5. Зарыть талант в землю

04.12.2018 | 151 | (0)
5. Зарыть талант в землю
5. Зарыть талант в землю

Итак мы продолжаем заниматься Единством Творца. Как упоминалось в 4-ой главе, в основе Единства стоит неделимость Творца и полное отсутствие возможности дать Ему определение. Всевышний, упаси Б-г, не собран из деталей или понятий.

Высказывать такую гипотезу будет богохульство. Но тогда возникает тяжёлый вопрос. Как по мнению святого Баал-Шем-Това возможно творение Словом Б-га? Ведь это метафора на облечение Творца в каждую точку пространства и времени! Песчинка есть не только потому, что Б-г пожелал чтоб так было, где всемогущий Творец просто генерирует её из пустоты и придаёт самостоятельное существование само по себе где-то оторвано от Него. Отнюдь.

Творение ежесекундно поддерживается путём дивного «вливания» Творца в него, что означает абсолютное сближение Божественного и материального.

Получается, мир не просто есть. И существование любой вещи и её содержание это определённые Божественные узоры. Всевышний, образно говоря, вложил Себя сюда. (Но, не прибегая, не дай Б-г, к «манёвру» воплощения. Другими словами. Б-г не превратился в небо и землю, но и у последних тоже нет ничего своего, кроме Божественного Света).

Такой «революционный» подход крайне осложнил понимание Единства и вызвал дискомфорт в голове.

Повторим. Любой нормальный человек в состоянии принять факт о всесильности Творца, и, конечно, о способности создать мир. Но сказать, что творение построено на отражении Б-га в каждом миллиметре, и, тем не менее, Он абсолютно не поддаётся описанию и неделим — это редкостная попытка покалечить интеллект.

Вот это наша предметная область в квадратных скобках, открывающихся в 4 главе. Облицовка.

Ситуация обострилась, когда выяснялись уникальные способности сосудов «окромлять» Божественный свет. Сосуды придают очертания Творящей Силе. Так простота там или конфигурация?! Неделимость или как?!

В кабалистической книге «Пардес» («Гранатовый сад») приводится, вроде бы, незатейливый пример на взаимодействие Божественного света и сосудов.

Вот этот пример в красках.

Представим себе граненный стаканчик зелёного цвета с водой. Что видит обозник смотря на воду сверху вниз? Зелёную жидкость. Но на самом деле в стакане чистая колодезная вода и лишь, цветное стекло придаёт красочный оттенок содержимому стакана.

Это пример на мироздание.

Всевышний (в метафоре «вода») прост и неделим, а из за сосудов («стаканчики») появляется многообразие творений.

Ну, конечно, найдётся клоун и скажет, что, как зелёный стаканчик создаёт лишь видимость изменения цвета воды, так и сосуды занимаются надувательством и, на самом деле, всё фикция, есть только Б-г и никаких прочих излишков.

Это «гениальный» способ убить двух зайцев. 1. Оправдать слова Торы: «Нет ничего, кроме Него». 2. Но, при этом, и весьма упразднить всем известное: «В начале Б-г создал небо и землю». Проблема только, что второй заяц не менее дорог Творцу, чем первый.

Проще всего провозгласить, что ничего нет. Нет трудностей, нет смысла, нет нас с вами. И, хотя, в подобной гипотезе есть свои плюсы, это против воли Творца, запечатляющего факт творения в Пятикнижии.

(Можно закрепить такое понимание реальности изучая труд Ребе на последний день праздники Песах 5727 года. Раздел 4,5).

Подчеркнем ещё раз, что на первый взгляд может показаться, что «Пардес» описывает банальную ситуацию — разлив жидкости в разноцветную тару. Выставка. Мнение обывателей. Так в чём же неординарность примера с водой в стакане?

Вода и стала и не стала зелёной единовременно. Оставаясь чистой и прозрачной сама по себе, она же и настраивается изобиловать зеленую волну. Цветной стаканчик ввёл воду в определённую роль — выставлять себя наблюдателю в том или ином цвете, а не просто изменил восприятие человека.

Ещё раз. Внятно. Зелёный цвет воды это не «мошенничество» стаканчика! Неужели для такого понимания нужны умные книги по каббале?!

РАМАК поведал нам, что восприятие воды, как зелёной, стало возможным именно потому, что стаканчик реально преобразовал свойства своего содержимого, а не всего лишь исказил истинное положение вещей и сделал представление для публики. Ведь, наблюдая со стороны, могут быть разные гипотезы почему содержимое видится зелёным. Сама вода зелёная. Таково стекло стаканчика, но вода прозрачна, как роса.

В нашем же случае все намного серьёзнее. Вода и сохраняет своё целомудрие и

начинает вести себя по-новому (с целью повлиять на окружающих)!

Давайте попробуем опуститься в наш мир, чтобы лучше понять насколько глубока идея РАМАКа на примере живой природы.

