Отличительные черты хасидизма

Перевод: А. Брусиловская Источник: книга «Мошиах сейчас», том 2, стр. 19-24
12.08.2004 | 12043 | (22)
 Отличительные черты хасидизма
Рав Леви-Ицхак Гинзбург 

Для того чтобы попытаться понять главную идею хасидизма, раскрывшуюся посредством деятельности рабби Исраэля Баал-Шем-Това, необходимо сначала обратить внимание на несколько особенностей, характеризующих разницу между подходом хасидизма и подходами нехасидских направлений в иудаизме.

На первый взгляд может показаться, что между ними нет никакой связи, но если присмотреться и вдуматься, то можно увидеть, что эти особенности составляющие главной идеи, и из них складывается цельная картина.

1. Любовь к еврею — אהבת ישראל

Баал-Шем-Тов очень выделяет тот факт, что «каждый еврей — это еврей». Надо любить его, даже если он очень простой еврей, не имеющий даже элементарных знаний в Торе и заповедях, и даже если он грешник. Это противоположно тому мнению, которое бытовало в его времена, и гласило, что ученые Торы должны держаться подальше от простых евреев, и тем более от грешников, которые, по их мнению, не попадают в понятие «ближний».

2. Ребе — רבי

Хасидизм подчеркивает необходимость каждому еврею быть связанным с праведником (Ребе) и быть полностью преданным ему. На этом строиться весь внутренний мир его еврейства. Существует противоположное мнение, считающее, что не нужно преувеличивать важность Ребе, а нужно быть «хасидом Всевышнего», но и они согласны с тем, что должен быть руководитель, указывающий дорогу.

3. Вера — אמונה

Хасидизм подчеркивает необходимость работать над собой, чтобы развить веру во Всевышнего и в праведников. Хасиды прилагали немало усилий и стараний, чтобы «отточить» свою веру — в то время как другие не обращали на это внимания.

4. Уверенность — בטחון

Баал-Шем-Тов подчеркивает необходимость полностью полагаться на то, что Всевышний пошлет ему удачу также и в материальных вопросах, даже если он не видит никаких шансов на это в рамках природа. Баал-Шем-Тов посылал своих хасидов учиться этому качеству у простых евреев и приложил множество усилий на пробуждение и раскрытие этого качества у хасидов — тогда как в других местах этим не занимались.

5. Воодушевление — התלהבות

Хасидизм подчеркивает теплоту души, воодушевление и жизненность, необходимые еврею для исполнения Торы и заповедей. Надо приложить все усилия для того, чтобы Тора и заповеди не превратились в рутинную привычку, в то время как другие течения не акцентировали это, а лишь направляли свои усилия на изучение Торы.

6. Радость — שמחה

У хасидов всегда подчеркивалась обязанность быть постоянно в радости. Хасидизм требует, чтобы радость в ее открытом проявлении было у евреев всегда — в любом месте и в любой ситуации, в которой они находятся, даже тогда когда нечему сильно радоваться ни в материальном, ни в духовном плане. Другие направлений, напротив, не считали это одним из хороших качеств и думали, что радость мешали серьезности и сосредоточенности, требуемых от еврея для исполнения заповедей.

7. Хорошие черты характера — מידות טובות

В хасидизме подчеркивается большая роль «исправления качеств» — от учеников требуется, чтобы они потратили много времени и приложили все возможные усилия для того, чтобы исправить свои черты характера в отношениях между человеком и Всевышним и между людьми. Известно много рассказов о Баал-Шем-Тове, когда он посылал своих учеников учиться хорошим качествам у простых людей, в то время когда другие подчеркивали в первую очередь важность изучения Торы, а лишь потом - исправление характера, да и то — другим способом.

8. Хасидские истории — סיפורי חסידים

Хасиды указывали на важность рассказывать и слушать хасидские истории. Хасидские истории — это рассказы, с помощью которых можно научиться достойному поведению и хорошим чертам характера. Они прививают веру во Всевышнего и в праведников, объясняют, что мы не находимся под властью природы и мира. Хасиды прикладывали немало усилий в этом направлении, в то время как другие ошибочно полагали, что это не более чем пустая трата времени, и что это занятие достойно лишь простолюдинов, которые не умеют учить Тору.

9. Задушевные хасидские напевы — ניגוני-נשמה

Пение напевов («нигунов») является неотъемлемой частью хасидской жизни. Большие хасиды и великие предводители хасидизма сами составляли хасидские напевы, которым обучают других. Очень важно петь «нигуны» как одному, так и в компании других хасидов, особенно в знаменательные даты и в святую субботу после минхи, — в то время как другие утверждали, что тот, кто способен изучать Тору с пониманием, не должен тратить время на такие мелочи.

10. Хасидское застолье — התוועדיות

У хасидов существует традиция время от времени собираться на хасидские застолья (на иврите «итваадут», а на идиш «фарбрейнген»). На них рассказывают хасидские рассказы и поют нигуны, говорят «лехаим» (тост «За жизнь!») на крепкие напитки, на столе стоят всевозможные закуски — «фарбайсен». Общение проходит в дружной и непринужденной атмосфере, даже когда увещевают другого и находят его недостатки - чего нельзя сказать про другие направления, считающие, что подобное времяпрепровождение для людей, способных изучать Тору, является пустой тратой времени.

11. Молитва и Тора — תפילה, ביחס לתורה

Хасиды придавали очень большое значение молитве - подготовиться к ней, окунуться в микву, дать цдаку, поучить хасидизм, вдуматься в прочитанное, молиться неторопливо, вдумчиво, в то время как другие считали, что лучше сконцентрироваться и посвятить время изучению Торы, ведь изучение Торы приравнивается по важности ко всем заповедям, а молитва — это только постановление мудрецов.

12. Законы молитвы и намерение в молитве — דיני התפילה או כוונת התפילה

В хасидизме большое значение придается необходимости намерения в молитве, даже если молятся поздно, когда уже прошло «время молитвы», и даже если из-за этого придется молиться самому — чтобы молиться дольше, чем длиться общественная молитва. И если надо, можно даже перекусить перед молитвой (печенье или фрукты), потому, что «лучше поесть для того, чтобы помолиться, чем помолиться, для того, чтобы поесть». А другие течения считали, что необходимо строго придерживаться законов молитвы, молиться вовремя, молиться обязательно в миньяне, и строго придерживаться того, чтобы ничего не есть перед молитвой, и это предпочтительнее направления мысли в молитве.

13. Изучение Торы ради самой Торы — לימוד שלא לשמה

Во многих йешивах подчеркивали необходимость изучения Торы для того, чтобы «из ученика что-то вышло», чтобы он стал главой йешивы, большим человеком и тому подобное, и даже если это будет изучение Торы не ради самой Торы — ведь в конце концов, как написано: «из изучения Торы не ради самой Торы придет изучение Торы ради нее самой». Хасиды же, наоборот, считали, что необходимо особенно подчеркивать то, что изучение Торы приближать еврея ко Всевышнему, и надо остерегаться того, чтобы лист Талмуда вместо того, чтобы приблизить еврея, изучающего его, ко Всевышнему, не отдалил его от Всевышнего, не дал ему почувствовать себя все более и более существенным с каждым листом Талмуда.

14. Цимцум и ашгаха пратит — צמצום כפשוטו, והשגחה פרטית

Миснагдим (противники хасидизма) первых поколений приводили свои доводы, что Всевышний (не дай Б-г) не находится в этом материальном мире, а только управляет всем, но и это только «ашгаха клалит» — общее управление, а не управление каждой деталью. И такой была система некоторых еврейских авторитетов перед возникновением хасидизма. В отличие от них, в хасидизме подчеркивает, что Всевышний находится в каждом месте, и он управляет всем, даже куда именно попадет листок, падающий с дерева и уносимым ветром. И эта мелкая деталь, как и другие мелкие детали, и как самая мелкая деталь в мире, тоже относится к замыслу творения всех миров.

15. Отношение к миру — היחס לעולם

Статус «прушим» («отделенные») относился к большим мудрецам, которые хотели все более и более присоединиться к Всевышнему и к Торе, и поэтому отделялись от мира. Они часто постились, отправлялись скитаться, оставляли жен и бросали все свои дела и занятия, — делали все, чтобы только не быть «внутри этого мира», но отделиться от него и посвятить себя полностью Всевышнему и Торе. Хасидизм же, наоборот, считает, что в самом мире есть Всевышний, и чтобы к нему приблизиться, не надо отделяться от этого мира, надо наоборот жить внутри мира и стараться погрузиться в святость и божественность. И не надо истощать свое тело постами. Хасидизм подчеркивает, что необходимо благодарить Всевышнего за здоровье и материальное пропитание, и учиться работе Всевышнему из каждой мелочи в жизни, даже в разговорах с неевреями.

Иудаизм это сущность

Несмотря на то, что на первый взгляд кажется, что вся сущность Иудаизма это какая-то отдельная тема, не связанная ни с чем другим, — это не так. Главное в учении хасидизма это то, что Иудаизм это не просто определенная форма поведения; Иудаизм — это сущность. Недостаточно учить Тору и исполнять заповеди, педантично придерживаясь каждой мелочи, необходимо посвятить Всевышнему всю свою внутреннюю сущность.

Связь между евреем и Всевышним это не рабочий договор, по которому Всевышний дает еврею то, что ему полагается — жизнь, здоровье, средства к существованию, и а это требует от еврея вести себя так, как хочет Всевышний, на протяжении всей жизни.

Недостаточно вести себя как еврей, — утверждает хасидизм, необходимо быть евреем! Связь еврея со Всевышним осуществляется посредством исполнения Торы и заповедей, а не только из-за определенной формы поведения.

Еврей может вести себя на сто процентов по Торе, и получить всю причитающуюся ему за это награду в этом мире и в мире следующем, и при всем при этом, не дай Б-г, позабыть свою связь со Всевышним!

Чтобы такого не произошло и существует хасидизм, со своей системой, раскрывающей внутреннюю сущность каждого еврея, внутреннюю сущность Торы и заповедей, и связывающей с внутренней сущностью Всевышнего!

Темы: Хасидизм
Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Учебный центр » ХАБАД (другие статьи):