Рав Шимон Вайцендлер: «Три вида разума»

Рав Шимон Вайцендлер Сокращенный перевод: Шолем Лугов
27.02.2019 | 676 | (0)

Скачать | Размер файла: 70M | Длительность: 1:12:00

Рав Шимон Вайцендлер: «Три вида разума»
Рав Шимон Вайцендлер: «Три вида разума»

Мителер Ребе объясняет, что есть три вида разума: «сехель тиви» (естественный разум), «сехель эноши» (человеческий разум) и «сехель Элоки» (Божественный разум).

I. «Сехель тиви» — это естественный разум.

Он является ограниченным. Все определяется по ощущениям: если я что-то вижу, то это так и есть. Но о том, чего я не вижу, я не знаю. Это уровень комментария РАШИ для 5-летнего ребенка.

II. «Сехель эноши» — человеческий разум.

Он использует цепочку причинно-следственных связей. В таком случае человек может сказать, что если он не видит чего-то, то этого просто нет. С помощью комбинации этих двух видов разума учат Талмуд, используя при этом логику и экстраполяцию.

Когда такой человек видит или слышит что-то, он использует свой разум для того, чтобы сделать вывод об увиденном или услышанном.

Что скажет такой человек о встрече Буша и Ельцина в 1992 году (в Нью-Йорке, а не в столице), о которой Ребе сказал, что это начало исполнения пророчества? В соответствии со своим разумом он уверен, что это только политика — как писали тогда в газетах. Он не может увидеть здесь ничего сверх этого. Для него это все в прошлом. История...

То же самое в отношении войны в Персидском заливе. Для такого человека эти события связаны с бизнесом и нефтью, а слова про раскрытие Мошиаха это просто так, нечто второстепенное.

Что скажет такой человек о Мошиахе, когда он видит, что Мошиах задерживается? Даже не сегодня, а в 1991 году… Что знает естественный разум и человеческий разум об этом? «Всегда говорили, что он придет, но не пришел». Чем больше проходит времени, тем больше происходит укрепление человеческого разума. Ведь согласно разуму, если какое-то событие не наступает сразу, а задерживается раз за разом, то это признак того, что оно не произойдет. Если человек напрасно ждет автобус в два часа ночи, то это значит, что до утра его не будет.

Это отражено и в законе: в том случае, когда муж уехал в дальние страны и от него нет никаких известий, раввины разрешают его жену для повторного брака на основании человеческого разума. И это будет по Торе!

И Ребе говорит, что это мешает еврею верить в приход Мошиаха, так как на основании его разума он делает вывод, что этого не произойдет, не дай Б-г…

Рассмотрим еще один пример, связанный со словами Ребе о достоинстве евреев, но теперь с точки зрения естественного разума. Какой-то человек сказал логичную на первый взгляд вещь, что большинство евреев в нашем поколении не соблюдают заповеди Торы. И вдруг мы слышим от Ребе слова, что закончилась работа в изгнании, все раскаялись… Где же это? Почему мы этого не видим?

Вообще, как это можно говорить о будущем — ведь это противоречит всем логическим выкладкам. Так как человеческий разум не в состоянии справится с тем, о чем он не имеет понятия на опыте.

В книге «Кузари» сказано, что разум нужно развивать самому, не цитируя кого-то. Как же? С помощью…

III. «Сехель Элоки» — Божественный разум.

Это как разница между слухом и зрением. Это раскрытие глаз. Но… Я же не вижу. Это можно сделать с помощью «Двар Малхут»…

Есть восемь правил Божественного разума (мы живем этим с 5751 года до настоящего времени):

1) В книге «Торат Шолом» 5669 стр. 122-126 (Симхат Тора) Ребе РАШАБ говорит о Божественном разуме. (В переводе на иврит есть ошибка — не «аскала шель элокут», а «сехель элоки»).

Божественный разум обладает истинностью. Ребенок, стоящий возле своего отца, знает на 100%, что это его отец. И он не может принять объяснения — они ничего не добавят. Он не использует «технику разума». Все отрицательные вещи из разума отходят на второй план. Этого уровня можно достигнуть с служения Всевышнему.

2) У Божественного разума есть ограничение.

3) Знание через отрицание. Новая логика 5751 года. Так как все уже закончили, то должно быть… См. беседы «Экев» 5751 г. и Пурим 5747 г. Так как прошло столько времени после воззвания Ребе РАЯЦа, то мы вынуждены сказать, что это перешло к народу.

Гду тут логика? Человеческий разум считает, что этого не будет… что это духовно…

4) Основа Божественного разума. Не чувства определяют истину, а истина чувства.

См. беседу 12 Тамуза 5719 г.

Есть пример семьи, которая заключена в яме. Если вести себя только по чувствам — это страшная ошибка. Все знают истину и нужно ее перевести для разума. Нужно перевести истину на язык человеческого разума с использованием естественного разума. Но это не источник. Все согласно Божественной логике. Откуда мы знаем, что есть мир? Потому что написано: «В начале сотворения Всесильным неба и земли»…

Поэтому по правде — все уже раскаялись… «…ибо Б-г — всеведущий Г-сподь…».

5) Божественный разум привлекается в простой смысл Торы.

Беседа Шавуот 5693 г. (том 5). Ребе РАЯЦ: простой смысл. Нужно взять разум и чувства — и это будет простой смысл. Чувства — это факт. Комментирование чувств это ложь. Как РАМБАМ пишет в «Послании о пробуждении мертвых», что есть вещи, которые такие и есть, без объяснений.

Есть рассказ о брошенной мужем женщине, которая получила благословение от Цемах-Цедека. И такой же рассказ о другом праведнике... Один рассказ выдумали? Нет! Так как есть вещи, которые могли быть в разных местах. А почему нет? Это разум ребенка.

6) Что выше: свет или сосуд? Все зависит от того, с какой стороны смотреть. Бесконечность вместе с границами разума.

7) Традиция. Ребе сказал…

Сказал Кузари: «Я вижу, что мне нужно спросить евреев, так как они являются остатками сынов Израиля. Потому что вижу я, что они — это доказательство того, что есть у Б-га закон на земле». И тогда он пригласил мудреца из еврейских мудрецов и спросил о его вере. И тот сказал ему: «Я верю в Б-га Авраама, Ицхака и Исраэля, Который вывел сынов Израиля из Египта со знамениями и чудесами, давал им пропитание в пустыне…». Сказал Кузари: «Не лучше ли было, если бы ты, еврей, сказал, что ты веришь в Творца мира, обустраивающего его и руководящего им, и в Того, Кто создал тебя и дает тебе пропитание?» Сказал мудрец: «То, что ты говоришь, — это религия, являющаяся плодом умозаключения. К ней приходят путем размышлений, но относительно ее могут быть большие сомнения».

Обручение: ты посвящена мне по закону Моше…

Нельзя рассказывать об Освобождении не упомянув Ребе…

8) 28 Нисана — все основано на числах и намеках. Мителер Ребе говорит, что Божественный разум облекается в намек.

Вывод. Ребе берет Божественный разум и построил их него логику для человеческого разума. Если Мошиах до сих пор не пришел, то он просто обязан сейчас прийти. Раз мы закончили всю работу, то он должен прийти. Здесь есть какая-то логика, но это не логика человеческого разума, который бы сделал противоположный вывод, а логика Божественного разума в рамках человеческого разума.

Поддержите сайт www.moshiach.ru