ХИТАС (ХИТАТ): Пятикнижие, Псалмы, «Тания», РАМБАМ, Йом-йом

Эта страница обновляется автоматически в 24:00 по израильскому времени.

Если вы еще не молились, то перед началом чтения желательно произнести благословение на Тору:

БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, ГОСПОДЬ, БОГ НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ, ИЗБРАВШИЙ НАС ИЗ ВСЕХ НАРОДОВ И ДАВШИЙ НАМ ТОРУ СВОЮ. БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, ГОСПОДЬ, ДАЮЩИЙ НАМ ТОРУ.

Недельная глава Торы с комментарием РАШИ (ХУМАШ)

Каждый день мы учим отрывок из недельной главы Торы соответствующий этому дню с комментариями РАШИ, содержащие в себе самые ценные и глубокие объяснения смысла Письменной Торы.

Вайеце

Шестой день недели

17. И поднялся Яаков, и посадил он своих детей и своих жен на верблюдов.

своих детей и своих жен. Сначала мужчин, затем женщин. А Эсав (наоборот:) сначала женщин, затем мужчин, как сказано: «и взял Эсав своих жен и своих сыновей...» [36,6] [Берешит раба 74 ].

18. И повел он все свое достояние и все свое имущество, которое приобрел, достояние, им обретенное, что приобрел в Падан-Араме, — чтобы прийти к Ицхаку, отцу своему, на землю Кенаана.

достояние, им обретенное. То, что он приобрел в обмен на свой мелкий скот: слуги и служанки, верблюды и ослы (см. 30, 43).

19. А Лаван пошел стричь свой мелкий скот, и похитила Рахель идолов, которые у ее отца.

стричь свой мелкий скот. Который он передал в руки своим сыновьям; (на расстоянии) трех дней пути между ним и Яаковом.

и похитила Рахель идолов. Желая отстранить (отвлечь) своего отца от идолопоклонства [Берешит раба 74].

20. И похитил Яаков сердце (ведение) Лавана-арами тем, что (ничем) не поведал ему, что бежит он.

21. И бежал он со всем, что у него; и поднялся он и перешел реку, и направился он к горе Гилад.

22. И поведано было Лавану на третий день, что бежал Яаков.

на третий день. Потому что (расстояние в) три дня пути было между ними.

23. И взял он братьев своих с собою, и гнался он за ним, семь дней пути, и настиг он его у горы Гилад.

братьев своих. Своих родственников.

семь дней пути. На протяжении тех трех дней, когда вестник шел, чтобы сообщить Лавану (о бегстве Яакова), Яаков находился в пути. Следовательно, Яакова отделяли от Лавана шесть дней (пути), а на седьмой день Лаван настиг его. Отсюда заключаем, что все (расстояние), пройденное Яаковом за семь дней, Лаван прошел за один день, ибо сказано: «и гнался за ним семь дней пути», но не сказано: «и гнался за ним семь дней» (по времени).

24. И пришел Б-г к Лавану-арами во сне ночью, и сказал Он ему: «Берегись, чтобы не говорил ты с Яаковом от доброго до худого».

от доброго до худого. Все доброе от нечестивых худо для праведных [Йевамот 103 б].

25. И догнал Лаван Яакова. А Яаков раскинул свой шатер на горе, и Лаван раскинул со своими братьями на горе Гилад.

26. И сказал Лаван Яакову: «Что сделал ты: похитил сердце мое и увел моих дочерей, как в плен взятых мечом!»

как в плен взятых мечом. Всякое войско, ведущее войну, называется мечом.

27. Почему ты тайно бежал, и похитил ты у меня, и не поведал ты мне? Я отпустил бы тебя с радостью и пением, с тимпаном и с лирой.

и похитил ты у меня (букв.: меня). Похитил у меня ведение (тем, что ушел без моего ведома; см. 31,20).

28. И не дал ты мне поцеловать сынов моих и дочерей моих. Ныне ты бестолково содеял.

29. Рука моя в силе содеять вам зло. Но Б-г отца вашего прошлой ночью сказал мне так: Берегись говорить с Яаковом от доброго до худого.

рука моя в силе (есть сила в моей руке). Есть сила и мощь в моей руке, чтобы содеять вам зло. Везде, где это слово свято (т. е. является одним из имен Превечного), оно указывает на Его могущество и величие Его сил.

30. И ныне, (если) ты ушел, ибо ты стосковался по дому отца твоего, — зачем ты похитил мои божества?

стосковался. Страстно желал (возвратиться в отчий дом). И нередко встречается в Писании: «тоскует и изнывает моя душа» [Псалмы 84,3], «деяния рук Твоих возжелаешь» [Йов 14, 15].

31. И отвечал Яаков и сказал Лавану: Потому что боялся я, ибо сказал я (себе), как бы ты не отнял дочерей своих у меня.

потому что боялся я... Отвечал ему по порядку (сначала на первый вопрос), ибо (Лаван) сказал ему: «и увел моих дочерей...» [31, 26].

32. У кого же найдешь твои божества, не будет жив. При наших братьях опознай, что (из твоего) у меня, и бери себе. — И не знал Яаков, что Рахель похитила их.

не будет жив (тому не жить). Из-за этого проклятия Рахель умерла в пути [Берешит раба 7].

что у меня. Из твоего (имущества).

33. И вошел Лаван в шатер Яакова, и в шатер Леи, и в шатер двух рабынь) и не нашел. И вышел он из шатра Леи и вошел в шатер Рахели

в шатер Яакова. Это шатер Рахели, ибо Яаков был у нее постоянно. И также сказано: «сыновья Рахели, жены Яакова» [46, 19], (в то время как) о других (женах) не сказано «жена Яакова».

и вошел в шатер Рахели. Выйдя из шатра Леи, возвратился в шатер Рахели, прежде чем искать в шатре служанок. Отчего это? Потому что он знал, что она все ворошит [Берешит раба 74].

34. А Рахель взяла идолов и положила их в верблюжье седло и села на них. И ощупал Лаван весь шатер и не нашел.

в верблюжье седло. Подобно «כרים перины и подушки». Согласно Таргуму, в верблюжье седло. Это потник, сделанный в виде подушки. А в Эрувин [16а] учим: «окружили вьючными седлами», и это верблюжьи седла. На французском языке bat.

35. И сказала она отцу своему: Да не воспылает (гнев) в глазах моего (господина), что не могу я подняться пред тобою, ибо обычное женское у меня. И искал он и не нашел идолов.

36. И воспылал (гнев) в глазах Яакова, и спорил он с Лаваном. И отвечал Яаков и сказал Лавану: В чем преступление мое и в чем мой грех, что ты погнался за мною?

погнался. Преследовал. Подобно «по горам они гнались за нами» [Эйха 4, 19], и также «из погони за плиштим» [Шмуэль I 17, 53].

37. Вот ты ощупал все вещи мои, — что нашел ты из всех вещей твоего дома, положи сюда перед братьями моими и перед твоими братьями, и рассудят они между нами обоими!

и рассудят. Выяснят, на чьей стороне правда. На французском языке eprover.

38. Двадцать лет этих я у тебя: овцы твои и козы твои (плода) не теряли, и овнов скота твоего я не ел;

не теряли. Не выкидывали свой плод. Подобно «чрево, (плод) теряющее» [Ошеа 9, 14], «телится его корова и не выкидывает» [Йов 21, 10].

и овнов скота твоего. Исходя из этого говорили, что однодневный ягненок-самец называется «овном». В противном случае что (здесь) похвального (для Яакова)? Овнов не ел, а ягнят ел? Но ведь тогда он вор [Бава кама 65 б].

39. Растерзанное не приносил я тебе, я возмещал это, с меня ты взыскивал, похищенное днем и похищенное ночью

растерзанное. Львом и волком.

я нес (возмещал) убыток. По значению подобно «метнет камень в волос и не промахнется» [Шофтим 20, 16], «я и сын мой Шломо понесем ущерб» [Млахим 1, 21] — лишены будем (всего). (Так и здесь:) я лишался его — если недоставало, то недоставало у меня, потому что с меня ты взыскивал. В Таргуме (переведено) «чего недоставало שגיא при счете», что убыло и чего не хватало. Подобно «и не убыло из нас никого» [В пустыне 31, 49], что в Таргуме (переведено) לא שגא.

похищенное. גנבתי подобно «רבתי великая среди народов, שרתי владычица стран» [Эйха 1, 1], «מלאתי исполненный правосудия» [Йешаяу 1, 21] «אוהבתי любящая молотить» [Ошеа 10, 11].

днем и похищенное ночью. Как украденное днем, так и украденное ночью, все я возмещал.

40. Мне было: днем изнурял меня зной, а изморозь ночью; и бежал мой сон от моих глаз.

снедал (изнурял) меня зной. По значению (подобно) «огонь пожирающий» [Дварим 4, 24].

а изморозь. Подобно «бросает свой лед» [Псалмы 147, 17] . В Таргуме (переведено) גלידא, лед.

мой сон. От שינה, сон.

41. Таково мне двадцать лет в доме твоем: служил я тебе четырнадцать лет за двух дочерей твоих и шесть лет за твой скот, а ты менял мне плату десятикратно.

а ты менял плату мне. Ты менял условленное между нами: вместо крапчатых пятнистых, вместо (тех, что) с отметинами на голенях, опоясанных.

42. Если бы Б-г отца моего, Б-г Авраама и Страх Ицхака, не был со мною, ныне с пустыми (руками) ты отослал бы меня. Муку мою и труды рук моих видел Б-г и рассудил прошлой ночью.

и Страх Ицхака. Не хотел сказать «Б-г Ицхака», потому что Святой, благословен Он, не связывает Имя Свое с праведниками при их жизни. И хотя Он сказал (Яакову) при выходе его из Беер-Шевы: «Я Господь Б-г Авраама, отца твоего, и Б-г Ицхака» [28,13], потому что померкли глаза (Ицхака) и он как бы уже умер, — Яаков не решился сказать «Б-г (Ицхака)», и сказал «Страх (Ицхака)».

и рассудил. Означает порицание, осуждение, а не выяснение (как в 31,37).

АФТАРА — отрывок из книг Пророков, завершающего публичное чтение недельной главы Торы

Псалмы Давида (Теилим)

Время чтения Теилим — сразу после утренней молитвы и до захода солнца. Если вы по какой-то причине не успели прочитать в это время, то можно восполнить чтение в тот же день после полуночи.

В дни, когда не говорят «Таханун», после молитвы произносят 20-ю главу:

Псалом №20 (כ)

(1) Руководителю [музыкантов]. Песнь Давида. (2) Да ответит тебе Б-г в день бедствия, да укрепит тебя имя Всесильного [Б-га] Яакова. (3) Да пошлет Он тебе помощь из святилища и с Сиона да поддержит тебя. (4) Вспомнит Он все приношения твои, всесожжение твое обратит в пепел вовек1. (5) Он даст тебе по [желанию] сердца твоего, весь твой замысел исполнит. (6) Мы будем ликовать о спасении Твоем, именем Всесильного нашего поднимем наши знамена. Да исполнит Б-г все прошения твои. (7) Ныне познал я, что Б-г спас помазанника Своего. Он отвечает ему с небес святых Своих могуществом спасающей десницы Своей. (8) Одни на колесницы [свои] полагаются, другие — на коней, мы же имя Б-га, Всесильного нашего, упоминаем. (9) Они склонились и упали, мы же встали и поднялись (10) Б-г, спаси! Владыка, да ответит нам в тот день, когда мы будем взывать.

1 Оно будет принято всегда (Мецудат Давид).

Каждый день принято читать главу, порядковый номер которой соответствует возрасту Любавичского Ребе Короля Мошиаха:

Псалом №117.

(1) Славьте Б-га, все народы, хвалите Его, все племена! (2) Ибо велико милосердие Его к нам, истина Б-га навеки. Славьте Б-га!

Чтение Псалмов на сегодня:

Псалом №44.

(1) Руководителю [музыкантов]. Сынов Кораха наставление. (2) Всесильный! Ушами своими мы слышали, отцы наши рассказывали нам о деле, которое совершил Ты в их дни, в дни древние: (3) Ты рукой Своей выдворил народы, а [этих] насадил1; сокрушил Ты народы и изгнал их. (4) Ибо не мечом своим приобрели они землю, не мышца их спасла их, но десница Твоя и мышца Твоя и свет лика Твоего, ибо Ты благоволил к ним. (5) Ты — тот же царь мой, Всесильный! Пошли спасение Яакову2. (6) С Тобой израним врагов наших, именем Твоим растопчем восстающих на нас. (7) Ибо не на лук мой я надеюсь, и не меч мой спасет меня. (8) Ибо Ты спасаешь нас от врагов наших, срамишь ненавидящих нас. (9) Всесильного мы славословим целый день, и имя Твое благодарим вовек, — (10) даже [когда] Ты отринул нас и посрамил, не выходил с войсками нашими, (11) [когда] обратил нас в бегство от врага, ненавидящие нас грабили наше [достояние], (12) [когда] отдал Ты нас, как овец, на съедение, рассеял нас между народами; (13) [когда] без выгоды Ты продал народ Свой, не возвысил цены его; (14) [когда] отдал Ты нас на поношение соседям нашим, на посмеяние и поругание [живущим] вокруг нас; (15) [когда] Ты сделал нас притчею между народами, иноплеменники покачивают головой; (16) всякий день посрамление мое предо мною, стыд покрывает лицо мое (17) от голоса поносителя и обидчика, от лица врага и мстителя: (18) все это пришло на нас, но мы не забыли Тебя и не изменили союзу с Тобой. (19) Не отступило назад сердце наше, стопы наши не уклонились от пути Твоего, (20) когда Ты сокрушил нас в месте, где обитают шакалы, покрыл нас тенью смерти. (21) Если бы мы забыли имя Всесильного нашего и простерли бы руки наши к богу чужому, (22) разве не узнал бы этого Всесильный? Ведь Он ведает тайны сердца. (23) Но за Тебя убивают нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание. (24) Пробудись, почему спишь Ты, о Б-г! Очнись, не отринь навеки! (25) Почему скрываешь Ты лик Свой, забываешь бедность нашу и угнетение наше? (26) Ведь душа наша унижена до праха, утроба наша прильнула к земле. (27) Восстань, помоги нам, избавь нас ради милосердия Твоего!

1 Ты изгнал идолопоклонников, а вместо них поселил сынов Израиля (Мецудат Давид).
2 Также для будущих поколений (Раши).

Псалом №45.

(1) Руководителю [музыкантов], на шошаним1, сынов Кораха наставление, песнь любви. (2) В сердце моем слово хорошее колышется; я говорю: «Творения мои о царе2, язык мой — перо скорописца. (3) Ты прекраснее всех сынов человеческих3, очарование льется из уст твоих, поэтому благословил тебя Всесильный навеки. (4) Препояшь [себя] по бедру мечом твоим, богатырь, — славою твоею и красою твоею4. (5) И в красе этой твоей ты преуспеешь, воссядешь на [колесницу] истины и кротости правды5, и дивные дела покажет тебе десница твоя. (6) Стрелы твои остры — пред тобою народы падут, [попадут] они в сердце врагов царя. (7) Престол твой — [от] Всесильного, во веки веков; скипетр справедливости — скипетр царства твоего. (8) Ты возлюбил правду, беззаконие возненавидел, поэтому помазал тебя Всесильный, Б-г твой, маслом радости [из] всех товарищей твоих. (9) Словно мирра, алоэ и кассия — все одежды твои, [словно] из чертогов слоновой кости увеселяют тебя. (10) Дочери царей между почетными у тебя, стоит царица по правую руку твою в золоте офирском. (11) Слушай, дочь, и смотри, приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего6. (12) [Тогда] возжелает царь красоты твоей7, ибо он господин твой — поклонись ему. (13) И дочь Тира с приношениями, богатейшие из народа будут умолять лицо твое. (14) Вся слава дочери царской — внутри, золотыми клетками одежда ее [вышита]. (15) В вышитых одеждах ведут ее к царю, девушки — за нею, подруги ее — приводят их к тебе. (16) Их приводят с весельем и ликованием, входят во дворец царя8. (17) Вместо отцов твоих будут сыновья твои9, ты поставишь их князьями по всей земле. (18) Я имя твое сделаю памятным в каждом поколении; поэтому народы будут прославлять тебя во веки веков».

1 Шошаним (мн. от шошан — лилия, лотос?) — музыкальный инструмент, по форме напоминающий цветок шошан.
2 Творения мои (эта песнь) о Короле Мошиахе (Мецудат Давид).
3 Ты, Король Мошиах, своими прекрасными делами выделяешься из всех сынов человеческих (Мецудат Давид).
4 Твой меч — твое оружие — это слава твоя и твое великолепие (Мецудат Давид).
5 Твое величие власти будет за истину и справедливость, которую ты творишь — не ради славы (Мецудат Давид).
6 Обращение к народам, к каждому в отдельности, чтобы они не обращали внимания на царя Гога, призывающего их воевать против Мошиаха (Мецудат Давид).
7 Прекрасные дела твои (Мецудат Давид).
8 Народы с радостью принимают царство Мошиаха (Мецудат Давид).
9 Царство Мошиаха — от Давида. Так и здесь, сыновья его унаследуют царство Мошиаха (Мецудат Давид).