Люди в состоянии гнева не способны мило улыбаться. Они охвачены яростью и теряют свою сущность. Да, пройдёт время, и человек удивится и не поверит, что способен так себя вести. У каждого свои слабости. Либо не произойдёт потери сущности, но и ярость будет наиграна, хоть и профессионально. Все мы немного играем на сцене…

Всевышний, напротив, облекаясь в сосуды, остаётся прост и неделим, хотя и принимает облик того, или иного СОСУДА для будущего влияния. Выступая в роли щедрого, могучего и т.д., Творец не утрачивает свою истинную сущность и чистую простоту.

Вообще то, роль, это не подходящее слово. Творец не играет в театр. В заслугу сосудов Он действительно начинает иметь «склонности». Но, говоря языком хасидского учения, эти склонности не имеют сущностного характера. Б-г не усвоил их (от слова «свой»), а приобрёл исключительно с целью влиться в творение. (См. Цемах-Цедек «Подтверждение Б-жественного», стр. 54). Нильс Бор: «Кто не шокирован от квантовой теории, он ее не понял».

Вот этот резкий переход в «черты характера» книга «Тания» называет «цимцум» в аспекте фигурация.

(В скобках можно добавить, что есть разного вида «цимцумы» и сложно найти одно ёмкое слово, полностью охватывающее все идеи «потеснения» и «рассеивания» Божественного Света. Например, первым «цимцумом» была редукция — свёртывание, а не фигурация)

В принципе на этом заканчивается обычное понимание слов РАМАКа в труде «Гранатовый Сад».

Но Алтер Ребе открывает новую глубину в примере с водой в зелёном стакане.

Сосуды не ограничились фигурацией света придать ему окраску с целью обеспечить

многочисленность и многогранность будущих созданий. Сосуды, так же, наделили Имя АВАЕ, СВЕТ, свойством (как бы) обездолить от Себя сотворяемый Самим же Светом объект и, давая ему суверенитет.

Это звучит мутно, нет сомнения. Ведь в третьей главе «Врат» мы поняли, что это немыслимо предполагать бытие объекта без оживляющей в нем Силы!

Но именно в этом великая сенсация строгости. У любой вещи нет ничего, кроме Творящей Силы, отсутствие которой означает тотальное обнуление творения. А строгость способствует (фактически) исчезновению Силы из этой вещи, и, тем не менее она продолжает создаваться. По-русски это можно назвать полной чертовщиной.

В четвёртой главе подчёркивалось, что влияние сосудов не является пагубным (скрыть Творца после создания мира), а, наоборот — созидательным конструктивным (свет АВАЕ творит мир подвергнувшись фигурации и скрытию).

Сосуды это не декорация, не просто шторки «прикрывающие» от нас Всевышнего. Именем Элоким Творец опустошает от Б-жественности окружающий наш мир, делая из него духовную дыру.

[Тут, по совету друзей, мы оговорим одну вещь. В «Тании» говорится, что Имя Элоким воздействует на Имя АВАЕ так, что (1) АВАЕ «начинает подстраиваться» под различные творения и (2) отторгает Себя из творения. Но последние Алтер Ребе называет скрытием, а не «пропажей» и утерей Творца. Как же так? Ведь мы подробно разобрали, что сосуды не просто «портят» программу, а конструктивно влияют на мироздание, исходящее из света АВАЕ! Следует однако сказать, что речь идет о таком мощном и уникальном скрытии, что по своей идее оно приравнивается отторжению света из предмета творения. Посему с целью облегчить понимание «Тании» мы будем использовать идею ухода и отторжения Б-га от творения.]

Можно подытожить и сказать, что «Тания» доступно поведала нам о двух сенсациях.

Строгость «помогла» Всевышнему «подстроиться» под ограниченные творения «влиться в них», а не просто, как тормоз, приглушила мощность влияния света АВАЕ.

Хотя подобный хоть вещей законно предполагает «дробление» Всевышнего, происходит неслыханное событие. Наряду с распадом Творец по-прежнему остается неделим. И настоящая детализация и абсолютная целостность.

Пятая глава. Если кому-то показалось всё вышесказанное сложным и невозможным, то есть простой аргумент в пользу сенсации «Тании».

Сказали еврейские мудрецы, что сначала Б-г задумал создать мир судом. Но, увидев, что мир не продержится (будучи нерентабельным), пожалел творение и дал ему в сопутствие праведников и знамения, заложенные в Торе. Всевышний прибавил к акту творения ещё одну из Своих Сил. Если бы не последнее, то Творящая Сила была бы обречена на «пожизненное заключение». Она бы навсегда «утонула» в творении, оставив его абсолютно бездарным и бессмысленным. Ну какой резон держать пень с кольцами, напрочь засланяющий Б-га? (см. подробне труды Ребе МААРАШа «Торат Шмуэль» 5623 г., стр. 436). Более того. Мир бы вообще рухнул замертво. «Если бы не Мой завет денно и ночно, не приложил бы Я природу неба и земли». А как бы мы соблюдали Тору, если бы гайки были закручены до конца? Ни чуда ни разу, ни осознавания Провидения. И так тысячи лет подряд? (См. «Леках и Либув» на это место в «Тании»).

Однако продолжим.

Если бы было сказано, что Б-г задумал создать мир и потом начать вершить суд над людьми, или,например, строго править миром после того, как он был создан и т.д., не было бы вопросов. Но ведь мудрецы сказали чётко: «создать мир судом», т. е. поставить функцию строгости в основе технологического процесса творения.

Выходит курьёз. Предположим, что функция строгости (суда) это оказать исключительно губительное воздействие на сотворяемый предмет — жёстко скрыть в нём Источник творения. Тогда, как же такая разрушительная сила может считаться созидательной?

Легче поувлекаться и представить себе, что спортивная машина с отборными тормозами, но без двигателя, первая достигла финиша. Разумно ли сказать, что плотина (Имя Элоким), а не бурные воды (Имя АВАЕ), сгенерирует электричество? На самом же деле всё просто и бесхитростно.

В первой главе «Врат Единства и Веры» Алтер Ребе сразу сказал, что мир создаётся Буквами. Это метафора на творящую Божественную Силу. Однако в четвёртой главе вдруг оказалось, что «сосуды — это те самые буквы».

Так Б-г или сосуды!?

Ответ не ординарный и требует осмысления с применением хорошей дозы веры, когда будет туго. А будет. Каждый ребёнок, ещё не открывший первую главу «Врат», знает, что творить может только Всевышний. И если кому-то сказать, мир создали некие сосуды, то реакция будет не адекватная. Посему, конечно же, не сам сосуд строгости генерирует вселенную. Великий Творец, войдя в роль строгого, задумал создать мир и полноценно обездолить от Себя творение.

Вот про это и сказано, что Всевышний пожалел мир, который, изначально бы, «не протянул». Как же Б-г нас помиловал?

Создавая чёрствый и опустошённый от святости мир, Творец наделил его даром принимать «форму» Источника. Мир, гениально нарисованный лгать, иногда может быть откровенен.

Нашим привычным языком. Луч, находясь вне солнца, будет притерпевать и свою «деградацию» ( т. е. становление личности, карьерный рост) и предельно размытое состояние внутри солнца единовременно.

Это сенсационно новое и глубокое понимание тайны творения. Благодаря радикально жесткому подходу Творца к мирозданию, мы есть.Вселенная получила право на вялотекущее существование вплоть до полной потери позывных. Тем более, что Верхи и низы никак не могут быть вместе открыто.

Сейчас же Алтер Ребе рассказал нам об безмерной жалости Всевышнего. Это особое вмешательство в аппарат создания мира, в силу которого станет возможным обоюдное существование и созданного объекта и Творца, Б-г не будет Себя скрывать, что по всем правилам ЕШ миАЙН просто невозможно.

Если бы Б-г не пожалел свое «дитя», миру было бы чуждо понятие чуда просто «по понятиям». Природа, наука, морг. Либо пришлось бы менять дозировку и ломать чудесами законы образования вселенной, что, вовсе не проблема Творцу, но зачем тогда было их устанавливать?!

Но на самом деле вселенная от роду приспособлена принять раскрытие Всевышнего выше аспекта Творящих букв, благодаря взаимодействию нескольких Божественных сил, участвующих в процессе творения. Языком кабалы, щедрость (АВАЕ) украшенная строгостью (Элоким), даёт многообразие и независимость созданий. Можно сказать, что это и есть взвешенный подход к творению, порождающий природный порядок вещей. Всё логично и закономерно.

Однако, благодаря, подключенной к процессу мироздания ещё одной координаты, беспомощная и обездоленная от Б-га вселенная будет обладать Божественным даром по определению.

Без жалости, мир (сам по себе) остался бы убожеством, негодным ни на что приличное. Посему и не было смысла держать при Себе подобную тварь (конечно в хорошем смысле слова — «творить»). Б-г помилосердствовал и одарил мир возможностью блеснуть (своим врожденным) талантом.

Бывает чудо не потому, что Творец «нарушил» законы мироздания, а в силу встроенной приспособленности мира это чудо вмещать.

Простым и понятным языком. Банальная вещь, не требующая доказательств — мир строго подчиняется законам природы. Каждый октябрёнок знает утром засветит солнце, а ночью завопит кот.

Понятно, что Всевышний всегда может показаться во всей своей красе, вмешаться и «навести порядок». Порвать море, нарядить евреев в облака и побаловать маном. Уже тысячи лет еврей работает над собой прийти к ощущению, что вероятность чуда вовсе не меньше, чем вероятность восхода солнца.

Но какой ценой происходят подобные чудеса? Ценой нарушения природного попядка вещей, который тоже дорог Творцу. Однако, пятая глава «Врат» призывает еврея смотреть на реальность с новой точки зрения: Надо чудо? Пожалуйста, есть обыкновенное!

Подытожим. Жалость внедрила в творение возможность реабилитировать Свет АВАЕ.

Мир не только путешествует по свету с багажом чудес, он сам во всех своих деталях и есть натуральное чудо. Прийти к полноценному ощущению, что все это так возможно с помощью праведников и знамений в Торе.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter