ХИТАС (ХИТАТ): Пятикнижие, Псалмы, «Тания», РАМБАМ, Йом-йом

Эта страница обновляется автоматически в 24:00 по израильскому времени.

Если вы еще не молились, то перед началом чтения желательно произнести благословение на Тору:

БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, ГОСПОДЬ, БОГ НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ, ИЗБРАВШИЙ НАС ИЗ ВСЕХ НАРОДОВ И ДАВШИЙ НАМ ТОРУ СВОЮ. БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, ГОСПОДЬ, ДАЮЩИЙ НАМ ТОРУ.

Недельная глава Торы с комментарием РАШИ (ХУМАШ)

Каждый день мы учим отрывок из недельной главы Торы соответствующий этому дню с комментариями РАШИ, содержащие в себе самые ценные и глубокие объяснения смысла Письменной Торы.

Лех Леха

Третий день недели

5. И также у Лота, который ходил с Аврамом, был мелкий и крупный скот и шатры.

который ходил с Аврамом. В чем причина того, что (Лот) владел всем этим? В его «хождении» с Аврамом.

6. И нести не могла их земля, чтобы жить (им) вместе; ибо было их имущество велико, и не могли они обитать вместе.

и нести не могла их. Не могла обеспечить выпасом их стада. Это (предложение) с опущенным словом, которое нужно восстановить, а именно: не мог нести их (т. е. не был для них достаточным) выпас земли. Поэтому подлежащее «ло наса» стоит в мужском роде, (а ведь «арец», земля, — существительное женского рода).

7. И был спор между пастухами стада Аврама и пастухами стада Лота, а кнаани и призи тогда населяли землю.

и был спор. Потому что пастухи Лота были нечестивы и пасли свой скот на полях чужих, а пастухи Аврама порицали их за грабеж. (На что) те отвечали: «Земля дана Авраму, а у него нет (другого) наследника, и Лот наследует ему, и (значит) это не грабеж». А стих гласит: «кнаани и призи тогда населяли землю», и Аврам еще не вступил во владение ею [Берейшит раба 41].

8. И сказал Аврам Лоту: Пусть же не будет раздора между мною и между тобой и между пастухами моими и пастухами твоими; ибо мужи-братья мы.

мужи-братья. Родственники. А аллегорическое толкование (гласит, что они отличались) внешним сходством.

9. Ведь вся земля пред тобою, отделись же ты от меня: если налево, то я буду справа, а если направо, то я буду слева.

если налево, то я буду справа. Где бы ты ни поселился, не отдалюсь от тебя, буду тебе защитником и помощником. А впоследствии (Лоту действительно помощь) понадобилась, как сказано: «И услышал Аврам, что взят в плен его брат...» [14, 14].

то я буду справа. Перемещусь вправо, расположусь справа. И так же перемещусь влево, расположусь слева. А если скажешь, что под «алеф» (в начале слова) должен стоять знак «патах», (то ведь) и в другом месте также находим [II Кн. Шмуэля 14, 19]. «ни вправо», где стоит (знак «цере», а) не знак «патах».

10. И поднял Лот свои глаза и увидел всю равнину Ярдена, что вся она обводнена, — прежде чем истребил Г-сподь Сдом и Амору, — как сад Г-сподень, как земля Мицраима, до Цоара.

что вся она обводнена. (Вся она) земля, (орошаемая) водными потоками.

прежде чем истребил Г-сподь Сдом и Амору... та равнина деревьями своими была подобна саду Г-споднему, а своими посевами — земле Мицраима [Берейшит раба 41].

букв.: как идешь в Цоар. До Цоара. А аллегорическое толкование видит в этом предосудительное: потому что они (жители тех мест) погрязли в разврате. Лот решил поселиться по соседству с ними [Берейшит раба 41].

11. И избрал себе Лот всю равнину Ярдена, и отправился Лот с востока; и отделились они друг от друга.

равнину. («Кикар» —) равнина, согласно Таргуму.

с востока (или: от Предвечного). Он отправился в путь, (отделившись) от Аврама, и пошел к западу от Аврама. Таким образом, он двигался с востока на запад. А аллегорическое толкование (гласит:) он отдалился от Предвечного (Творца) мира, говоря: «Не нужен мне ни Аврам, ни его Б-г» [Берейшит раба 41].

12. Аврам обитал на земле Кенаана, а Лот обитал в городах равнины, и раскинул он шатры до Сдома.

и раскинул он шатры. Раскинул шатры для своих пастухов и скота до Cедома.

13. А люди Сдома злы и грешны пред Г-сподом очень.

а люди Сдома злы. Однако это не помешало Лоту (поселиться там и) жить с ними. Отсюда наши мудрецы [Йома 38б] выводят: «а имени нечестивых гнить» [Притчи 10, 7] (упоминание о преступных сопровождается их порицанием).

злы (порочны). Что касается их тела.

и грешны. Что касается их достояния [Санедрин 109а]

пред Г-сподом очень. Зная своего Властелина, сознательно шли на бунт против Него.

14. И Г-сподь сказал Авраму после того, как отделился Лот от него: Подними же глаза твои и посмотри с места, на котором ты, на север и на юг, на восток и на запад;

после того, как отделился Лот. Пока нечестивый был с ним (с Аврамом), речение (Б-жье) сторонилось его [Танхума].

15. Ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам ее, и твоему потомству навеки.

16. И сделаю потомство твое (несметным) как прах земной. Так, если сможет кто-либо счесть прах земной, также твое потомство сочтено будет.

так, если сможет кто-либо. Как прах сочтен быть не может, так и твое потомство не дано будет счесть.

17. Встань, исходи эту землю в длину ее и в ширину, ибо тебе дам ее.

18. И раскинул шатры Аврам, и пришел и поселился в Элоне Мамре, что в Хевроне, и построил там жертвенник Г-споду.

Мамре. Имя человека (и этим именем названа местность).

АФТАРА — отрывок из книг Пророков, завершающего публичное чтение недельной главы Торы

Псалмы Давида (Теилим)

Время чтения Теилим — сразу после утренней молитвы и до захода солнца. Если вы по какой-то причине не успели прочитать в это время, то можно восполнить чтение в тот же день после полуночи.

В дни, когда не говорят «Таханун», после молитвы произносят 20-ю главу:

Псалом №20 (כ)

(1) Руководителю [музыкантов]. Песнь Давида. (2) Да ответит тебе Б-г в день бедствия, да укрепит тебя имя Всесильного [Б-га] Яакова. (3) Да пошлет Он тебе помощь из святилища и с Сиона да поддержит тебя. (4) Вспомнит Он все приношения твои, всесожжение твое обратит в пепел вовек1. (5) Он даст тебе по [желанию] сердца твоего, весь твой замысел исполнит. (6) Мы будем ликовать о спасении Твоем, именем Всесильного нашего поднимем наши знамена. Да исполнит Б-г все прошения твои. (7) Ныне познал я, что Б-г спас помазанника Своего. Он отвечает ему с небес святых Своих могуществом спасающей десницы Своей. (8) Одни на колесницы [свои] полагаются, другие — на коней, мы же имя Б-га, Всесильного нашего, упоминаем. (9) Они склонились и упали, мы же встали и поднялись (10) Б-г, спаси! Владыка, да ответит нам в тот день, когда мы будем взывать.

1 Оно будет принято всегда (Мецудат Давид).

Каждый день принято читать главу, порядковый номер которой соответствует возрасту Любавичского Ребе Короля Мошиаха:

Псалом №117.

(1) Славьте Б-га, все народы, хвалите Его, все племена! (2) Ибо велико милосердие Его к нам, истина Б-га навеки. Славьте Б-га!

Чтение Псалмов на сегодня:

Псалом №39.

(1) Руководителю [музыкантов] для Йедутуна1. Песнь Давида. (2) Сказал я: «Пути свои я буду охранять, чтобы не грешить языком своим; обуздаю уста мои, доколе злодей предо мною». (3) Я сделался немым, безмолвным, молчал [и] о хорошем, и боль моя прекратилась. (4) Горячо сердце мое во мне, в словах моих горит огонь, [когда] я говорю языком моим. (5) Сообщи мне, Б-г, когда настанет конец мой, каково число дней моих, дабы знал я, когда кончина моя. (6) Вот, мерою дал Ты мне дни, и век мой ничто пред Тобою. Подлинно, полная тщета всякий человек живущий — всегда. (7) Подлинно, человек ходит подобно призраку; напрасно он суетится, накапливая [богатство], собирает и не знает, кому достанется оно. (8) И ныне чего ожидать мне, Г-сподь? Надежда моя — на Тебя. (9) От всех преступлений моих избавь меня, не предавай меня на поругание негодяю. (10) Онемел я, уст моих не открываю — ибо Ты [все это] сделал2. (11) Отврати от меня удар Твой: от руки Твоей поражающей я пропадаю. (12) [Если] страданиями Ты будешь карать человека за грехи, то рассыплется, как от моли, драгоценность его. Ах, как ничтожен всякий человек, вовек! (13) Услышь, о Б-г, молитву мою, внемли воплю моему; не будь безмолвен к слезам моим, ибо пришелец я для Тебя, туземец, как все отцы мои3. (14) Отведи от меня [удар руки Твоей], чтобы я мог подкрепиться прежде, чем отойду и не будет меня.

1 Имя одного из исполнителей, а также название музыкального инструмента. Согласно мидрашу, слово Йедутун (от корня дат — «закон», «декрет») намекает на множество деспотических декретов против народа Израиля (Раши).
2 Я ничего не говорю, ибо все мои невзгоды — Ты послал их мне (Раши, Мецудат Давид).
3 По сравнению с Твоими бесконечными годами я на земле пришелец, такой же старожил, как и мои предки, которые умерли (Мецудат Давид).

Псалом №40.

(1) Руководителю [музыкантов]. Песнь Давида. (2) Уповал я [на] Б-га, и Он приклонил ко мне ухо и услышал вопль мой. (3) Извлек он меня из мрачного рва, из болота с тиной, на скалу поставил ноги мои, стопы мои утвердил. (4) Вложил Он в уста мои новую песнь — хвалу Всесильному нашему, [дабы] увидели многие, и убоялись, и уповали на Б-га, [и говорили]: (5) «Счастлив человек, который на Б-га надежду свою возлагает и не обращается к гордым и к склоняющимся ко лжи. (6) Многое сотворил Ты, Б-г, Всесильный мой: чудеса и мысли Твои по отношению к нам — не имеют сравнения с Тобою! Рассказывал бы я и говорил, но они превышают возможное рассказать. (7) Жертв и приношений Ты не хотел, уши Ты открыл мне, всесожжения и жертвы за грех Ты не требовал1. (8) Тогда я сказал: „Вот, я пришел; в свитке письма2 предписано обо мне: (9) исполнить волю Твою, Всесильный мой, я желаю, Закон Твой — в сердце моем“. (10) Я возвещал правду Твою в собрании великом, я не возбранял устам моим: [ведь] Ты, Б-г, знаешь. (11) Правды Твоей не скрывал я в сердце своем, возвещал верность Твою и спасение Твое, не утаивал милосердия Твоего и истины Твоей пред собранием великим. (12) Не удерживай, о Б-г, милостей Твоих от меня, милосердие Твое и истина Твоя да охраняют меня непрестанно. (13) Ибо окружили меня беды неисчислимые, постигли меня грехи мои, [так что] видеть не могу: их более, нежели волос на голове моей; сердце3 мое оставило меня. (14) Благоволи, Б-г, избавить меня; Б-г, поспеши на помощь мне! (15) Да устыдятся и будут посрамлены вместе все ищущие погибели душе моей! Да будут обращены назад и преданы осмеянию желающие мне зла! (16) Придут в смятение вследствие позора своего говорящие обо мне: „Торжествуйте! Торжествуйте!“ (17) Пусть ликуют и радуются Тобою все ищущие Тебя, пусть говорят непрестанно „Велик Б-г!“ любящие спасение Твое. (18) А я беден и нищ — Г-сподь засчитает мне это. Ты — помощь моя и избавитель мой, Всесильный мой, не медли».

1 Ты не хочешь, чтобы люди грешили, а затем приносили жертвы в искупление грехов. Ты сотворил человеку уши — для послушания, ибо написано: «Послушание лучше жертвы, повиновение лучше тука баранов» (Шмуэль 1,15:22) (Мецудат Давид).
2 В Торе (Мецудат Давид, Раши).
3 Мужественность сердца (Мецудат Давид).

Псалом №41.

(1) Руководителю [музыкантов]. Песнь Давида. (2) Счастлив тот, кто разумно1 заботится о бедном, — в день бедствия избавит его Б-г. (3) Б-г хранит его и бережет ему жизнь, прославлен будет он на земле. Ты не отдашь его на произвол врагов его. (4) Б-г укрепит его на одре болезни его. Ты все ложе его обратишь в болезни его2. (5) Я сказал: «Б-г! Помилуй меня, исцели душу мою, ибо согрешил я пред Тобою». (6) Враги мои говорят обо мне плохое: «Когда же умрет он и погибнет имя его?». (7) И если приходит кто видеть меня, то говорит ложь; сердце его слагает в себе неправду, и он, выйдя вон, толкует3. (8) Вместе шепчут между собою против меня все ненавидящие меня, зло замышляют на меня: (9) «Слово беззакония излилось на него, слег он, не встать ему более»4. (10) Даже человек мирный со мною, на которого я полагался, который ел хлеб мой, поднял на меня пяту. (11) Ты же, Б-г, помилуй меня и подними меня, и я воздам им. (12) Из того я узнаю, что Ты благоволишь ко мне, если враг мой не восторжествует надо мною. (13) А меня поддержал Ты ввиду непорочности моей, поставил пред Собою навеки. (14) Благословен Б-г, Всесильный Израиля, [от края] вселенной и до края! Амен и амен5!

1 Дает бедному подаяние разумно, т. е. таким образом, чтобы тот не почувствовал себя униженным (Мецудат Давид).
2 Образное выражение, подразумевающее заботу о тяжело больном, которому приходится переворачивать постель (Мецудат Давид).
3 Когда кто-либо из моих скрытых врагов посещает меня, он делает вид, что сочувствует мне, а на деле сочиняет неправду. Затем, выйдя вон, он говорит другим про меня неправду, которую сочинил (Мецудат Давид).
4 Они говорят, что болезнь моя — результат беззаконий, поэтому мне больше не встать (Мецудат Давид).
5 Амен — восклицание, означающее «верно», «да будет так!». Повторение -для закрепления (Мецудат Цийон).

Псалом №42.

(1) Руководителю [музыкантов]. Наставление сынов Кораха1. (2) Как лань стремится к потокам воды, так душа моя стремится к Тебе, о Всесильный! (3) Жаждет душа моя Всесильного, Всесильного [Б-га] живого: когда приду я и явлюсь пред ликом Всесильного?2. (4) Хлебом были для меня слезы мои день и ночь, когда говорили мне каждый день: «Где Всесильный твой?». (5) Это я вспоминал, изливая душу свою, когда ходил я с крытым обозом, спокойно, вступал в Дом Всесильного с гласом песнопения и благодарения празднующего народа. (6) Зачем изнываешь ты, душа моя, [зачем] скорбишь во мне? Надейся на Всесильного, ибо еще буду благодарить Его за спасения, исходящие от лика Его. (7) Всесильный мой! Изнывает во мне душа моя; поэтому вспоминаю я о Тебе с земли Иорданской, с Хермонских [гор], с горы Мицъар. (8) Бездна бездну призывает голосом желобов Твоих, все валы Твои и волны прошли надо мною. (9) Днем пошлет Б-г милосердие Свое, а ночью — песнь Ему у меня, молитва к Б-гу жизни моей. (10) Скажу Б-гу, моей твердыне: «Зачем забыл Ты меня? Зачем я хожу будто сумеречный из-за притеснений врага?». (11) Как бы поражая кости мои, ругаются надо мною враги мои, говоря мне весь день: «Где Всесильный твой?». (12) Зачем изнываешь ты, душа моя, зачем скорбишь во мне? Надейся на Всесильного, ибо еще буду благодарить Его, [ибо Он] — спасение для лица моего, [Он] — Всесильный мой.

1 Сыновья Кораха — Асир, Элькана и Эвьясаф — первоначально были вместе со своим отцом в споре против Моше, но во время спора отделились. «Сыны Кораха не умерли» (Бемидбар, 26:11). Они были левитами и принимали участие в храмовых песнопениях (Раши).
2 В Храме (Мецудат Давид).

Псалом №43.

(1) Суди меня, Всесильный, вступись в тяжбу мою с народом неблагочестивым. От человека лукавого и несправедливого избавь меня, (2) ибо Ты — Б-г крепости моей. Зачем Ты отринул меня? Зачем я хожу будто сумеречный из-за притеснений врага? (3) Пошли свет Твой и истину Твою — они будут меня вести, приведут меня на святую гору Твою, в обители Твои. (4) И подойду я к жертвеннику Всесильного, к Б-гу веселья и радости моей, и буду благодарить Тебя на арфе, Всесильный, Всесильный [Б-г] мой! (5) Зачем изнываешь ты, душа моя, зачем скорбишь во мне? Надейся на Всесильного, ибо еще буду благодарить Его, [ибо Он] — спасение мое и Всесильный мой.

Каждый день принято читать главу, порядковый номер которой соответствует вашему возрасту. Например, тот, кому исполнилось 24 года, читает главу 25-ю.

Выбор главы Псалмов по номеру (введите цифру от 1 до 150):

Выбор нескольких глав Псалмов по номерам
(введите соответствующие цифры от 1 до 150 через дефис):

«Тания»

Книга «Тания» приобщает к знаниям каббалы и хасидизма — применительно к проблемам нашей повседневной жизни.

7 Хешвана

Когда рабби Ицхак Лурия возводил духовную природу Мишны к сфире Малхут мира Йецира, он имел в виду, что эта сфира служит оболочкой сфире Малхут мира Ацилут, и поэтому сфира Малхут мира Йецира называется «служанкой» сфиры Малхут мира Ацилут, а сфира Малхут мира Бриа — «домоправительницей» последней. Доказательством тому, что суть Мишны — сфира Малхут мира Ацилут, а в мире Йецира эта сфира — лишь оболочка ее, — служат слова рабби Ицхака Лурии о том, что духовная природа текстов Торы, читаемых вслух на особый мотив, — Письменной Торы, — относится к миру Асия. С другой стороны, в книге «Зоар» и в трудах рабби Ицхака Лурии часто повторяется, что духовная сущность Письменной Торы – сфира Тиферет, основа Малого Лика мира Ацилут; в этих источниках подразумевается следующее: мир Асия служит оболочкой для сфиры Тиферет — Божественной природы Письменной Торы. В «Книге медитации» прямо сказано, что Танах, Мишна, Гмара и Каббала коренятся в мире Ацилут: Божественная сущность Танаха заключена в нескольких слоях оболочек, позволяющих ему воплотиться во все духовные уровни — от мира Ацилут и до мира Асия; Божественная сущность Мишны заключена в меньшее количество оболочек, позволяющих ей воплотиться в более ограниченный ряд духовных уровней — от мира Ацилут и до мира Йецира; Божественная природа Гмары заключена в одну оболочку, позволяющую ей воплотиться в еще более ограниченный ряд духовных уровней — от мира Ацилут и до мира Бриа.

Календарь «День за днем» (а-Йом йом)

Книга «а-Йом йом», которую составил Ребе Король Мошиах по указанию предыдущего Ребе, включает в себя хасидское изречение для каждого дня.

Сегодня 7 Хешвана

После дарования Торы порядок Служения таков: удаление телесной крайней плоти (обрезанием — по простому смыслу), следует «обрезание языка», а за ним — «обрезание сердца». Действие, речь, мысль.

Авраам, отец наш, живший до дарования Торы, вначале познал своего Творца — мысль, после этого начал распространять Божественность — речь, а после этого совершил обрезание — действие.

РАМБАМ, «Книга заповедей»

В «Книге заповедей» перечисляются и кратко объясняются все 613 заповедей Торы.

Урок 46

155-я заповедь «делай» — повеление освящать Шабат при его наступлении и на его исходе, произнося слова о величии этого дня и почете, которым он окружен, и о том, что этот день выделен из всех предшествующих ему и следующих за ним.

И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Помни день Шабата, чтобы освящать его» (Шмот 20:8), — т.е. помни о святости, уникальности и величии этого дня. И это повеление произносить «кидуш» (освящение).

Сказано в Мехильте (глава «Итро»): «„Помни день Шабата, чтобы освящать его“ — освящать его благословением». И разъясняют мудрецы (Псахим 106а): «„Помни день Шабата, чтобы освящать его“ — над вином».

И еще сказано: «„Освящать его“», когда он наступает, и „освящать его“, когда он уходит». Иными словами, «авдала» (благословения, произносимые на исходе Шабата) — тоже часть заповеданного нам освящения Шабата.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в конце трактата Псахим (100-107а,117б) и в нескольких местах трактатов Брахот (20б, 26б, 27б, 29а, 33аб, 51б, 52аб) и Шабат (119б,150б).