Ваикра
Третий день
7. А если хлебное приношение (на) противне жертва твоя, то из тонкой пшеничной муки с елеем должно быть приготовлено.
на противне (в глубокой сковороде). Это сосуд, который использовался в Храме, был он глубоким, и благодаря его глубине елей в нем задерживался, и огонь его не сжигал. Поэтому хлебные приношения, приготовленные в нем, были рыхлыми (букв.: ползучими). Все мягкое из-за (входящей в него) жидкости кажется как бы ползучим и движущимся [Сифра; Mенаxoт 63а].
8. И доставишь хлебное приношение, приготовленное (одно) из этих, Г-споду; и поднесет его (владелец) к священнослужителю, и тот подаст его к жертвеннику;
приготовленное из этих. Один из этих видов (хлебного приношения).
и поднесет его. Его владелец к священнослужителю.
и подаст его к жертвеннику. (Священнослужитель) подносит его к юго-западному углу жертвенника [Звaxим 63б].
9. И взнимет священнослужитель с хлебного приношения памятную часть его, и воскурит на жертвеннике (в) огнепалимую жертву, благоухание-удовлетворение Г-споду.
памятную часть его. Это «горсть» (см. РАШИ к 2:2).
10. А оставшееся от хлебного приношения — Аарону и его сынам, святое святых от огнепалимых жертв Г-споду.
11. Всякое хлебное приношение, какое приносите Г-споду, не должно быть приготовлено квасным; ибо никакой заквасы и никакого меда(плодового) не воскуряйте в огнепалимую жертву Г-споду.
никакого меда. Всякая плодовая сладость называется «медом». (Из следующего стиха ясно, что в виду имеется сладкий плодовый сок, а не пчелиный мед.)
12. (Как) жертву первинок приносите их Г-споду, но на жертвенник не должны подниматься они для благоухания-удовлетворения.
(как) приношение первинок (первых плодов) приносите их. А что именно приносишь ты из квасного и из меда? Приношение первых плодов два хлеба в Ацерет (в праздник Шавуот), которые из квасного теста, как сказано «квасными должны они быть испечены» [23:16-17], и первые плоды из меда (плодового), как например первые плоды смоковницы и финиковой пальмы [Менaxoт 58а]
13. И всякую жертву твоего приношения хлебного солью соли, и не оставь без соли, завета Б-га твоего, хлебного твоего приношения; при всякой жертве твоей приноси соль.
соли завета. Ибо завет заключен, относительно соли, с шести дней миротворения, когда нижним водам (океана) было обетовано приносить их на жертвеннике в (виде) соли и возлияния водного в праздник (Кущей)
при всякой жертве твоей. При всесожжении из скота и птицы, а также при всех воскуряемых частях всех святых жертв [Менaxoт 20а].
14. А если приносишь хлебное приношение из первых плодов Г-споду, то ранней спелости, сушеное на огне, из дробленных свежими зерен приноси хлебное приношение твоих первых плодов.
а если приносишь. Здесь слово «если» имеет значение «когда», потому что это (хлебное приношение из первых плодов) не является доброхотным, ведь Писание говорит о хлебном приношении омера, а оно обязательно. И подобное (этому употреблению слова находим в) «и когда будет год юбилейный» [Бамидбар 36:4] (см РАШИ к Шмот 20:22)
хлебное приношение из первых плодов. Писание говорит о хлебном приношении омера [23:10] Его берут из свежих колосьев в пору созревания хлебов, и приносят его из ячменя, т.к. здесь сказано «ранней спелости», и в другом месте сказано «ячмень заколосился» [Шмот 9:1] [Сифра, Менaxoт 68б]
сушеное на огне. Сушили на огне в сосуде для сушки зерна, ибо иначе невозможно смолоть жерновами, потому что (зерна) свежие
из дробленных свежими зерен. Это измельченное, будучи свежим גרש означает дробление и помол, (зерна) размалывают на крупорушке, подобно «искрошил щебнем» [Эйха 3:16], «сокрушена душа моя» [Псалмы 119:20]
свежие зерна. Когда зерно полное, когда хлеба в колосьях своих свежи и налиты. Поэтому свежие спелые колосья называются «свежими зернами», подобно «и свежие зерна в суме своей» [Млахим II 4:42]
15. И возлей на него елей, и возложи на него ливан, хлебное приношение это.
16. И воскурит священнослужитель памятную часть его от его мелева и от его елея со всем его ливаном в огнепалимую жертву Г-споду.