19 Нисана
Четвертый день отсчёта Омера.
«С радостью и ликованием». «Мир вам, ангелы-служители...». «Кто найдет жену столь совершенную...». «Псалом Давида...». «Эта трапеза...», «И пусть дарует тебе...» — произносят шепотом.
Однажды Ребе Шолом-Дов-Бер объяснил слова «Чем отличается эта ночь...»:
«Чем отличается эта ночь...» — это последнее изгнание «...от всех ночей» — от изгнаний, предшествовавших ему.
«Во все ночи мы не окунаем...» — не очищаем «...даже одного раза...» — не завершено очищение в течение этих изгнаний, поскольку последовали за ними еще изгнания. «...в эту ночь — два раза» — осуществляется окончательное очищение тела и раскрытие души.
«В течение всех ночей мы едим квасное и мацу» — значит и после окончания предыдущих изгнаний служение происходило как со стороны божественной души — маца (самоаннулирование), так и со стороны животной души — квасное (эгоизм). «...в эту ночь» — по окончании последнего изгнания, — «только мацу» — будет уведен с земли дух нечистоты.
«Во все ночи мы едим и другие виды [горькой] зелени» — сказано: «каждый, кто завидует, — лицо его зеленеет», что во всех изгнаниях существует много видов зависти, ревности — «зависть писцов» и т.п., «этой ночью» — по окончании последнего изгнания — «только горькую зелень», — ревность самой сильной степени, как сказали благословенной памяти мудрецы: «Каждый праведник обожжен свадебным балдахином товарища своего».
«Во все ночи мы едим и сидя прямо, и облокотившись» — наслаждение раскрытиями, получаемыми нами за счет работы в изгнаниях предыдущих, включало в себя проявление этого наслаждения и само сущностное наслаждение. Существовали люди, которые своей работой достигали проявления наслаждения, и люди, которые своей работой достигали сущностного наслаждения. «...этой ночью...» — по окончании последнего изгнания — «...все мы едим облокотившись» — все евреи достигнут сущностного наслаждения.
Примечания:
Испытания и невзгоды изгнания очищают нас от духовной нечистоты и готовят нас к будущему Освобождению. Медленно — иногда мучительно — мы избавляемся от нашего эгоцентризма, духовного аналога квасной пищи. В эпоху Освобождения этот процесс завершится: воссияет истинный свет каждой еврейской души, каждый человек проявит уникальное намерение, ради которого его душа была создана. И в ответ на выполнение этой эпической задачи мир озарится радостью своего Создателя.
Это не просто обещание далекого будущего, поскольку наши мудрецы учат: «В Нисане [наши предки] были освобождены, и в Нисане мы будем освобождены». В ночь на Песах у нас появляется еще больше возможностей реализовать это обещание.
גם בשמחה ובצהלה. שלום עליכם, אשת חיל, מזמור לדוד, דא היא סעודתא, ויתן לך - אומרים - בלחש. פעם פירש אאמו"ר [הרש"ב] : מה נשתנה הלילה - גלות שנמשל ללילה - הזה - האחרון - מכל הלילות - גלויות שקדמוהו. שבכל הלילות אין אנו מטבילין - לשון מרוק, נקיון וטהרה - אפילו פעם אחת - לא נגמר המירוק בהם, כי הרי היה אחריהם עוד גלות- הלילה הזה שתי פעמים - מירוק גוף וגילוי הנפש. שבכל הלילות אנו אוכלין חמץ או מצה - היינו כי גם אחר הגלות, העבודה היא מצד נפש האלוקית, מצה ביטול, ומצד נפש הבהמית, חמץ ישות. - הלילה הזה - אחר גלות האחרון - כולו מצה - שיועבר רוח הטומאה. שבכל הלילות אנו אוכלין שאר ירקות - [ על פי מאמר רז"ל"] "כל המקנא פניו מוריקות" ובכל הגלויות הרבה בחי' בקנאה: קנאת סופרים והדומה - הלילה הזה - אחר גלות האחרון - כולו מרור - קנאה היותר גדולה, ע"ד מרז"ל "כל צדיק נכוה מחופתו של חבירו". שבכל הלילות אנו אוכלין בין יושבין בין מסובין - כל הגילויים שעל ידי הגלויות - 'אוכלין' - בחי' התענוג, ויש התפשטות התענוג ותענוג העצמי ויש מי שמגיע בעבודתו להתפשטות התענוג ויש לתענוג העצמי - הלילה הזה - אחר גלות האחרון - כולנו מוסבין - שכל ישראל יגיעו לבחי' תענוג העצמי.