Псалом №46.

(1) Руководителю [музыкантов]. Песнь сынов Кораха на аламот1. (2) Всесильный нам приют и крепость, помощник в бедах, доступный весьма. (3) Поэтому не убоимся, когда земля поколеблется, когда горы опустятся в сердце морей. (4) Пусть шумят, муть вздымают воды их, горы гудят от величия Его. (5) Потоки речные веселят город Всесильного, святые обители Всевышнего. (6) Всесильный посреди его, не пошатнется он: Всесильный поможет ему при наступлении утра2. (7) Шумят народы, падают государства: Он подал голос Свой — растаяла земля. (8) Б-г воинств с нами, мощь наша — Всесильный [Б-г] Яакова вовек. (9) Идите, созерцайте творения Б-га — какие производит Он опустошения на земле: (10) войны прекращает со [всех] краев земли, лук сокрушает и рубит копье, колесницы сжигает в огне3. (11) Остановитесь и познайте, что Я — Всесильный: Я буду превозносим среди народов, превозносим на земле. (12) Б-г воинств с нами, мощь наша — Всесильный [Б-г] Яакова вовек.

1 Аламот — древний музыкальный инструмент (Мецудат Давид).
2 Имеется в виду заря Избавления (Мецудат Давид).
3 Речь идет о времени Избавления, когда полностью прекратятся войны, не нужны будут лук и копье и военные колесницы, а накопившееся оружие будет уничтожено (Мецудат Давид).

Псалом №47.

(1) Руководителю [музыкантов]. Песнь сынов Кораха. (2) Все народы, рукоплещите, восклицайте Всесильному гласом радости; (3) ибо Б-г Всевышний страшен — Властелин великий Он над всей землей. (4) Он покорит нам народы, племена положит у наших ног. (5) Он изберет нам наследие наше, величие Яакова, которого любит вовек. (6) Превозносим Всесильный в восклицаниях, Б-г — в голосе трубном. (7) Пойте Всесильному нашему, пойте; пойте владыке нашему, пойте, (8) ибо Всесильный — владыка всей земли; пойте [все] разумно. (9) Всесильный царствует над народами, Всесильный сидит на престоле святости Своей. (10) Благородные из народов соберутся — народ Б-га Аврагама, ибо щиты земли — у Всесильного. Он очень превозносим.

Псалом №48.

(1) Песнь сынов Кораха. (2) Велик Б-г и очень славен в городе Всесильного нашего, на горе святости Его. (3) Прекрасная местность, радость всей земли, гора Сион; на северной стороне города великого царя. (4) Во дворцах его Всесильный известен как заступник: (5) ибо вот, цари собрались, но все прошли мимо1. (6) Они увидели и изумились, смутились и пришли в замешательство. (7) Страх объял их там, дрожь, как у роженицы. (8) Восточным ветром Ты сокрушил корабли из Таршиша2. (9) Как слышали мы, так и увидели в городе Б-га воинств, в городе Всесильного нашего: Всесильный утвердит его на вечные времена. (10) Мы надеялись, Всесильный, на милосердие Твое посреди Храма Твоего. (11) Как имя Твое, Всесильный, так и хвала Твоя — до краев земли, десница Твоя полна правды. (12) Да веселится гора Сион, ликуют дочери Йеуды3 о правосудии Твоем. (13) Обойдите Сион, окружите его, сосчитайте башни его. (14) Обратите сердце ваше на укрепление его, возвысьте дворцы его, чтобы пересказать грядущему поколению, (15) ибо это — Всесильный, Всесильный [Б-г] наш во веки веков, Он будет вести нас вечно.

1 Цари народов собрались на войну, но пошли мимо, увидев, что Всесильный известен во дворцах Иерусалима, как заступник (Мецудат Давид).
2 Войска царя Гога, прибывающие из северной страны Таршиш во время последней войны против Мошиаха (Мецудат Давид).
3 Дочери Йеуды — города Иудеи (Мецудат Цийон).

Каждый день принято читать главу, порядковый номер которой соответствует вашему возрасту. Например, тот, кому исполнилось 24 года, читает главу 25-ю.

Выбор главы Псалмов по номеру (введите цифру от 1 до 150):

Выбор нескольких глав Псалмов по номерам
(введите соответствующие цифры от 1 до 150 через дефис):

«Тания»

Книга «Тания» приобщает к знаниям каббалы и хасидизма — применительно к проблемам нашей повседневной жизни.

8 Кислева

В дополнение ко всему сказанному, несмотря на то, что души мира Ацилут происходят из сосудов этого мирa, а души уровней нефеш и руах — из сосудов мира Йецира и Асия, любовь и трепет всех этих душ, рожденные в созерцании, пробуждают в сосудах миров Асия и Йецира идущее снизу стремление подняться из низших миров в высшие, но это означает удаление их из низших миров, не дай Б-г. Заповеди же, исполняемые действием, влекут за собой распространение из высших миров в низшие света, который наполняет сосуды, в особенности их внешние аспекты, ибо внешние аспекты высших миров опускаются в низшие миры, а глубинные аспекты низших миров поднимаются ввысь. Об этом написано в цитированном выше отрывке из книги «Зоар», глава «Пкудей»: есть два вида служения Всевышнему — можно служить Ему, произнося молитвы, а можно — устремляя к нему мысль и сердце. Оба этих пути ведут к исполнению высшего предназначения: и восхождение сосудов ввысь, и излияние света вниз, побуждаемое происходящими от имени Саг маим нуквим, которые поднимают ввысь речь и действие человека, ибо именно ради этого была создана вся иерархия миров — для того, чтобы высший свет раскрылся внизу, а не для восхождения низших миров, которое может иметь значение лишь как промежуточный этап, да и то лишь в том случае, когда поднимаются сосуды к высшему свету, как это происходит в субботу и в Йом-Кипур. Но ни в коем случае не желательно, чтобы свет поднимался ввысь, отделившись от сосудов, как написано об этом в «При эц хаим». Но ведь нефеш, руах и нешама человека по отношению к его телу, а также любовь и трепет, порождаемые созерцанием, по отношению к заповедям, исполняемым действием, представляют собой то же, что свет по отношению к сосудам. И потому Моше Рабейну 515 раз — на это намекает числовое значение слова ваэтханан («и молил я») — обращался с мольбою ко Всевышнему дать ему возможность исполнять заповеди, связанные именно с действием. То же достоинство имеет и также принадлежащая к сфере материального речь человека, изучающего законы, связанные с этими заповедями.

Календарь «День за днем» (а-Йом йом)

Книга «а-Йом йом», которую составил Ребе Король Мошиах по указанию предыдущего Ребе, включает в себя хасидское изречение для каждого дня.

8 Кислева

Человек должен размышлять о том, насколько велика доброта Творца, благословен Он, что такой малый из малых, каким является человек, способен доставить огромное удовольствие Великому из великих. И как сказано: «...Величие Его непостижимо» — постоянно должен человек находиться в состоянии воодушевления и выполнять свое Cлужение с желанием сердца и души.

РАМБАМ, «Книга заповедей»

В «Книге заповедей» перечисляются и кратко объясняются все 613 заповедей Торы.

Урок 77

212-я заповедь «делай» — повеление плодиться и размножаться ради поддержания человеческого рода. И это заповедь «пиръя вэривъя» (заповедь «производства потомства»). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Плодитесь и размножайтесь, и распространяйтесь по земле, и умножайтесь на ней» (Берешит 9:7).

И разъяснили мудрецы (Брахот 16а), что жених, взявший в жены девственницу, не обязан читать «Слушай, Израиль» в вечер свадьбы, поскольку он «занят выполнением заповеди» (согласно существующему принципу: «тот, кто занят выполнением одной заповеди, освобожден от одновременного выполнения других заповедей». Итак, очевидно, что произведение потомства — заповедь Торы).

Законы и обязанности, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 6-ой главе трактата Йевамот (61-66а). Женщины не обязаны выполнять эту заповедь, ведь ясно сказано там (656): «Мужчине заповедано плодиться и размножаться, но не женщине».