Б-гом в природе. Каким-то особым, непонятным нам инстинктом, петух узнает время, когда ночная темнота вот-вот сменится дневным светом. Б-г дал петуху особый инстинкт отличать день от ночи: человеку же Б-г дал особое умение различать добро и зло.

03.02.2004 6876 мин.

Молитва:

הנותן לשכוי בינה

Текст:

ברוך אתה יי אלהינו מלך העולם, הנותן לשכוי בינה להבחין בין יום ובין לילה

Транскрипция:

Борух ато Адей-ной Элейэйну мэлэх о-эйлом, анэйсэйн ласэхви вино лэавхин бэйн йойм увэйн лойло.

Перевод:

«Благословен Ты, Превечный, Б-же наш, Владыка вселенной, давший петуху понятие, чтобы отличить день от ночи»

Комментирует рабби Нисан Миндел:

Крик петуха — это одно из чудес, заложенных Б-гом в природе. Каким-то особым, непонятным нам инстинктом, петух узнает время, когда ночная темнота вот-вот сменится дневным светом.

Евреи, видящие Божью руку в каждом из бесчисленных чудес природы, славят Всевышнего за то, что Он наделил петуха способностью чувствовать наступление утренней зари.

Вообще говоря, мы должны были произносить это благословение только услышав предутренний крик петуха, подобно тому, как мы произносим благословение, когда видим или слышим какое-нибудь особое явление природы, как например, когда слышим гром или видим молнию, радугу и т.п. случаи в природе, в которых мы, евреи, видим проявление Божественной силы и творчества. Почему же мы произносим указанное выше благословение каждое утро, даже в том случае, когда мы сами не слышали крика петуха?

Ответ на это заключается в том, что это благословение, как и другие, которые следуют за ним, имеют более глубокий смысл. День и ночь, свет и темнота — это синонимы слов добро и зло, знание и невежество, счастье и несчастье. Людьми, живущими в «темноте», являются те, которые не имеют понятия о Всевышнем. Ужасные переживания называются «кошмаром». Мы говорим о «заре» как о начале новой и счастливой эры, следующей за «ночью», за серией несчастий.

Имея это в виду и учитывая, что «сехви» (שכוי, «петух») означает также «сердце», мы можем видеть и другой, более глубокий смысл в этом благословении. Сердце — это вместилище чувства и понятия. Поэтому мы находим в Торе такие выражения, как «мудрое сердце» или «понятливое сердце». Б-г дал петуху особый инстинкт отличать день от ночи: человеку же Б-г дал особое умение различать добро и зло. Ибо Всевышний наделил человека Божественной душой, позволяющей ему подумать и почувствовать, что правильно, а что неверно.

Знаменитый талмудист и кодификатор раббену Ашер бен Йехиэль, известный под именем РОШ (ок. 5010— 5087 г.г.; 1250—1327 г.г.), говорит, что это благословение не относится фактически к крику петуха, а к способности человека различать добро и зло. Поэтому требует еврейский закон от нас читать это благословение даже в том случае, если мы и не слышали крика петуха. Однако, поскольку петух обычно кричит под утро, поместили его среди первых утренних благословений.

Логическая последовательность первых утренних благословений становится теперь ясной. Перво-наперво мы благодарим Верховного Владыку, дарующего нам жизнь, за возвращение нашей души в наше тело, когда мы просыпаемся утром (Моде Ани). Вслед за этим мы благодарим нашего Создателя, целителя всякой плоти, за сохранение нашего очень утонченного и сложного организма в хорошем рабочем состоянии (Ашер Йоцар). Мы продолжаем наши благословения, обращая внимание на нашу чистую душу, которую Б-г дал нам и которую мы обязаны держать в чистоте, чтобы заслужить вечную жизнь (Элокай нешама). Затем мы начинаем серию благословений, первая из которых выражает нашу благодарность Б-гу за то, что Он дал нам разум, чтобы уметь различать между злом и добром.

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter