Глава поколения — связующее звено

13.03.2018 | 900 | (3)
Глава поколения — связующее звено
Связующее звено

Вера в «связующее звено»

После того, как мы усвоили основы веры, мы можем приступить к разъяснению понятия «связующее звено». Необходимость веры в Ребе как в «связующее звено» между евреями и Всевышним неоднократно упоминается в теории хасидизма, в устной Торе и даже на уровне закона. В основу этой веры легли слова Моше-рабейну («Дварим» 5:5): «Я стоял между Б-гом и вами в то время, чтобы пересказать вам слова Б-га».

Издавна хасидов и, в особенности, хасидов ХАБАДа обвиняли в чрезмерно рьяном следовании этой вере. Так было с самого начала движения хасидизма. Во времена Алтер Ребе (рабби Шнеур-Залмана из Ляд, основателя хасидизма ХАБАД) стараниями евреев-миснагдим на государственном уровне считалось преступлением даже говорить о необходимости связи с Ребе. Основным аргументом противников выдвигается, что отношение к Ребе, как к «связующему звену», посреднику между Б-гом и хасидами, может повлечь, не дай Б-г, веру в «завершающее звено», а это уже ни что иное, как идолопоклонство, надуманное наделение материального человека Б-жественными качествами.

Понятное дело, что верные хасиды не обращают на это внимания, ведь, на самом деле, такой аргумент лишен оснований и не имеет никакого значения. Реальное положение как раз и противоречит утверждениям противников. Ребе является праведником, личность которого полностью аннулирована перед бесконечной волей Творца. Поэтому вера в «связующее звено» не может привести, не дай Б-г, к противоположному подходу, в соответствии с которым бесконечный Творец ограничивается лишь рамками материального тела.

Настоящая вера заключается в том, что Ребе находится на таком уровне, что абсолютно объединен с Б-гом, подобно тому, как это раскроется у всех остальных евреев с наступлением Геулы. Истинное единство Творца явным образом проявляется в личности Ребе, и у него нет самостоятельной сущности, кроме сущности самого Б-га.

Разумеется, утверждение, что Б-г — это тело, полностью противоречит вышесказанному подходу и является кощунством, подобно теории Спинозы, что природа и есть Творец, не дай Б-г!

Разница между «связующим звеном» и «прерывающим звеном»

Существование «связующего звена» является необходимостью, ибо без него невозможно достичь настоящей веры в Творца. Подобно тому, как тело не может существовать без мозга, который является «связующим звеном» между душой и телом, так и народ Израиля не может существовать без Ребе — «связующего звена» между Б-гом и Его народом.

Для того чтобы удержаться в этом мире — мире, скрывающем Б-жественность, еврейским душам необходимо было пройти множественные спуски и «сокращения», прежде чем войти в тело. Спуски эти настолько отдаляют еврейскую душу от Творца, что, находясь в теле, она неспособна своими силами воспринять слова Б-га. Нужно, чтобы Моше «стоял между Б-гом и вами» («связующее звено»).

Такова роль учителя Моше: быть посредником между Творцом и Его созданиями. Во многих книгах мудрецов объясняется, что в каждом поколении есть учитель Моше, лидер каждого поколения, Учитель, который исполняет роль «связующего звена».

Но любой другой человек даже обладающий незаурядными качествами, но ощущающий себя отдельной от Творца личностью — является «прерывающим звеном» и может привести лишь к отдалению от Б-га и даже к идолопоклонничеству.

Известно, что, изготавливая себе золотого тельца, евреи не искали себе идола для поклонения, они всего лишь пытались заменить Моше (посчитав его мертвым) на другого посредника. Когда, при даровании первых заповедей, евреям раскрылся Престол Славы, они лицезрели образ божественной колесницы (см. пророчество Йехезкеля) и там лик быка — и теперь, когда, по их мнению, Моше умер, они захотели, чтобы Б-жественное влияние спускалось к ним через ангела в образе быка.

Так как даже ангелы являются определенным творением, они не способны полностью аннулироваться перед волей Творца — такова их суть. Пока они находятся в высших мирах, у Престола Славы — они выполняют свою функцию и следуют воле Всевышнего. Но если спустить их в этот мир — они превращаются в «завершающее звено» и приводят практически к идолопоклонничеству.

Подобно этому в истории нашего народа были крупные лидеры, которые хорошо знали Тору, но при этом не верили, лишь в некоторые ее аспекты (например, каббалу и т.п.), они ощущали себя отдельной от Творца сущностью, что привело в последствии к отрицанию истинной роли праведников и отдалению масс от чистого служения. Порой это доводило до настоящего идолопоклонства, как, например, известный лжемессия, давший начало религии, под флагом которой уничтожали евреев многие века.

Моше-рабейну — самоотдача Творцу

«Связующим звеном» становится человек, которого избирает сам Б-г. Как сказал РАМБАМ об учителе Моше: «Избранный из всего человеческого рода». В одном из благословений, установленных мудрецами, мы говорим:

«Благословен Ты… избирающий Свою Тору и Моше — слугу Своего». Избрание Моше Свыше не является следствием каких-то материальных причин или специальных заслуг — это выбор, который делает Б-г, ибо таково Его желание.

О Моше-рабейну сказано: «Скромнее всех людей». Скромность — это отсутствие ощущения собственного величия — скромнее всех людей, вплоть до того, что он полностью сливается с Б-гом, пред которым полностью преклоняется. Моше не является вообще самостоятельной сущностью — весь он полностью соединен с Творцом. В то же время он полностью объединен с народом Израиля, с помощью которого влияет на весь мир.

О себе говорит Моше в Торе: «А мы что?» — Моше считает себя ничем перед Б-гом. Вместе с тем, Моше готов пожертвовать собой ради каждого еврея. Как мы видим это из его молитвы: «Если не простишь Ты народу — сотри меня из Книги Своей».

О Моше сказано: «Моше — Б-жественный человек». Талмуд объясняет этот термин: «Сказал Раба: от середины вниз — человек, от середины вверх — Б-г». То есть, в своей внешней оболочке, в своем проявлении в мире (от середины вниз) — человек, а изнутри, в своей внутренней сущности, Моше абсолютно объединен с Б-гом.

Свойство Моше объединять две крайности на более высоком уровне видно из самого объединения имени «Моше» с титулом «Б-жественный». Имя Моше было дано ему дочерью фараона Батьей, когда она вытащила его из воды. На древнееврейском «ошитиу» («вытащили из воды»), однокоренное с именем «Моше». В хасидизме объясняется, что «вода» («маим») соответствует Б-жественному Имени «МА». Это собственное 4-буквенное Имя Всевышнего АВАЙЕ в той форме, которая выше миров. Оттуда проистекает внутренняя сущность Моше — «Ибо из воды я вытащила его». Имя Всевышнего, использованное в титуле «Б-жественный человек» («Иш а-Элоким») в числовом значении слову «природа» («а-тэва»). Таким образом титул «Б-жественный человек» отражает то, как возвышенная сущность Моше облекается в окружающий материальный мир.

Все упомянутое указывает на главную задачу Моше: объединять спустившиеся в мир души еврейского народа с Творцом. Посредством еврейских душ Моше является «связующим звеном» между материальным миром и Всевышним.

«И поверили они в Г-спода и в Моше, Его раба»

Написано в Торе («Шмот» 14:31): «И поверили они в Г-спода и в Моше, Его раба» — когда евреи верят в Моше-рабейну и прикрепляются к нему, то с помощью этого они верят во Всевышнего и связываются с Ним. Объясняется в Мехильте («Бешалах» гл. 6): «Это учит нас тому, что каждый, кто верит в верного пастыря, как будто верит в Того, кто сотворил мир».

На первый взгляд это непонятно. Что значит «И поверили... в Моше, Его раба»? Разве можно верить в человека из плоти и крови?! Ведь «Могущество и вера — Ему, живущему вечно»! И в особенности эти слова наших учителей непонятны, так как в соответствии с ним следует, что вера в Б-га достигается только с помощью веры в человека, Моше.

Но согласно вышесказанному, что Моше-рабейну из-за своего полнейшего подчинения и скромности совершенно связан со Всевышним, что даже его материальное тело подчинено и обьединено со Всевышним — не только можно, но и необходимо верить в него, ведь нет возможности верить в Б-га без веры в Моше. И это также воля и желание Всевышнего — чтобы вера в Б-га была с помощью веры в Моше, и каждый, кто связывается с ним — связывается со Всевышним и исполняет Его волю. И так сказано в Торе («Шмот» 19:9): «И сказал Господь Моше... И также в тебя будут они верить вовеки».

И объясняет РАШИ слова Торы («Дварим» 11:22): «Ибо если строго соблюдать будете всю эту заповедь, которую заповедую вам исполнить, любить Г-спода, Б-га вашего, ходить всеми путями Его и держаться Его» таким образом: «Можно ли так сказать? А ведь Он – огонь испепеляющий! Однако (в виду имеется следующее:) держись ученых и мудрецов, и тебе вменится, как если бы ты держался Его».

Раскрытие Всевышнего через тело Моше

Насколько Моше был связан со Всевышним — можно понять из его слов («Дварим» 11:14-15): «То дам я дождь вашей земле в пору его... И дам я траву в поле твоем для твоего скота...». И он говорит это от первого лица, хотя разве Моше дает дождь и траву?!

Но сказали наши учителя (см. «Ликутей Сихот» том 4, стр. 1087), что «Шхина говорит через горло Моше». Это значит, что Шхина говорит не только из души Моше, но и из его горла, которое также является сосудом для раскрытия Сущности Творца. То есть Сущность Всевышнего раскрывается и говорит с еврейским народом с помощью Моше-рабейну.

И об этом сказано («Дварим» 5:4): «Лицом к лицу говорил Г-сподь с вами на горе из среды огня». И РАШИ объясняет там слова «лицом к лицу»: «Так сказал Моше: „Не говорите, что я ввожу вас в заблуждение несуществующим, как обычно поступает посредник между продавцом и покупающим, ведь продавец сам говорит с вами“». То есть, с помощью Моше-рабейну «продавец» (Всевышний) сам говорит с евреями и раскрывается им.

И об этом сказано в книге «Тания» (гл. 42), что «в каждом поколении искры души Моше-рабейну нисходят и облекаются в тело и в душу мудрецов поколения, очей общины, дабы учить знанию народ». И объясняет это Любавичский Ребе ШЛИТА Король Мошиах: «Важно, что подчеркивается порядок слов „в тело и в душу“ — ведь не сказано, что облечение искры души Моше-рабейну в тело мудреца происходит не прямо, а этому предшествует облечение в его душу. Но это происходит без посредничества души, как в примере с Моше-рабейну: искра его души снизошла и облачилась в тело мудреца».

Лицо Господина Б-га — это РАШБИ

Это позволит нам понять выражение «Сущность Творца в материальном теле», которое используется в отношении Моше-рабейну и его распространения — каждого главу еврейского народа в в своем поколении, на основании сказанного в книге «Зоар» (II 38а) о РАШБИ. На слова Торы («Шмот» 34:23): «Три раза в году должно представать все твое мужское (население) пред лицом Господина, Г-спода, Б-га Израиля» спрашивается: «Что есть „лицо Господина, Г-спода, Б-га“?» и даётся ответ: «Это рабби Шимон бар Йохай»! Также в Иерусалимском Талмуде («Бикурим» 3:3) мы читаем: «А Всевышний в своем чертоге — это рабби Ицхак сын рабби Элазара в доме учения в Кейсарии».

Ведь совершенно ясно сказано, что когда р. Ицхак сидел в своем доме учения, это был «Всевышний в своем чертоге»! И люди, приходящие к р. Шимону на праздник, встречаются с «Господином, Г-сподом, Б-гом»!

И для разумного понятно, что здесь не имеется в виду, что Сущность Всевышнего это материальное тело — ограниченная материя, не дай Б-г, ведь у Всевышнего нет тела и подобия тела. А имеется в виду то, что также и тело РАШБИ свято и беспорочно вплоть до того, что оно полностью аннулируется и становится объединенным с Сущностью Всевышнего.

И это соответствует сказаному выше, что Всевышний это единственная истина и нет никого и ничего кроме Него, а все творения аннулируются перед Ним и объединяются с Ним.

Также и в отношении выражения «Сущность Творца в материальном теле», которое используется по отношению к Ребе. Физическое тело Ребе свято до такой степени, что оно полностью подчинено Всевышнему и объединяется с Ним.

Поэтому понятно, что тело главы поколения не подчиняется ограничениям материи, которую мы ощущаем с помощью пяти органов тела, а по его желанию может быть постижимым и видимым глазами людей, а может само видеть, но при этом быть невидимым. И все это в соответствии с его потребностями при руководстве народом по пути, ведущему ко Всевышнему — и его работа как главы поколения заключается в том, чтобы связать сотворенный мир со Всевышним.

Компаньон Всевышнего в Творении мира

Теперь станет понятным объяснение в мидраше («Ваикра раба» 36:4) на слова (Йешаяу 43:1) «И ныне так говорит Г-сподь, сотворивший тебя, Яаков, и создавший тебя, Израиль»: «Сказал Всевышний миру: Мир мой, мир мой, Я скажу тебе, кто тебя сотворил и кто тебя создал. Яаков сотворил, Яаков создал, как сказано: „сотворивший тебя, Яаков, и создавший тебя, Израиль“». И наподобие этого в книге «Берейшит» (33:20): «И назвал он его: Б-г, Б-г Израиля!», как объяснил РАШИ: «А наши мудрецы разъясняли, что Святой, благословен Он, назвал Яакова „Б-г“».

Здесь имеется в виду то, что Яаков подчинен Всевышнему, поэтому Всевышний создает мир и поддерживает его существование в заслугу Яакова, чтобы он смог служить Ему как следует. И это сравнивается с тем, что как будто сам Яаков сотворил мир, как сказали об этом наши мудрецы: «Компаньон Всевышнего в Творении мира». И также сказали мудрецы об Аврааме: «И было сказано Авраамy Всевышним: Имя Мое неизвестно было людям, а ты сделал Его известным им. И потомy Я засчитываю тебе это в заслугy, как если бы ты соучаствовал со Мною в Сотворении мира. Благодаря тебе приобрел Я Небо и Землю».

Хотя евреи были предупреждены о запрете присоединения к Б-гу каких-либо вспомогательных образов («шитуф»), речь шла о звездах и небесных телах, которые отдалены от Всевышнего. И придавание им какой-то значимости умаляет от того, что следует давать исключительно Всевышнему. Но когда речь идёт о праведниках, которые объединены со Всевышним, то нам заповедано уважать их, так как в этом проявляется уважение ко Всевышнему. Это входит в правило уважения родителей, которые являются компаньонами Всевышнего при создании плода.

Также и в отношении главы поколения, в заслугу которого и благодаря его действиям по распространению еврейства был создал мир, как сказано (Мишлей 10:25): «Праведник же — основание мира». Он является компаньоном Всевышнего при сотворении мира и проявляя к нему уважение мы тем самым уважаем Всевышнего.

Сказано в Торе («Дварим» 6:13): «Г-спода, Б-га твоего, бойся и Ему служи». Объяснил р. Акива («Псахим» 22б), что это включает в себя учеников мудрецов («талмидей хахамим»). Речь идёт не просто о мудром в Торе человеке, который разбирается во всех ее вопросах, а именно об ученике — человеке, который также способен принимать от источника мудрости — Всевышнего и полностью подчинен Ему.

Как также объясняется в Талмуде («Бава батра» 75б): «Трое названы Именем Всевышнего: праведники, Мошиах и Иерусалим».

Глава поколения — цель Творения

Как известно, сотворение материи произошло с помощью Сущности Творца, ведь только Он может создать материю из ничего. На первый взгляд непонятно: Сущность Всевышнего это простое единство, тогда как стало возможным сотворение ограниченных объектов во всем их многообразии?

Объясняется это тем, что Всевышний пожелал для Себя жилище в нижних мирах, наличие которого осуществляется с помощью Торы и заповедей, а об этом сказано в книге «Зоар»: «Тора и Всевышний это одно целое». Тора и заповеди (желание и мудрость Всевышнего) являются источником и первопричиной Творения, но это не противоречит абсолютной истине, что Творение произошло с помощью Сущности Творца, так как Тора неразделима с ней.

И так как в соответствии с учением хасидизма праотец Яаков соответствует Торе, он является избранным среди праотцов. Но более того, так как его душа выше Торы (ведь евреи предшествовали Торе), то сказал о нем Всевышний: «Мир мой, мир мой... Яаков сотворил, Яаков создал».

