Псалмы Давида (Теилим)

Время чтения Теилим — сразу после утренней молитвы и до захода солнца. Если вы по какой-то причине не успели прочитать в это время, то можно восполнить чтение в тот же день после полуночи.

В дни, когда не говорят Таханун, после молитвы произносят 20-ю главу:

Псалом №20 (כ)

(1) Руководителю [музыкантов]. Песнь Давида. (2) Да ответит тебе Б-г в день бедствия, да укрепит тебя имя Всесильного [Б-га] Яакова. (3) Да пошлет Он тебе помощь из святилища и с Сиона да поддержит тебя. (4) Вспомнит Он все приношения твои, всесожжение твое обратит в пепел вовек1. (5) Он даст тебе по [желанию] сердца твоего, весь твой замысел исполнит. (6) Мы будем ликовать о спасении Твоем, именем Всесильного нашего поднимем наши знамена. Да исполнит Б-г все прошения твои. (7) Ныне познал я, что Б-г спас помазанника Своего. Он отвечает ему с небес святых Своих могуществом спасающей десницы Своей. (8) Одни на колесницы [свои] полагаются, другие — на коней, мы же имя Б-га, Всесильного нашего, упоминаем. (9) Они склонились и упали, мы же встали и поднялись (10) Б-г, спаси! Владыка, да ответит нам в тот день, когда мы будем взывать.

1 Оно будет принято всегда (Мецудат Давид).

Каждый день принято читать главу, порядковый номер которой соответствует возрасту Любавичского Ребе ШЛИТА Короля Мошиаха:

Псалом №117.

(1) Славьте Б-га, все народы, хвалите Его, все племена! (2) Ибо велико милосердие Его к нам, истина Б-га навеки. Славьте Б-га!

Чтение Псалмов на сегодня:

Псалом №72.

(1) О Шломо. Всесильный! Твое правосудие дай царю, справедливость Твою — сыну царя, (2) чтобы судил он по правде народ Твой, бедных Твоих — по правосудию. (3) Горы принесут мир народу, а холмы — справедливость. (4) Он будет вершить правосудие бедных народа, будет спасать сынов нищего, а притеснителя низложит. (5) Будут благоговеть пред Тобою, доколе пребудут солнце и луна, в роды родов. (6) Сойдет, словно дождь на скошенный луг, словно капли, орошающие землю. (7) В дни его процветет праведник, будет обилие мира, доколе не пройдет луна. (8) Он будет владычествовать от моря до моря, от реки до окраин земли. (9) Пред ним преклонятся [прибывающие на] кораблях, враги его лизать будут прах. (10) Цари Таршиша и островов преподносить будут дань, цари Швы и Свы дары поднесут. (11) Поклонятся ему все цари, все народы будут служить ему. (12) Ибо он избавит нищего, который вопиет, угнетенного, у которого нет помощника. (13) Пожалеет он убогого и нищего, души нищих спасать будет. (14) От коварства и насилия избавит души их, кровь их будет драгоценна в глазах его. (15) Он будет благоденствовать. Он даст ему от золота Швы и будет молиться о нем постоянно, весь день благословлять его будет. (16) Будет изобилие хлеба на земле, на вершинах гор плоды его будут колыхаться, как [деревья] на Ливане, и в городах будут умножаться, как трава на земле. (17) Его имя пребудет вовек, доколе пребудет солнце, будет править имя его. Благословляться будут в нем, все народы будут славить его (18) Благословен Б-г Всесильный, Всесильный Израиля, творящий чудеса один, (19) и благословенно имя славы Его вовек, и наполнится славой Его вся земля. Амен и амен. (20) Закончены молитвы Давида, сына Йишая.

Псалом №73.

(1) Песнь Асафа. Воистину, добр Всесильный к Израилю1, к тем, у кого чистое сердце! (2) А я — едва не подкосились ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои. (3) Ибо я завидовал безумцам, видя благоденствие злодеев. (4) Ибо нет им страданий при смерти их, крепки они, как дворец. (5) В трудах человеческих их нет, с [прочими] людьми ударам не подвергаются. (6) Оттого гордость, подобно ожерелью, обвивает их, коварство, как наряд, одевает их. (7) Выпучены от жира глаза их, превзошли они страсти сердца. (8) Глумятся, говорят со злостью о притеснении, свысока разговаривают. (9) Обращают они против небес уста свои, а язык их гуляет по земле. (10) Потому туда же обращается народ Его, полную [чашу отравленной] воды они выжмут себе. (11) Говорят: «Как знает Всесильный? И есть ли знание у Всевышнего?». (12) Вот, эти злодеи и благоденствующие мира сего умножают богатство. (13) Так не напрасно ли я очищал сердце мое и руки мои омывал в чистоте?2. (14) Я бывал поражаем всякий день, страдал по утрам. (15) Если бы я сказал: расскажу, как есть — то вот, поколение сынов Твоих сделал бы изменниками3. (16) И думал я, как бы мне уяснить это, но несправедливостью оно [казалось] в глазах моих. (17) Доколе не вошел я в святилища Б-га, не понял я последствия их4. (18) Только на скользких путях поставил Ты их, [чтобы] низвергнуть их в пропасть. (19) Как пришли они в разорение мгновенно, исчезли, погибли от ужасов! (20) Как сон по пробуждении, так Ты, Г-сподь, в городе их образ опорочишь5. (21) Ибо наполнилось горечью сердце мое, и почки мои терзались. (22) Невеждою я был и не понял; как скот я был пред Тобою6. (23) Но я всегда был с Тобою: Ты держал меня за правую руку7. (24) Ты направишь меня советом Твоим и потом примешь меня во славу. (25) Кто мне на небе? А с Тобою ничего не хочу я на земле. (26) Изнемогает плоть моя и сердце мое; Всесильный — твердыня сердца моего и часть моя вовек. (27) Ибо вот, удаляющие себя от Тебя исчезнут. Ты истребляешь всякого отступающего от Тебя. (28) А мне приятна близость ко Всесильному, на Г-спода Б-га возложил я упование мое, чтобы возвещать все дела Твои.

1 Говоря далее о невзгодах, которые постигают праведников, и о земном благополучии, в котором живут нечестивцы в этом мире, составитель песни отмечает, что в действительности «Всесильный добр к Израилю, к тем, у кого чистое сердце» (Мецудат Давид, Раши).
2 Стремился к тому, чтобы помыслы сердца были чистыми, а руки — чисты от злодеяний (Мецудат Давид).
3 Если бы я рассказал все, как есть, то у молодого поколения, которое является «Твоими сынами», т. е. верующими людьми, возникли бы сомнения, и они стали бы изменниками (Мецудат Давид).
4 Последствие злодеев, которое не к добру (Мецудат Давид).
5 Подобно сновидению, которое исчезает по пробуждении, так и они исчезнут мгновенно. В городе, где они уважаемы вследствие своего состояния, на виду у всех, Ты образ их опорочишь (Мецудат Давид). Согласно другому толкованию, слово «баир» («в городе») следует понимать, как «бе аир» («когда пробудятся»): «Как сон по пробуждении, так Г-сподь, когда пробудятся, их образ будет опорочен». Речь идет о грядущем времени, когда воскреснут мертвые, как написано: «И многие из спящих в прахе земном пробудятся, одни — на жизнь вечную, а другие — на бесчестье и вечный позор» (Даниэль, 12:2) (Радак).
6 «Не разумел этой тайны, почему путь злодеев успешен?» (Радак).
7 «И, тем не менее, я всегда оставался верен Тебе: Ты словно вел меня за правую руку» (Радак).

Псалом №74.

(1) Благоразумное [наставление] Асафа. Почему, Всесильный, оставил Ты нас навсегда? [Почему] возгорелся гнев Твой на овец паствы Твоей? (2) Вспомни общину Твою, [которую] Ты приобрел издревле, искупил колено наследия Твоего, — эту гору Сион, на которой Ты обитаешь. (3) Подвигни стопы Твои за развалины вечные — за все злодеяния врага в святилище. (4) Рычали враги Твои посреди собраний Твоих1, поставили знамения свои знамениями2. (5) Известно было, что заносящий топор на сплетшиеся ветви дерева словно приносит Всевышнему [приношение]3 (6) Теперь же всю резьбу в нем вмиг разбили молотами и топорами. (7) Предали огню святилище Твое, до земли [низринув], осквернили обитель имени Твоего. (8) Сказали они: «Уничтожим их всех вместе», сожгли все места собраний Всесильного в стране4. (9) Знамений наших мы не видим, нет больше пророка, и нет с нами того, кто знал бы, доколе [это будет продолжаться]5. (10) Доколе, Всесильный, враг будет поносить? Вечно ли будет хулить противник имя Твое? (11) Зачем Ты отводишь руку Твою, десницу Твою? Извлеки [ее] из недр Твоих! (12) Ибо Б-г — Король мой издавна, сотворит чудеса в мире. (13) Ты силою Своею море раскрошил, Ты головы крокодилов6 сокрушил о воду. (14) Ты размозжил головы левиафана, отдал его в пищу народу пустыни7. (15) Ты иссек источник и поток, Ты иссушил сильные реки8. (16) День Твой и ночь Твоя: Ты уготовил светило и солнце. (17) Ты установил все пределы земли, лето и зиму Ты образовал. (18) Вспомни же: враг поносит Б-га, народ подлый хулит имя Твое. (19) Не предавай зверям душу голубицы Твоей, собрания бедных Твоих не забывай вовек. (20) Взгляни на союз Твой, ибо наполнились все мрачные места земли жилищами насилия. (21) Да не возвратится угнетенный посрамленным, бедный и нищий да восхвалят имя Твое. (22) Восстань, Всесильный, защити дело Твое, вспомни ежедневное поношение Твое от подлеца. (23) Не забудь голоса врагов Твоих; вопль восстающих против Тебя непрестанно поднимается.

1 Посреди собраний Твоих — посреди Храма, где собирается весь Израиль и еще присутствует Сам Всевышний (Мецудат Давид).
2 Навуходоносор, прежде чем завоевать Иерусалим, обращался к магическим знакам, которые обещали ему победу. Когда Иерусалим был захвачен, он утверждал, что его знамения были истинными (Мецудат Давид).
3 Все, кто принес топор, чтобы рубить «сплетшиеся ветви» ливанского кедра для строительства Храма, считали это приношением Всевышнему. Теперь же все искусство резьбы на стенах разрушено топорами (Мецудат Давид).
4 Желая уничтожить Израиль, они сначала уничтожали святилище Б-га. Так поступали все: филистимляне разрушили Шило, Санхерив — Первый Храм, а римляне разрушили Второй Храм (Раши). «Все места собраний Всесильного» — все синагоги, где собираются для молитвы или изучения Торы (Мецудат Давид).
5 «В дни пребывания в галуте (изгнания из Святой земли) мы не имеем пророка, нет знамений приближающегося избавления, и никто из нас не знает, как долго продлится галут» (Мецудат Давид, Раши).
6 Крокодилы — египтяне: «Фараон, царь Египта, большой крокодил, возлежащий в реке своей...» (Йехезкель, 29:3) (Мецудат Цийон).
7 Левиафан — морское чудовище — фараон. Его «головы» — его военачальники. «Отдал его в пищу народу пустыни» — Ты отдал их богатство народу Израиля, шедшему по пустыне (Мецудат Давид).
8 Ты иссек израильтянам родник в пустыне, Ты же высушил воды Иордана, когда они должны были перейти через него (Мецудат Давид).

Псалом №75.

(1) Руководителю [музыкантов]. Не погуби!1. Песнь Асафа. (2) Благодарим Тебя, Всесильный, благодарим, близко [нам] имя Твое: [нам] возвестили чудеса Твои. (3) «Когда изберу время, Я произведу суд по справедливости. (4) Таяла земля и все обитающие на ней, но Я утвердил столпы ее, вовек». (5) Говорю распутникам: «Не распутствуйте!» и злодеям: «Не тщеславьтесь! (6) Не тщеславьтесь непомерно, [не говорите] жестоковыйно, (7) ибо не от востока, и не от запада, и не от пустыни возвышение. (8) Но Всесильный есть Судья: одного унижает, а другого возносит. (9) Ибо чаша в руке Б-га, вино крепкое в ней, полное приправ. Он наливает из нее. Только дрожжи ее будут выжимать [и] пить все злодеи земли». (10) А я вовек буду возвещать [о славе Твоей], воспевать Всесильного [Б-га] Яакова. (11) Всю гордыню злодеев срублю, [а] праведника возвеличу.

1 В этой песни выражается молитва Всевышнему с просьбой не допустить уничтожения Израиля, когда он пребывает в изгнании (Мецудат Давид).

Псалом №76.

(1) Руководителю [музыкантов]. На негинот, песнь Асафа. (2) [Будет] известен в Иудее Всесильный, велико [будет] в Израиле имя Его: (3) будет в Шалеме1 шалаш Его, обитель Его — на Сионе. (4) Там сокрушит Он молниеносные стрелы лука, щит, и меч, и войну, вовек. (5) Ты светел, могущественнее хищных гор. (6) Ошалели храбрые сердцем, уснули сном своим, и не нашли все военные мужи рук своих. (7) От окрика Твоего, о Всесильный [Б-г] Яакова, заснули колесницы и кони2. (8) Ты — грозен Ты, Кто устоит пред Тобою в мгновения гнева Твоего? (9) С неба Ты суд возвестил; земля убоялась и утихла, (10) когда восстал на суд Всесильный, чтобы спасти всех смиренных земли. (11) Ибо гнев человеческий обратится в благодарение Тебе, [а] остаток гнева Ты укротишь3. (12) Делайте и воздавайте обеты Б-гу, Всесильному вашему; все вокруг принесут дары грозному [Б-гу]: (13) Он укрощает дух князей, Он грозен для царей земли.

1 Шалем — древнее название Иерусалима: «Малки-Цедек, царь Шалема» (Брейшит, 14:18) (Мецудат Давид). Шалем — от шалом («мир») или от шалем («цельный», «совершенный») (Ибн Эзра)
2 Войско Санхерива, осадившего Иерусалим, было поражено спячкой, так что они не могли воевать (Мецудат Давид).
3 Гнев злодеев обращается в благодарение Тебе: когда Ты наказываешь злодеев, то люди Тебя благодарят, и в ответ на это Ты укрощаешь остальные их страсти (Мецудат Давид).

Каждый день принято читать главу, порядковый номер которой соответствует вашему возрасту. Например, тот, кому исполнилось 24 года, читает главу 25-ю.

Выбор главы Псалмов по номеру (введите цифру от 1 до 150):

Выбор нескольких глав Псалмов по номерам
(введите соответствующие цифры от 1 до 150 через дефис):

Используется перевод изд. ШАМИР