Это справедливо и для глав еврейского народа, которые находятся на уровне Яакова, ведь известно, что слово «глава» («наси») это аббревиатура «искры праотца Яакова». Все их существование ничто иное, как реализация Торы и заповедей, поэтому ради него был создан мир и от него его существование.

Безразмерный ковчег

Можно привести пример тому, что в главе поколения проявляется единство Всевышнего — безразмерный ковчег, который находился в Святая святых Храма. Несмотря на вполне определенные физические размеры, при определенном рассмотрении он не занимал места в пространстве!

Это было возможно благодаря тому, что Всевышний всемогущий, и Он может одновременно объединить бесконечность и ограниченность.

Сам ковчег был вплоне материальным предметом, ведь иначе с ним нельзя было исполнить заповедь («Шмот» 25:10): «И пусть сделают ковчег из дерева шитим, два с половиной локтя его длина, и полтора локтя его ширина, и полтора локтя его высота». Несмотря на это он не занимал места в пространстве.

Именно так мы, хасиды ХАБАДа, верим, что Любавичи это наш Иерусалим, дом нашего Ребе это Храм, а сам Ребе ШЛИТА Король Мошиах это ковчег завета, который стоит на краеугольном камне, так как он «праведник — основа мироздания» в котором раскрывается Сущность Всевышнего.

«Да увидишь ты мир в своей жизни»

И так произойдет в будущем с раскрытием настоящего единства Всевышнего, когда во всем материальном мире раскроется Сущность Всевышнего — что нет никого, кроме Него, «и будет Г-сподь владыкой на всей земле и т.д.». Под словом «все» имеется в виду не только пространство, но и вся материя, которая будет подчинена Всевышнему.

На самом деле, это есть и сейчас, что нет никого, кроме Него, только до наступления Освобождения творения не ощущают этого. Но Моше-рабейну и Король Мошиах, как все праведники, которые являются «продолжением Моше» живут этим уже сейчас.

Хотя они находится в изгнании вместе со всеми евреями, ведь «с ним Я в бедствии» и «когда отправились в Эдом, Шхина была с ними», но несмотря на это высокие души видят мир при своей жизни и уже сейчас они абсолютно подчинены Всевышнему, как это произойдет в будущем, как сказал Алтер Ребе, что «для этих высоких душ... не было разрушения Храма».

Продолжение Моше в каждом поколении

Сказано в книге «Зоар», что в каждом поколении есть «продолжение Моше». Также сказали наши мудрецы, что нет поколения, в котором бы не было человека, подобного Моше, как сказано: «Праведник — основа мира». Как пишет об этом Ребе («Ликутей Сихот» том 26, стр. 7): «В каждом поколении обязан быть „Моше“ в которого облекается душа Моше-рабейну».

Также в книге «Тания» (гл. 42) сказано: «В каждом поколении искры души Моше-рабейну нисходят и облекаются в тело и в душу мудрецов поколения, „очей общины“, дабы учить знанию народ, чтобы знали величие Б-га и служили Ему сердцем и душой».

И так как идея Моше-рабейну заключается в том, чтобы обучать людей знанию, познанию Всевышнего, то каждый глава поколения, который рассказывает всем о величии Всевышнего на уровне мудрости, понимания и знания (ХАБАД), является Моше-рабейну этого поколения, связывающим звеном (ведь знание это связь, как сказано «и Адам познал Хаву»). И с помощью веры в него и связи с ним для служения Всевышнему мы полностью подчиняемся Ему на самом глубоком и внутреннем уровне.

Но для чего это нужно? Разве нам недостаточно самого Моше-рабейну, который был во время Дарования Торы и который объединял евреев с Творцом?

Ответ такой, что со временем произошел упадок во всех поколениях, и чтобы связать души евреев со Всевышним и освободить искры святости нужно присутствие Моше-рабейну, который облекается в главу поколения и находится в соответствии со своим поколением.

Это значит, что в каждом поколении его глава облекается в самые низкие сферы для их очищения и одновременно раскрывает самые высокие идеи. Вплоть до нашего поколения, в котором Любавичский Ребе ШЛИТА Король Мошиах раскрыл нам самые возвышенные вещи, «до моря предельного», до «последнего дня» — раскрытия будущего времени.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter